Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2015 N 10АП-14908/2014 ПО ДЕЛУ N А41-51128/13

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2015 г. по делу N А41-51128/13


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "Савой": представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Московской области: Васильев С.А. по доверенности от 30.12.2014,
от МРИ ФНС N 8 по Московской области: Куликова М.Н. по доверенности от 03.04.2014,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савой" (ИНН 5038022757, ОГРН 1025004905562) на решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года по делу N А41-51128/13, принятое судьей Т.Ш. Кулматовым, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Савой" (ИНН 5038022757, ОГРН 1025004905562) к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков, установлении кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Луховицкого муниципального района Московской области, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, администрации Пушкинского района Московской области, администрации Раменского района Московской области, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Савой" (далее - ООО "Савой", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, кадастровая палата, ответчик) со следующими требованиями (уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ):
- признать несоответствующей рыночной стоимости, внесенные ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 50:35:0030205:37, равной 9 075 080 рублей 4 копейки и удельный показатель равный 1512 рублей 51 копейку, с 09.12.2012;
- с кадастровым номером 50:23:0020462:3, равной 8 237 860 рублей 00 копеек и удельный показатель равный 4118 рублей 93 копейки, с 19.02.2013;
- с кадастровым номером 50:13:0050418:1, равной 5 652 585 рублей 83 копейки и удельный показатель равный 5652 рубля 59 копеек, с 09.12.2012;
- с кадастровым номером 50:13:0060152:2, равной 19 784 050 рублей 41 копейку и удельный показатель равный 5652 рубля 59 копеек, с 09.12.2012.
- установить кадастровую стоимость и удельный показатель спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости:
- на земельный участок с кадастровым номером 50:35:0030205:37, общей площадью 6000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Луховицкий район, 136,5 км а/д "Урал" напротив существующего АЗС "Лукойл" - 5 628 000 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м в размере 938 рублей;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020462:3, общей площадью 2000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, Новохаритоновский с/о, д. Аринино - 2 903 576 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м в размере 1 452 рубля;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0050418:1, общей площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, 37-й км Старо-Ярославского шоссе - 1 556 178 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м в размере 1 556 рублей;
- на земельный участок с кадастровым номером 50:13:0060152:2, общей площадью 3500 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, 5-й км Красноармейского шоссе - 5 446 622 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м в размере 1 556 рублей, на дату когда была установлена его кадастровая стоимость т.е. на 01.01.2009.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Луховицкого муниципального района Московской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Пушкинского района Московской области, администрация Раменского района Московской области, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Савой" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Савой" на праве собственности на основании договоров купли-продажи земельных участков от 14.05.2012, от 08.07.2011, от 09.09.2003 и от 29.05.2007 соответственно, принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:35:0030205:37, 50:23:0020462:3, 50:13:0050418:1, 50:13:0060152:2. Все земельные участки относятся к категории земель "земли промышленности" и имеют вид разрешенного использования "под размещение АЗС".
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м. земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области (приложение N 2).
Как следует из актов определения кадастровой стоимости, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 14.11.2012 N 217-РМ, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:35:0030205:37 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 9 075 080 руб. 04 коп.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0020462:3 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 8 237 860 руб. 00 коп.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0050418:1 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 5 652 585 руб. 83 коп.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0060152:2 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 19 784 050 руб. 41 коп.
Считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, истец обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией отраженной в Определениях ВАС РФ по делам N А11-1051/2013, N А27-16264/2012, А57-1910/2012, исходил из невозможности изменения кадастровой стоимости спорных земельных участков за предшествующий период.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что исковое заявление подано в суд первой инстанции 09.10.2013 до вынесения распоряжения Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ, в этой связи оснований для отказа в иске у суда не имелось.
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства имущественных отношений Московской области и МРИ ФНС N 8 по Московской области относительно доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить в силе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "Савой", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 217-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Московской области, в соответствии с которым установлена кадастровая стоимость спорных земельных участок, принадлежащих на праве собственности истцу.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного Закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.01.2014 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза. проведение которой поручено эксперту ООО "Аналитик-Эксперт" Постнову В.И.
От экспертной организации в материалы дела поступило заключение эксперта, из содержания которого усматриваются, что по состоянию на 01.01.2009 рыночная стоимость:
- - участка с КН 50:35:0030205:37 составила 5 628 000 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м 938 рублей;
- - участка с КН 50:23:0020462:3 составила 2 903 576 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м 1 452 рубля;
- - участка с КН 50:13:0050418:1 составила 1 556 178 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м 1 556 рублей;
- - участка с КН 50:13:0060152:2 составила 5 446 622 рублей 00 копеек (рыночная стоимость) и стоимость 1 кв. м 1 556 рублей.
Суд первой инстанции, исследовав представленные заключения экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что заключение эксперта ООО "Аналитик-Эксперт" Постнова В.И. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
С учетом изложенных норм требование о признании несоответствующей рыночной кадастровой стоимости земельных участков удовлетворению не подлежит, так как не соответствуют положениям статьи 66 ЗК РФ, в которой речь идет о возможности определения рыночной стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости по требованию правообладателя.
ООО "Савой" обратилось в суд первой инстанции с иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости фактически на предшествующий период, в то время как на момент рассмотрения дела уже действовала иная утвержденная кадастровая стоимость участков.
Учитывая, что обществом исковое заявление подано 09.10.2013, что подтверждается штемпелем суда на иске, а также сроки рассмотрения дел в суде первой инстанции, вступление в силу судебного акта по настоящему делу не могло состояться ранее 2014 года.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу.
Установление рыночной стоимости земельного участка на конкретную дату не свидетельствует о том, что такая рыночная стоимость должна применяться именно с указанной даты, а не с даты вступления решения суда в законную силу.
Не может быть принят довод апелляционной жалобы о применении к рассматриваемому делу редакции статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, вступившей в силу в июле 2014 года, согласно которой, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Исковое заявление подано в суд первой инстанции 09 октября 2013 года, в котором применялась правовая позиция, сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, принимая во внимание, что 01.01.2014 вступило в силу новое Распоряжение Минэкологии от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области", которым определена новая кадастровая стоимость земельного участка, а распоряжение Минэкологии от 14.11.2012 N 217-РМ признано утратившим силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных участков на предыдущий период на основании решения суда, которое не могло вступить в законную силу ранее 2014 года, не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 01 октября 2014 года по делу N А41-51128/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Н.А.ОГУРЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)