Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2008 N 18АП-7499/2008 ПО ДЕЛУ N А76-4050/2008

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2008 г. N 18АП-7499/2008

Дело N А76-4050/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Бояршиновой Е.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2008 по делу N А76-4050/2008 (судья Воронин А.Г.), при участии от подателя апелляционной жалобы - Петуховой Ю.С. (доверенность от 14.01.2008 N 17/55), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области - Тодорова В.Н. (доверенность от 03.09.2008 N 551),

установил:

открытое акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго" (далее - истец, ОАО "Челябкоммунэнерго", общество, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - ответчик, ТУ ФАУФИ по Челябинской области) с иском о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое здание - ЦРП города (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1962, общая площадь 469,5 кв. м, реестровый номер 74:029:05049:000000:000000), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11;
- нежилое здание - мастерские бытового обслуживания (литеры Г, Г1, Г2, год ввода в эксплуатацию - 1990, общая площадь 562,2 кв. м, реестровый номер 74:029:05049:000000:000000), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11;
- нежилое здание - ТП N 6 ЗТП - кирпичная (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1976, общая площадь 17,8 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011020), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Пролетарская, в 15 метрах по направлению на восток от здания школы, д. 101;
- нежилое здание - ТП N 16 ЗТП - кирпичная (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1935, общая площадь 21,1 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011040), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Барахтанская, в 36 метрах по направлению на северо-запад от жилого дома N 11;
- нежилое здание - ТП N 17 ЗТП - кирпичная (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1936, общая площадь 29,9 кв. м; реестровый номер 301106:002:000011050), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Октябрьская, в 26 метрах по направлению на юго-запад от жилого дома N 23;
- нежилое здание - ТП N 22 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1975, общая площадь 24,6 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011060), местоположение: относительно ориентира здание N 13, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: г. Карабаш, ул. Тимирязева, д. 13;
- нежилое здание - ТП N 23 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1962, общая площадь 18,6 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011070), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Комсомольская, в 8 метрах по направлению на север от жилого дома N 10;
- нежилое здание - ТП N 25 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1975, общая площадь 37,5 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011080), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Комсомольская, в 23 метрах по направлению на юг от жилого дома N 22а;
- нежилое здание - ТП N 26 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1959, общая площадь 21,1 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011090), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Шахтерская, в 30 метрах по направлению на запад от жилого дома N 13;
- нежилое здание - ТП N 31 ЗТП, литер А, год ввода в эксплуатацию - 1962, общая площадь 43,4 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011100, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Гагарина, в 13 метрах по направлению на север от жилого дома N 8,
- нежилое здание - ТП N 37 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1960, общая площадь 46,1 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011110), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Островского, в 18 метрах по направлению на северо-восток от здания N 7;
- нежилое здание - ТП N 40 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1966, общая площадь 20,5 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011120), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Крупской, в 14 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома N 81;
- нежилое здание - ТП N 45 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1968, общая площадь 43,6 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011150), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Техническая, для эксплуатации ТП-45;
- нежилое здание - ТП N 48 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1950, общая площадь 21,4 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011130), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Металлургов, в 11 метрах по направлению на север от жилого дома N 11/2;
- нежилое здание - ТП N 49 ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1950, общая площадь 46,8 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011140), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Ленина, в 15 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома N 16;
- нежилое здание - РП Промбаза ЗТП (литер А, год ввода в эксплуатацию - 1966, общая площадь 70,4 кв. м, реестровый номер 301106:002:000011030), расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Воровского, в 31 метре по направлению на запад от жилого дома N 6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - УФРС по Челябинской области) и администрация Карабашского городского округа (далее - администрация).
Решением суда первой инстанции от 16.09.2008 (резолютивная часть объявлена 09.09.2008) в удовлетворении исковых требованиях отказано.
Мотивируя вынесенное решение, суд первой инстанции исходил из того, что АООТ "Челябоблкоммунэнерго" - правопредшественник ОАО "Челябкоммунэнерго" являлось собственником спорного приватизированного имущества с момента государственной регистрации акционерного общества открытого типа в качестве юридического лица. Право собственности ОАО "Челябкоммунэнерго" ответчиком не оспаривается, ТУ ФАУФИ по Челябинской области не препятствует обществу также в пользовании, владении и распоряжении указанным в иске имуществом. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае спор о праве отсутствует, а заявленные исковые требования связаны с отказом УФРС по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
ОАО "Челябкоммунэнерго" с решением суда первой инстанции не согласилось, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что установление факта отсутствия спора о праве возможно только в порядке искового производства. В настоящее время у общества отсутствует возможность уточнения состава выкупленного в порядке приватизации недвижимого имущества, поскольку рабочая комиссия, предусмотренная положениями п. 2.3 Письма Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 29.01.1993 N АЧ-2/586, прекратила свою деятельность. Податель апелляционной жалобы указывает, что ТУ ФАУФИ по Челябинской области привлечен обществом в качестве ответчика по настоящему иску, так как правопреемник Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом отсутствует, ТУ ФАУФИ по Челябинской области ведет реестр федерального имущества, муниципальное образование, на территории которого находится недвижимое имущество, против признания права собственности на него за обществом не возражает.
