Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Пушкинская 23",
апелляционное производство N 05АП-13812/2014
на решение от 22.09.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-21415/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Пушкинская 23" (ИНН 2536219782, ОГРН 1092536007343, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.09.2009)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: администрация города Владивостока
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от кооператива: представитель Л.А. Струкова (паспорт, доверенность от 14.07.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- установил:
Гаражно-строительный кооператив "Пушкинская 23" (далее по тексту - "заявитель", "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 11.06.2014 N 10232/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдаче акта выбора земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять распоряжение о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 5, цель предоставления: для строительства капитальных гаражей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, кооператив настаивает на том, что представил весь необходимый для выбора земельного участка перечень документов, и основания для отказа в выборе у УГА г. Владивостока отсутствовали. Со ссылкой на пункт 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации считает, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне водного объекта не препятствует размещению на нем капитальных гаражей. Наличие в границах земельного участка капитальных конструкций ограждения и наружного освещения действующей автомобильной стоянки, по мнению кооператива, не свидетельствует о правах третьих лиц на спорный земельный участок. Каких-либо препятствий для выбора земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории заявитель не усматривает.
УГА г. Владивостока и администрация г. Владивостока в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
30.04.2014 кооператив обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 18 255 кв. м в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения капитального объекта - гаражи в районе ул. 2-я Поселковая, 5 в г. Владивостоке. К указанному заявлению были приложены обзорная схема, топографическая съемка земельного участка, копии регистрационных и уставных документов, проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях, а также обоснование размера земельного участка.
Заявление кооператива с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 11.06.2014 N 10232/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на нахождение в его границах объектов с литером "автостоянка", "Т" (туалет), ограждения (капитального забора), а также столбов наружного освещения по всему периметру автомобильной стоянки.
Посчитав письмо УГА г. Владивостока не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и его нарушающим права и законные интересы, кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
По правилам пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения капитальных объектов - гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 18 255 кв. м в районе ул. 2-я Поселковая, 5 в г. Владивостоке.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию для выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что администрацией выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства объекта, не производились. Проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были представлены заявителем и отклонены УГА г. Владивостока со ссылкой на нахождение в его границах объектов с литером "автостоянка", "Т" (туалет), ограждения (капитального забора), а также столбов наружного освещения по всему периметру автомобильной стоянки.
Из представленных в материалы дела топографических материалов коллегией установлено, что в границы земельного участка действительно попадает территория, обозначенная как "автостоянка", по периметру которой имеются ограждение и сети наружного освещения. Кроме того в непосредственной близи от автостоянки расположен объект, обозначенный литером "Т".
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
По правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельного участка имеют граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения.
Между тем ни УГА г. Владивостока, ни администрацией г. Владивостока не представлены доказательства того, что расположенные в границах земельного участка объекты являются объектами недвижимости, а также доказательства наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок.
Доводы администрации г. Владивостока о том, что права на данные объекты могли быть не зарегистрированы, поскольку государственная регистрация прав, возникших до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", производится по желанию правообладателя, коллегией рассмотрены и отклоняются.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
УГА г. Владивостока не доказано, что до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" у третьих лиц возникли какие-либо права на спорный земельный участок, и не представлены документы, подтверждающие существование данных прав.
При таких обстоятельствах нахождение на земельном участке каких-либо объектов, а равно нанесение их на топографические документы само по себе не препятствует выбору указанного земельного участка для строительства. Доводы УГА г. Владивостока об обратном основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем коллегия находит оспариваемый отказ не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации.
Вместе с тем, оценивая наличие совокупности условий для признания незаконным указанного решения, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока следует, что земельный участок частично расположен в границах водоохранной зоны.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 16 этой же статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Оценивая возможность размещения на спорном земельном участке капитальных гаражей, коллегия исходит из того, что особый статус земельного участка не позволяет строить на нем объекты, в назначении которых не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Кроме того, учитывая, что строительство и эксплуатация гаражей непосредственно связана с движением транспортных средств и их стоянкой, техническим обслуживанием, осуществлением мойки транспортных средств, вне зависимости от интенсивности осуществления указанной деятельности, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что выбор земельного участка в соответствии с представленной схемой его расположения на кадастровом плане территории повлечет нарушение правового режима водоохранной зоны.
