Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 по делу N А63-7092/2013 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Электроавтоматика" (ОГРН 1022601979894) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737), третьи лица: администрация города Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок (судья Быков А.С.), при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Электроавтоматика" Рубинского О.Ю. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
Открытое акционерное общество "Электроавтоматика" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании отказа от 05.04.2013 N 05-11/9056 в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:022505:236, находящийся по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9-б, квартал 512, недействительным и обязании управления устранить нарушение права заявителя путем государственной регистрации права собственности на земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:022505:236.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ставрополя (далее - администрация) и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет).
Решением суда от 30.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение управления, изложенное в сообщении от 01.04.2013 N 01/131/2012-129 об отказе в государственной регистрации права. Управление обязано осуществить государственную регистрацию права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236 площадью 9921 кв. м.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства имеющие существенное значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва, по изложенным в нем основаниям, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя участвующего в деле лица и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 по делу N А63-7092/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, общей площадью 8331,2 кв. м, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9б, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.07.2013 N 26-0-1-117/4001/2013-3957.
Постановлением администрации города Ставрополя от 06.08.2012 N 2309 обществу, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставлен в собственность земельный участок площадью 9921 кв. м с кадастровым номером 26:12:022505:236, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9б, в квартале 512, для использования под промышленными объектами. Пунктом вторым постановления администрация указала комитету на заключение договора купли-продажи с выкупной ценой земельного участка в размере 610 677 рублей.
На основании указанного постановления комитетом (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи от 09.08.2012 N 345, согласно которому обществу передан в собственность земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236. Согласно справке комитета от 13.08.2012 N 06-2532-11-с взаиморасчеты сторон по договору от 09.08.2012 N 345 произведены полностью.
26.10.2012 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236.
Сообщением от 05.04.2013 обществу отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с указанием на то, что представленные на регистрацию документы и имеющиеся сведения в деле правоустанавливающих документов содержат разночтения в части указания вида разрешенного использования земельного участка. Участок расположен в территориальной зоне П-1, а вид разрешенного использования указанный в постановлении и договоре не предусмотрен для данной зоны. Кроме того, у регистратора возникли сомнения относительно государственной регистрации права собственности на земельный участок при отсутствии документов, указывающих на каких земельных участках расположены иные объекты недвижимости с идентичным адресом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости производственного назначения площадью 8331 кв. м, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9б, в квартале 512.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Такое право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления общества, оформленного в соответствии с пунктом 5 данной статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании заявления общества и во исполнение названных требований Земельного кодекса Российской Федерации администрация приняла постановление от 06.08.2012 N 2309 о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:022505:236 для использования под промышленными объектами и комитетом с обществом заключен договор купли-продажи от 09.08.2012 N 345.
В силу положений статей 223, 433, 550, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи недвижимого имущества считается заключенным с даты его подписания сторонами, при этом право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации права собственности за покупателем.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации прав) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права (статья 18 Закона о регистрации прав).
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказывая в государственной регистрации, управление сослалось на разночтения вида разрешенного использования указанного в постановлении администрации и договоре купли-продажи, несоответствие вида разрешенного использования правилам землепользования и застройки и сомнение государственного регистратора относительно того, что объект недвижимости, принадлежащий заявителю, расположен на земельном участке и на нем нет иных объектов, принадлежащих третьим лицам.
Согласно выпискам из ЕГРП от 29.07.2013 и от 27.08.2013, а также заключению по идентификации объекта недвижимости от 25.10.2013, изготовленного ГУП СК "Крайтехинвентаризация", на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022505:236 расположены объекты недвижимости принадлежащий обществу на праве собственности.
В соответствии со справкой от 17.01.2014 N 8, выданной ГУП СК "БКИ СК" (правопреемник ГУП СК "Крайтехинвентаризация") по результатам идентификации объектов недвижимости от 25.10.2013, при проведении работ по идентификации объектов капитального строительства установлено, что объекты недвижимости, принадлежащие сторонним собственникам на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022505:236 отсутствуют.
Таким образом, заключая договор купли-продажи, общество реализовало предоставленное ему статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество.
В нарушение требований статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило доказательств нахождения на земельном участке иных объектов недвижимости, в том числе не принадлежащих обществу.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок, в управление в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав представлены все необходимые документы для проведения соответствующих регистрационных действий.
Доводы управления о том, что в постановлении администрации и договоре купли-продажи, а также ЕГРП имеется несоответствие вида разрешенного использования земельного участка правилам землепользования и застройки правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судом установлено, что на государственную регистрацию вместе с договором купли-продажи от 09.08.2012 N 345 представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 26:12:022505:236.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, пунктом 3 части 2, пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующих территориальных зон устанавливаются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью Правил землепользования и застройки.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 2 статьи 7 и пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При проведении правовой экспертизы государственный регистратор установил относимость спорного участка к территориальной зоне П-1 "зона промышленных предприятий" (письмо комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 21.11.2012 N 09/1-22/3-5494).