Территориальное управление по управлению государственным имуществом по Челябинской области (далее - ТУ ФАУГИ по Челябинской области) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием ответчик согласен. ТУ ФАУГИ по Челябинской области считает, что в данном случае спор о праве между истцом и ответчиком отсутствует.
Третьи лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ТУ ФАУГИ по Челябинской области в судебном заседании в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлено ходатайство о процессуальной замене ответчика - ТУ ФАУФИ по Челябинской области, на ТУ ФАУГИ по Челябинской области в связи с его преобразованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" и Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 N 117 "О территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом было преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В связи с указанным преобразованием Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 N 117 "О территориальных органах Федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом переименованы в территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции производит в порядке ст. 48 АПК РФ процессуальную замену ответчика по настоящему делу - ТУ ФАУФИ по Челябинской области на ТУ ФАУГИ по Челябинской области.
Представитель ОАО "Челябкоммунэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ТУ ФАУГИ по Челябинской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился. Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, участвующих в деле.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном гл.34 АПК РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Челябинской области от 17.05.1994 N 85 (т. 1 л.д. 41) утвержден план приватизации ПО "Облкоммунэнерго".
В материалы дела представлен план приватизации Государственного предприятия Челябинское энергетическое производственное объединение "Облкоммунэнерго", в п. 8 которого содержится указание на то, что состав ПО "Облкоммунэнерго" в числе других юридических лиц входят Миасские КЭС (т. 1 л.д. 42-46).
В акте оценки стоимости зданий и сооружений Миасских КЭС по состоянию на 01.07.1992 (л.д. 47-50 т 1) содержится указание на следующие объекты:
- порядковый номер 360 - ТП N 6 ЗТП - кирпичная школа N 3;
- порядковый номер 368 - ТП-16 ЗТП кирпичная, ул. Барахтанская;
- порядковый номер 369 - ТП-17 ЗТП кирпичная, ул. Октябрьская;
- порядковый номер 373 - ТП-22 ЗТП, ул. Тимирязева;
- порядковый номер 374 - ТП-23 ЗТП, ул. Комсомольская;
- порядковый номер 375 - ТП-25 ЗТП ул. Комсомольская;
- порядковый номер 376 - ТП-26 ЗТП ул. Школьная;
- порядковый номер 379 - ТП N 31 ЗТП, ул. Гагарина;
- порядковый номер 382 - ТП N 37 ЗТП, ул. Островского;
- порядковый номер 385 - ТП N 40 ЗТП, ул. Крупской;
- порядковый номер 392 - ТП-48 ЗТП, ул. Школьная;
- порядковый номер 393 - ТП-49 ЗТП, Фруктохранилище;
- порядковый номер 395 - РП-промбаза ЗТП.
В материалы дела представлен устав АООТ "Челябоблкоммунэнерго", зарегистрированный постановлением администрации Калининского района города Челябинска от 25.03.1994 N 402 (т. 3 л.д. 30-42), согласно п. п. 1.1 и 2.6 которого акционерное общество открытого типа "Челябоблкоммунэнерго" является правопреемником прав и обязанностей Челябинского энергетического производственного объединения "Облкоммунэнерго" и предприятий коммунальной энергетики.
Согласно пункту 1.1 устава (т. 3 л.д. 27-29, 43, 44) открытое акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго" создано на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Земельные участки, расположенные под каждым из спорных объектов недвижимого имущества, были выкуплены ОАО "Челябкоммунэнерго" в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации как собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 115 (т. 1 л.д. 67-77), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 126 (т. 1 л.д. 80-90), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 122 (т. 1 л.д. 93-104), договором купли-продажи земельного участка от 12.12.2007 N 127 (т. 1 л.д. 107-117), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 123 (т. 1 л.д. 120-130), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2008 N 117 (т. 1 л.д. 133-143), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 125 (т. 1 л.д. 146-150, т. 2 л.д. 1-6), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 124 (т. 2 л.д. 9-19), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 118 (т. 2 л.д. 22-31), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 120 (т. 2 л.д. 35-45), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 121 (т. 2 л.д. 48-57), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 119 (т. 2 л.д. 59-69), договором купли-продажи земельного участка от 18.12.2007 N 134 (т. 2 л.д. 72-82), договором купли-продажи земельного участка от 04.12.2007 N 116 (т. 2 л.д. 85-95).