Кроме того, согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок полностью расположен в запретном районе военного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 указанной статьи в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее по тексту - "Положение N 135").
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные понятия запретных зон и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, вступившим в силу с 15.05.2014 (далее по тексту - "Положение N 405").
Запретные районы военных объектов на территории Приморского края установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Запретные районы внесены в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое), и правовой режим данных территорий подлежит обязательному учету при решении вопроса о выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Аналогичное правило было установлено пунктом 8 постановления N 135.
На момент рассмотрения спора постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 было отменено и вместо него принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", предусматривающее межевание и последующий кадастровый учет запретных зон, зон охраняемых военных объектов и охранных зон военных объектов, параметры запретных зон изменены.
Вместе с тем принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий.
Пунктом 3 постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель в соответствии в постановлением в срок до 31 декабря 2015 г. До указанного срока действуют ранее введенные ограничения.
Поскольку доказательства того, что постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг отменено и спорный земельный участок исключен из границ запретного района военного объекта, в материалы дела не представлено, на спорный земельный участок распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для запретных территорий, применительно к понятию запретной зоны. Соответственно, его выбор и последующее строительство на нем объекта заявителя запрещено.
С учетом установленных судами обеих инстанций объективных обстоятельств, препятствующих выбору спорного земельного участка, принятое УГА г. Владивостока решение не влияет на права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2014 по делу N А51-21415/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 N 05АП-13812/2014 ПО ДЕЛУ N А51-21415/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N 05АП-13812/2014
Дело N А51-21415/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 20 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Пушкинская 23",
апелляционное производство N 05АП-13812/2014
на решение от 22.09.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-21415/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Пушкинская 23" (ИНН 2536219782, ОГРН 1092536007343, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.09.2009)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: администрация города Владивостока
об оспаривании решения,
при участии в заседании:
- от кооператива: представитель Л.А. Струкова (паспорт, доверенность от 14.07.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 17.12.2013 N 27/1-1-4178);
- от администрации г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение N 3777, доверенность от 30.12.2013 N 1-3/4679);
- установил:
Гаражно-строительный кооператив "Пушкинская 23" (далее по тексту - "заявитель", "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 11.06.2014 N 10232/20у об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдаче акта выбора земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять распоряжение о выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. 2-я Поселковая, 5, цель предоставления: для строительства капитальных гаражей.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, кооператив настаивает на том, что представил весь необходимый для выбора земельного участка перечень документов, и основания для отказа в выборе у УГА г. Владивостока отсутствовали. Со ссылкой на пункт 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации считает, что нахождение земельного участка в водоохранной зоне водного объекта не препятствует размещению на нем капитальных гаражей. Наличие в границах земельного участка капитальных конструкций ограждения и наружного освещения действующей автомобильной стоянки, по мнению кооператива, не свидетельствует о правах третьих лиц на спорный земельный участок. Каких-либо препятствий для выбора земельного участка и утверждения схемы его расположения на кадастровом плане территории заявитель не усматривает.
УГА г. Владивостока и администрация г. Владивостока в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразили. Решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
30.04.2014 кооператив обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 18 255 кв. м в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения капитального объекта - гаражи в районе ул. 2-я Поселковая, 5 в г. Владивостоке. К указанному заявлению были приложены обзорная схема, топографическая съемка земельного участка, копии регистрационных и уставных документов, проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях, а также обоснование размера земельного участка.
Заявление кооператива с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 11.06.2014 N 10232/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на нахождение в его границах объектов с литером "автостоянка", "Т" (туалет), ограждения (капитального забора), а также столбов наружного освещения по всему периметру автомобильной стоянки.
Посчитав письмо УГА г. Владивостока не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и его нарушающим права и законные интересы, кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
По правилам пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка обеспечивается органом местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения капитальных объектов - гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 18 255 кв. м в районе ул. 2-я Поселковая, 5 в г. Владивостоке.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов соответствовали требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем правомерно направлены департаментом в администрацию для выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что администрацией выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства объекта, не производились. Проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были представлены заявителем и отклонены УГА г. Владивостока со ссылкой на нахождение в его границах объектов с литером "автостоянка", "Т" (туалет), ограждения (капитального забора), а также столбов наружного освещения по всему периметру автомобильной стоянки.