Согласно статье 53 правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97, в зоне П-1 одним из основных видов разрешенного использования является производственные предприятия различного профиля.
Вид разрешенного использования земельного участка обусловлен допустимыми видами разрешенного использованиями для данной территориальной зоны, видом фактического использования земельного участка, непосредственно связанного с видом использования расположенного на нем объекта капитального строительства и не требует принятия какого либо специального акта или решения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022505:236 расположено нежилое здание производственного назначения. Земельный участок является учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". На момент принятия управлением оспариваемого отказа вид разрешенного использования земельного участка указан в государственном кадастре недвижимости "для использования под промышленными объектами".
Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка - для использования под промышленными объектами не противоречит градостроительному регламенту производственной зоны города Ставрополя - П-1 Зона промышленных предприятий, установленных правилами землепользования и застройки, основным видам разрешенного использования, а также соответствует назначению, находящегося на участке объекта недвижимости, в связи с чем, у управления отсутствовали основания считать представленные на государственную регистрацию документы не соответствующими требованиям действующего законодательства.
Кроме того, федеральное законодательство не содержит такого препятствия в реализации исключительного права на приватизацию земельного участка собственником расположенного на нем объекта недвижимости, как наличие разночтений в части указания вида разрешенного использования участка между представленными на государственную регистрацию документами и сведениями о виде разрешенного использования, содержащимися в архивных документах дела правоустанавливающих документов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации по мотивам, приведенным в обжалуемом отказе.
В силу положений статьи 65 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Иных мотивов для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236, помимо указанных в письме от 05.04.2013 N 05-11/9070 (сообщение от 01.04.2013 N 01/131/2012-129) об отказе в государственной регистрации, управление не привело, дополнительных доказательств правомерности отказа не представило.
Суд первой инстанции не установил наличие объективных препятствий для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа управления Закону о регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 по делу N А63-7092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.04.2014 ПО ДЕЛУ N А63-7092/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. по делу N А63-7092/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 по делу N А63-7092/2013 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Электроавтоматика" (ОГРН 1022601979894) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737), третьи лица: администрация города Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок (судья Быков А.С.), при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Электроавтоматика" Рубинского О.Ю. (доверенность от 10.01.2012), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
установил:
Открытое акционерное общество "Электроавтоматика" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании отказа от 05.04.2013 N 05-11/9056 в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:022505:236, находящийся по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9-б, квартал 512, недействительным и обязании управления устранить нарушение права заявителя путем государственной регистрации права собственности на земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:12:022505:236.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Ставрополя (далее - администрация) и комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет).
Решением суда от 30.01.2014 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение управления, изложенное в сообщении от 01.04.2013 N 01/131/2012-129 об отказе в государственной регистрации права. Управление обязано осуществить государственную регистрацию права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236 площадью 9921 кв. м.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства имеющие существенное значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва, по изложенным в нем основаниям, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя участвующего в деле лица и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 по делу N А63-7092/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, общей площадью 8331,2 кв. м, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9б, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.07.2013 N 26-0-1-117/4001/2013-3957.
Постановлением администрации города Ставрополя от 06.08.2012 N 2309 обществу, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 2 и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставлен в собственность земельный участок площадью 9921 кв. м с кадастровым номером 26:12:022505:236, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9б, в квартале 512, для использования под промышленными объектами. Пунктом вторым постановления администрация указала комитету на заключение договора купли-продажи с выкупной ценой земельного участка в размере 610 677 рублей.
На основании указанного постановления комитетом (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи от 09.08.2012 N 345, согласно которому обществу передан в собственность земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236. Согласно справке комитета от 13.08.2012 N 06-2532-11-с взаиморасчеты сторон по договору от 09.08.2012 N 345 произведены полностью.
26.10.2012 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236.
Сообщением от 05.04.2013 обществу отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с указанием на то, что представленные на регистрацию документы и имеющиеся сведения в деле правоустанавливающих документов содержат разночтения в части указания вида разрешенного использования земельного участка. Участок расположен в территориальной зоне П-1, а вид разрешенного использования указанный в постановлении и договоре не предусмотрен для данной зоны. Кроме того, у регистратора возникли сомнения относительно государственной регистрации права собственности на земельный участок при отсутствии документов, указывающих на каких земельных участках расположены иные объекты недвижимости с идентичным адресом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости производственного назначения площадью 8331 кв. м, расположенные по адресу: г. Ставрополь, ул. Заводская, 9б, в квартале 512.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Такое право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления общества, оформленного в соответствии с пунктом 5 данной статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
На основании заявления общества и во исполнение названных требований Земельного кодекса Российской Федерации администрация приняла постановление от 06.08.2012 N 2309 о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:12:022505:236 для использования под промышленными объектами и комитетом с обществом заключен договор купли-продажи от 09.08.2012 N 345.