20 февраля 2008 г. истцом составлены инвентарные карточки учета основных средств (т. 2 л.д. 97-126), в которых указаны следующие объекты: N 5541 - мастерские бытового обслуживания, г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11; N 5542 - здание ЦРП города, г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11; N 5545 - здание ТП N 6 (школа N 3), г. Карабаш, школа N 3; N 5532 - здание ТП-17 ЗТП, ул. Октябрьская; N 5539 - здание ТП-22 ЗТП, ул. Тимирязева; N 5547 - здание ТП-25 ЗТП, ул. Комсомольская; N 5536 - здание ТП-23 ЗТП, ул. Комсомольская; N 5561 - здание ТП-26 ЗТП, ул. Школьная; N 5535 - здание ТП-31 ЗТП, ул. Гагарина; N 5546 - здание ТП-37 ЗТП, ул. Островского; N 5537 - здание ТП-40 ЗТП, ул. Крупской; N 5543 - здание ТП-49 ЗТП Фруктохранилище, г. Карабаш, ул. Ленина; N 5544 - здание ТП-48 ЗТП, ул. Школьная; N 5538 - здание ТП-45, ул. Техническая; N 5540 - здание РП-промбаза ЗТП, ул. Островского; N 5533 - здание ЗТП N 16, г. Карабаш, ул. Барахтанская.
Согласно выпискам из технических паспортов (т. 2 л.д. 127-149, т. 3 л.д. 1-24) спорные объекты являются объектами недвижимости и обладают следующими характеристиками:
- нежилое здание, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11, инвентарный номер 5049, литер - А, год ввода в эксплуатацию - 1962, фактическое использование - здание ЦРП города, общая площадь - 469,5 кв. м;
- нежилое здание, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11, инвентарный номер 5049, литера - Г, Г1, Г2, год ввода в эксплуатацию - 1990, фактическое использование - мастерские бытового обслуживания, общая площадь - 562,2 кв. м;
- нежилое здание - ТП N 6 ЗТП - кирпичная, расположенное по адресу: г. Карабаш, школа N 3, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию 1976, общая площадь - 17,8 кв. м;
- нежилое здание ТП-16 ЗТП кирпичная, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Барахтанская, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1935, общая площадь - 21,1 кв. м;
- нежилое здание ТП-17 ЗТП кирпичная, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Октябрьская, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1936, общая площадь - 29,9 кв. м;
- нежилое здание ТП-22 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1975, общая площадь - 24,6 кв. м;
- нежилое здание ТП N 23 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Комсомольская, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1962, общая площадь - 18,6 кв. м;
- нежилое здание ТП N 25 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Комсомольская, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1975, общая площадь - 37,5 кв. м;
- нежилое здание ТП-26 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Школьная, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1959, общая площадь - 21,1 кв. м;
- нежилое здание ТП N 31 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Гагарина, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1962, общая площадь - 43,4 кв. м;
- нежилое здание ТП N 37 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Островского, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1950, общая площадь - 46,1 кв. м;
- нежилое здание ТП N 40 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Крупской, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1966, общая площадь - 20,5 кв. м;
- нежилое здание ТП -45 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Техническая, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию 1968, общая площадь - 43,6 кв. м;
- нежилое здание ТП - 48 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Школьная, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1950, общая площадь - 21,4 кв. м;
- нежилое здание ТП-49 ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, Фруктохранилище, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1950, общая площадь - 46,8 кв. м;
- нежилое здание РП-промбаза ЗТП, расположенное по адресу: г. Карабаш, литер - А, фактическое использование - инженерная инфраструктура, год ввода в эксплуатацию - 1966, общая площадь - 70,4 кв. м
23 января 2008 г. УФРС по Челябинской области отказано ОАО "Челябоблкоммунэнерго" в проведении государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости - земельный участок площадью 5 637 кв. м, расположенный по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11, нежилое здание - мастерские бытового обслуживания общей площадью 562,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11, и нежилое здание - ЦРП города общей площадью 469,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11, на основании абз.10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т. 3 л.д. 25).
