Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2014 ПО ДЕЛУ N А13-9461/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. по делу N А13-9461/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И., рассмотрев 03.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.10.2013 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 (судьи Зайцева А.Я., Виноградова Т.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-9461/2013,

установил:

Администрация города Вологды, место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Горстройзаказчик", место нахождения: г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19-А, ОГРН 1023500880370 (далее - Общество), о взыскании 5 226 883 руб. 56 коп. задолженности по договору аренды земельного участка N 01-100 за период с 01.07.2012 по 30.06.2013 и 75 302 руб. 06 коп. пеней за период с 16.08.2011 по 21.05.2013 за просрочку платежей на основании пункта 7.1 договора.
Решением от 10.10.2013 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика 5 226 883 руб. долга, 75 302 руб. 06 коп. неустойки, а также 49 510 руб. 92 коп. государственной пошлины.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.03.2014 решение от 10.10.2013 отменено в части взыскания с Общества в бюджет 161 163 руб. задолженности и 1182 руб. 32 коп. государственной пошлины, производство по делу в этой части прекращено, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления правительства Вологодской области от 23.10.2007 N 1397 "О предоставлении в аренду ЗАО "Горстройзаказчик" земельного участка на территории муниципального образования "Город Вологда" Департамент земельных отношений Вологодской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор N 01-100 аренды земельного участка площадью 21 564 кв. м с кадастровым номером 35:24:0501009:0113, местоположение - примерно в 220 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Ярославская, 29а, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства жилых домов N 34/23, 35, 37 по генплану застройки, ограничения, обременения - не установлены. Срок действия договора до 23.10.2012.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.12.2007.
Дополнительным соглашением от 25.04.2008 N 1 внесены изменения в договор, согласно которым Общество арендует земельные участки с кадастровыми номерами 35:24:0501009:127, местоположение - примерно в 230 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание общежития, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Ярославская, 29а, площадью 5530 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилищное строительство; 35:24:0501009:128, местоположение - примерно в 220 м по направлению на северо-восток от ориентира - здание общежития, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Ярославская, дом 29а, площадью 16 034 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - жилищное строительство.
Дополнительным соглашением от 07.10.2008 N 2 стороны внесли изменения в договор N 01-100, согласно которому Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501009:138 (предыдущие номера 35:24:0501009:124, 35:24:0501009:128), местоположение: город Вологда, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала, площадью 16 571 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для жилищного строительства.
Стороны заключили дополнительное соглашение от 14.09.2011 N 3 к договору аренды N 01-100, согласно которому кроме названного земельного участка Общество арендует земельный участок с кадастровым номером 35:24:0501009:127, площадью 5530 кв. м, местоположение: примерно в 230 м по направлению на северо-восток от ориентира - здания общежития, расположенного за пределами участка по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Ярославская, 29а, площадью 5530 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилищное строительство.
Дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Администрация, ссылаясь на имеющуюся у Общества задолженность по договору аренды за период с 01.07.2012 по 30.06.2013, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме, посчитав его обоснованным по праву и размеру. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, однако отменил решение в части взыскания с Общества 161 163 руб. в бюджет.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором законом либо в установленном законом порядке.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование земельным участком должна определяться с учетом применяемой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
Удовлетворяя иск, суды согласились с расчетом задолженности, представленным Администрацией. Как видно из названного расчета, он составлен с учетом ставки арендной платы за пользование земельным участком, установленной постановлением правительства Вологодской области от 17.12.2012 N 1499 "Об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, на 2013 год".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
При расчете задолженности Общества по арендной плате использованы сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенной постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" и утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ от 27.12.2012 N 206).
Согласно статье 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В силу статей 24.17 - 24.18 Закона об оценочной деятельности в течение пяти дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, а в течение 10 рабочих дней опубликовываются.
Статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности определен срок в десять рабочих дней для направления органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета вносит их в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из совокупности названных норм следует, что конечным этапом кадастровой оценки земельного участка является внесение сведений о его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Новая кадастровая стоимость земельного участка, являющегося предметом спорного договора аренды, утвержденная Приказом от 27.12.2012 N 206, может быть применена для целей определения размера арендной платы не с момента вступления в силу приказа, утвердившего показатели кадастровой стоимости земельных участков, а с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, выводы судов о возникновении у Общества обязанности по уплате арендной платы в ином размере до внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости являются неправомерными.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить момент внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка и, исходя из установленного, разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 10.10.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А13-9461/2013 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.И.САПОТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)