Из представленных в материалы дела топографических материалов коллегией установлено, что в границы земельного участка действительно попадает территория, обозначенная как "автостоянка", по периметру которой имеются ограждение и сети наружного освещения. Кроме того в непосредственной близи от автостоянки расположен объект, обозначенный литером "Т".
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
По правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельного участка имеют граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения.
Между тем ни УГА г. Владивостока, ни администрацией г. Владивостока не представлены доказательства того, что расположенные в границах земельного участка объекты являются объектами недвижимости, а также доказательства наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок.
Доводы администрации г. Владивостока о том, что права на данные объекты могли быть не зарегистрированы, поскольку государственная регистрация прав, возникших до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", производится по желанию правообладателя, коллегией рассмотрены и отклоняются.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
УГА г. Владивостока не доказано, что до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" у третьих лиц возникли какие-либо права на спорный земельный участок, и не представлены документы, подтверждающие существование данных прав.
При таких обстоятельствах нахождение на земельном участке каких-либо объектов, а равно нанесение их на топографические документы само по себе не препятствует выбору указанного земельного участка для строительства. Доводы УГА г. Владивостока об обратном основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем коллегия находит оспариваемый отказ не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации.
Вместе с тем, оценивая наличие совокупности условий для признания незаконным указанного решения, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока следует, что земельный участок частично расположен в границах водоохранной зоны.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 16 этой же статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Оценивая возможность размещения на спорном земельном участке капитальных гаражей, коллегия исходит из того, что особый статус земельного участка не позволяет строить на нем объекты, в назначении которых не указаны сооружения, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Кроме того, учитывая, что строительство и эксплуатация гаражей непосредственно связана с движением транспортных средств и их стоянкой, техническим обслуживанием, осуществлением мойки транспортных средств, вне зависимости от интенсивности осуществления указанной деятельности, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что выбор земельного участка в соответствии с представленной схемой его расположения на кадастровом плане территории повлечет нарушение правового режима водоохранной зоны.
Кроме того, согласно фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока спорный земельный участок полностью расположен в запретном районе военного объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 указанной статьи в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства предусмотрено установление запретных и иных зон с особыми условиями использования земель.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 N 135 было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее по тексту - "Положение N 135").
Данное Положение определяло назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.
Аналогичные понятия запретных зон и ограничения, связанные с использованием таких территорий, предусмотрены действующим в настоящее время Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, вступившим в силу с 15.05.2014 (далее по тексту - "Положение N 405").
Запретные районы военных объектов на территории Приморского края установлены постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю" на основании пункта 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135.
Запретные районы внесены в документы градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (Карта запретных зон и районов войсковых частей на территории Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое), и правовой режим данных территорий подлежит обязательному учету при решении вопроса о выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 постановления N 405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Аналогичное правило было установлено пунктом 8 постановления N 135.
На момент рассмотрения спора постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 было отменено и вместо него принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", предусматривающее межевание и последующий кадастровый учет запретных зон, зон охраняемых военных объектов и охранных зон военных объектов, параметры запретных зон изменены.
Вместе с тем принятое постановление не содержит указаний на отмену ранее установленных границ запретных территорий.
Пунктом 3 постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации предписано осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель в соответствии в постановлением в срок до 31 декабря 2015 г. До указанного срока действуют ранее введенные ограничения.
Поскольку доказательства того, что постановление Губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг отменено и спорный земельный участок исключен из границ запретного района военного объекта, в материалы дела не представлено, на спорный земельный участок распространяются ограничения в использовании, предусмотренные для запретных территорий, применительно к понятию запретной зоны. Соответственно, его выбор и последующее строительство на нем объекта заявителя запрещено.
С учетом установленных судами обеих инстанций объективных обстоятельств, препятствующих выбору спорного земельного участка, принятое УГА г. Владивостока решение не влияет на права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2014 по делу N А51-21415/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
С.В.ГУЦАЛЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)