В качестве причины отказа УФРС по Челябинской области указало на невозможность однозначно идентифицировать здания, права на которые были заявлены на регистрацию, поскольку в плане приватизации ПО "Облкоммунэнерго" не содержится сведений об указанных в заявлениях на государственную регистрацию объектах, правоустанавливающие документы на объекты, на которые выданы выписки из технических паспортов, не представлены. Отсутствие правоустанавливающих документов на здания не позволяет также проверить соблюдение порядка предоставления земельного участка согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Глава Карабашского городского округа Челябинской области в письме от 04.05.2008 N 979 (т. 3 л.д. 58, 59, 61, 62) сообщил ОАО "Челябоблкоммунэнерго", что Карабашский городской округ не возражает против признания права собственности за обществом на объекты недвижимого имущества: ТП-49 ЗТП Фруктохранилище; ТП-17 ЗТП кирпичная, ул. Октябрьская; ТП-16 ЗТП кирпичная, ул. Барахтанская; РП-промбаза ЗТП; ТП N 6 ЗТП кирпичная школа N 3; ТП N 23 ЗТП, ул. Комсомольская; ТП N 37 ЗТП, ул. Островского; ТП-25 ЗТП, ул. Комсомольская; ТП-48 ЗТП, ул. Школьная; ТП-40 ЗТП, ул. Крупской; ТП-26 ЗТП, ул. Школьная; ТП-22 ЗТП, ул. Тимирязева; ТП-45 ЗТП, ул. Техническая; Тп-31 ЗТП ул. Гагарина, за ОАО "Челябоблкоммунэнерго".
Глава Карабашского городского округа Челябинской области в письме от 02.06.2008 N 1214 (т. 3 л.д. 60, 63) сообщил ОАО "Челябоблкоммунэнерго", что Карабашский городской округ не возражает против признания права собственности за обществом на здания ЦРП города общей площадью 469,5 кв. м и мастерских бытового обслуживания, общей площадью 562,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Карабаш, ул. Тимирязева, 11, за ОАО "Челябоблкоммунэнерго".
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на спорные объекты недвижимости отсутствуют, что подтверждается сообщениями УФРС по Челябинской области об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 19.08.2008 за NN 32/028/2008-372,370,386,369,367,366,364,361,362,390,389,383,377,375,373,387,378,385,384,381,379,382,380,388,376,374,391,371,365,386 (т. 3 л.д. 111-141).
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269, 271 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца и ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в числе способов защиты гражданских прав предусмотрено признание права. Защита права осуществляется судом путем его признания при неопределенности правовой ситуации, наличии сомнений в принадлежности спорного права указанному субъекту.
В соответствии с нормами, установленными ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснением, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 78 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
В силу положений п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемом случае АООТ "Челябоблкоммунэнерго" с момента его государственной регистрации как юридического лица являлось собственником имущества, включенного в план приватизации ПО "Облкоммунэнерго". При этом истец является правопреемником всех прав и обязанностей АООТ "Челябоблкоммунэнерго".
Как верно указал суд первой инстанции, титул собственника спорного имущества ответчиком не оспаривается. ТУ ФАУГИ не препятствует обществу в пользовании, владении и распоряжении указанным в иске имуществом, права истца как собственника этого имущества могут быть реализованы после государственной регистрации права собственности в установленном порядке.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае спор о том, кому из сторон - истцу или ответчику принадлежит право собственности на недвижимое имущество, указанное в иске, отсутствует, право собственности истца на данное имущество возникло в силу ст. 217 ГК РФ в результате приватизации и дополнительное установление права собственности на эти объекты в судебном порядке не требуется.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что требования истца, по существу, связаны не с признанием права собственности на имущество, которое ответчиком не оспаривается, а с установлением идентифицирующих признаков данного имущества.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что признание права собственности на недвижимое имущество за обществом необходимо, поскольку у последнего отсутствует возможность уточнения состава выкупленного в порядке приватизации недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что ТУ ФАУФИ по Челябинской области является надлежащим ответчиком по делу, в силу следующего.
В соответствии с п. 5.4 Положения о федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 (утратило силу 16.06.2008) ТУ ФАУФИ по Челябинской области, как территориальный орган Росимущества, осуществляло в установленном порядке учет федерального имущества на территории Челябинской области. Между тем, из материалов дела следует, что в порядке приватизации ПО "Облкоммунэнерго" имущество было передано в собственность АООТ "Челябоблкоммунэнерго" из государственной (областной) формы собственности. Соответственно, ТУ ФАУГИ по Челябинской области возможности уточнить состав переданного в порядке приватизации из государственной (областной) собственности имущества ПО "Облкоммунэнерго" не имеет.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ТУ ФАУГИ по Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, что в силу положений ст. 47 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.09.2008 по делу N А76-4050/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА

Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
В.В.БАКАНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)