В силу положений статей 223, 433, 550, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации договор купли-продажи недвижимого имущества считается заключенным с даты его подписания сторонами, при этом право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации права собственности за покупателем.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации прав) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права (статья 18 Закона о регистрации прав).
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Отказывая в государственной регистрации, управление сослалось на разночтения вида разрешенного использования указанного в постановлении администрации и договоре купли-продажи, несоответствие вида разрешенного использования правилам землепользования и застройки и сомнение государственного регистратора относительно того, что объект недвижимости, принадлежащий заявителю, расположен на земельном участке и на нем нет иных объектов, принадлежащих третьим лицам.
Согласно выпискам из ЕГРП от 29.07.2013 и от 27.08.2013, а также заключению по идентификации объекта недвижимости от 25.10.2013, изготовленного ГУП СК "Крайтехинвентаризация", на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022505:236 расположены объекты недвижимости принадлежащий обществу на праве собственности.
В соответствии со справкой от 17.01.2014 N 8, выданной ГУП СК "БКИ СК" (правопреемник ГУП СК "Крайтехинвентаризация") по результатам идентификации объектов недвижимости от 25.10.2013, при проведении работ по идентификации объектов капитального строительства установлено, что объекты недвижимости, принадлежащие сторонним собственникам на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022505:236 отсутствуют.
Таким образом, заключая договор купли-продажи, общество реализовало предоставленное ему статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество.
В нарушение требований статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило доказательств нахождения на земельном участке иных объектов недвижимости, в том числе не принадлежащих обществу.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию права собственности на спорный земельный участок, в управление в соответствии с требованиями Закона о регистрации прав представлены все необходимые документы для проведения соответствующих регистрационных действий.
Доводы управления о том, что в постановлении администрации и договоре купли-продажи, а также ЕГРП имеется несоответствие вида разрешенного использования земельного участка правилам землепользования и застройки правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судом установлено, что на государственную регистрацию вместе с договором купли-продажи от 09.08.2012 N 345 представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 26:12:022505:236.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, пунктом 3 части 2, пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующих территориальных зон устанавливаются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью Правил землепользования и застройки.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 2 статьи 7 и пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При проведении правовой экспертизы государственный регистратор установил относимость спорного участка к территориальной зоне П-1 "зона промышленных предприятий" (письмо комитета градостроительства администрации города Ставрополя от 21.11.2012 N 09/1-22/3-5494).
Согласно статье 53 правил землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97, в зоне П-1 одним из основных видов разрешенного использования является производственные предприятия различного профиля.
Вид разрешенного использования земельного участка обусловлен допустимыми видами разрешенного использованиями для данной территориальной зоны, видом фактического использования земельного участка, непосредственно связанного с видом использования расположенного на нем объекта капитального строительства и не требует принятия какого либо специального акта или решения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 26:12:022505:236 расположено нежилое здание производственного назначения. Земельный участок является учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". На момент принятия управлением оспариваемого отказа вид разрешенного использования земельного участка указан в государственном кадастре недвижимости "для использования под промышленными объектами".
Таким образом, вид разрешенного использования спорного земельного участка - для использования под промышленными объектами не противоречит градостроительному регламенту производственной зоны города Ставрополя - П-1 Зона промышленных предприятий, установленных правилами землепользования и застройки, основным видам разрешенного использования, а также соответствует назначению, находящегося на участке объекта недвижимости, в связи с чем, у управления отсутствовали основания считать представленные на государственную регистрацию документы не соответствующими требованиям действующего законодательства.
Кроме того, федеральное законодательство не содержит такого препятствия в реализации исключительного права на приватизацию земельного участка собственником расположенного на нем объекта недвижимости, как наличие разночтений в части указания вида разрешенного использования участка между представленными на государственную регистрацию документами и сведениями о виде разрешенного использования, содержащимися в архивных документах дела правоустанавливающих документов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации по мотивам, приведенным в обжалуемом отказе.
В силу положений статьи 65 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Иных мотивов для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236, помимо указанных в письме от 05.04.2013 N 05-11/9070 (сообщение от 01.04.2013 N 01/131/2012-129) об отказе в государственной регистрации, управление не привело, дополнительных доказательств правомерности отказа не представило.
Суд первой инстанции не установил наличие объективных препятствий для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:12:022505:236, в связи с чем, пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого отказа управления Закону о регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2014 по делу N А63-7092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)