Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2014 ПО ДЕЛУ N А27-11413/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. по делу N А27-11413/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 августа 2014 года по делу N А27-11413/2014 (судья Мишина И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дилекс", г. Кемерово, (ОГРН 1074205025300, ИНН 4205145163) к Администрации города Кемерово, г. Кемерово, (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869)
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 16.05.2014 г. N 06-02-09-01/1185, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Дилекс", г. Кемерово (далее - ООО "Дилекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Администрации города Кемерово (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 1 647 кв. м, расположенного западнее здания N 18 по ул. Волгоградская в г. Кемерово, для строительства комплекса социального обслуживания населения, на публичных слушаниях, выраженного в письме от 16.05.2014 г. N 06-02-09-01/1185; обязании Администрации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять постановление о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 1 647 кв. м, расположенного западнее здания N 18 по ул. Волгоградская в г. Кемерово, для строительства комплекса социального обслуживания населения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01 августа 2014 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО "Дилекс" по следующим обстоятельствам:
- публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка проводятся после согласования акта выбора, утверждения схемы расположения земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, то есть после постановки земельного участка в порядке п. 1 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации на кадастровый учет.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.08.2013 г. ООО "Дилекс" в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1600 кв. м с целью дальнейшего принятия решения о предварительном согласовании места размещения комплекса социального обслуживания населения по адресу: г. Кемерово, западнее здания N 18 по ул. Волгоградской.
23.09.2013 г. Комитет письмом исх. N 10-6-09/1179 сообщил заявителю, что обратился в Администрацию города Кемерово с запросом об обеспечении выбора земельного участка.
Письмом от 06.12.2013 г., исх. 06-02-04-01/2507, Администрация, в свою очередь, сообщила Обществу, что градостроительным регламентом территориальной зоны предусмотрено размещение отдельно стоящих комплексов бытового и социального обслуживания в качестве условно разрешенного вида использования, требующего проведения публичных слушаний. Администрация готова вернуться к рассмотрению данного вопроса после предоставления обоснования возможности размещения данной функции и схемы планировочной организации.
27.03.2014 г. ООО "Дилекс" предоставило в Администрацию схему расположения земельного участка для ее утверждения, приложив обоснование возможности размещения функции и схему планировочной организации.
Письмом от 02.04.2014 г., исх. N 04-01/1226, Администрация предоставила градостроительные и иные условия использования территории, указав, что испрашиваемое обществом назначение - комплекс социального обслуживания населения, градостроительным регламентом территориальной зоны Ж1 отнесено к условно разрешенному виду использования, требующего проведения публичных слушаний. 09.04.2014. Общество в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обратилось в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки г. Кемерово с заявлением о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка путем проведения публичных слушаний.
16.05.2014 г. Администрация города Кемерово письмом исх. N 06-02-09-01/1185 сообщила об отсутствии правовых оснований для обсуждения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на публичных слушаниях, со ссылкой на то обстоятельство, что публичные слушания проводятся только после постановки земельного участка на кадастровый учет.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности отказа Администрации в обсуждении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка на публичных слушаниях и нарушения им прав и законных интересов ООО "Дилекс".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не только не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, но и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируется ЗК РФ и ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 1 и 5 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно статье 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Статьей 39 ГрК РФ установлена обязанность физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направить соответствующее заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (пункт 2 статьи 39 ГрК РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний является основанием для подготовки комиссией рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения, на основании которых глава местной администрации, в свою очередь, принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (пункты 6, 8, 9 статьи 39 ГрК РФ).
Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет (пункт 9 статьи 39 ГрК РФ).
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, положенные в обоснование заявленных требований и возражений, суд посчитал ошибочным вывод Администрации о возможности проведения публичных слушаний и получения специального разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка только после постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку земельные участки в Российской Федерации должны использоваться строго по целевому назначению, определяемому уже на стадии предварительного согласования места размещения объекта (для строительства комплекса социального обслуживания населения, размещение которого на спорном земельном участке является не основным или вспомогательным, а условно разрешенным видом использования участка, требующим предварительное получение специального разрешения). Действующее законодательство устанавливает правило о строгом соблюдении вида разрешенного использования земельного участка и устанавливает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Согласно статье 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в число сведений, вносимых в государственный кадастр недвижимости (статья 7), отнес сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Сведения о разрешенном использовании земельного участка на основании данных государственного кадастра недвижимости указываются в кадастровом паспорте земельного участка.
На основании чего, судом сделан правильный вывод о том, что специальное согласование (разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка) должно быть получено по результатам публичных слушаний на стадии подготовительных работ по формированию земельного участка для надлежащего разрешения вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка с учетом градостроительных условий использования территории (статья 31 ЗК РФ) с целью обеспечения правомерности дальнейшего предоставления и использования земельного участка строго по целевому назначению.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка, что корреспондируется с правом заявителя требовать осуществления данной процедуры в соответствии с законом.
Выбор представляет собой ряд последовательных юридически значимых действий со стороны Администрации г. Кемерово, указанных в п. п. 2, 3, 5 ст. 31 ЗК РФ, и определяет возможность строительства объекта конкретного назначения с учетом градостроительных условий использования земельного участка.
Так, согласно п. 2 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вопреки доводам апеллянта, именно на этом этапе определяется вид разрешенного использования, а не после постановки земельного участка на кадастровый учет и его предоставления на праве аренды.
Следующим действием по процедуре выбора является публикация информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Данное положение призвано обеспечить участие населения в вопросах застройки территории, в связи с чем, вид разрешенного использования должен быть определен в соответствии с действующим законодательством.
Более того, при утверждении схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления - Главой города указываются данные о категории земель, виде разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Нарушение прохождения регламентированных процедур свидетельствует о незаконности действий Администрации г. Кемерово и о нарушении прав Общества на приобретение земельного участка в установленном порядке.
О нарушении прав заявителя свидетельствует также то обстоятельство, что Администрация г. Кемерово с 27.03.2014 г. (вх. 3018) не утверждает схему расположения земельного участка с указанием условно разрешенного вида использования.
Таким образом, обжалуемый отказ препятствует Обществу в оформлении документов в порядке ст. 31 ЗК РФ, а, следовательно, нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2013 года по делу А27-14183/2012 отменено решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31 января 2013 года в части обязания Администрации г. Кемерово утвердить схему расположения земельного участка. Суд апелляционной инстанции указал, что без рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования на публичных слушаниях и оформления в установленном порядке их результатов, невозможно решение вопроса об утверждении и выдаче Обществу испрашиваемой схемы.
То есть сначала подлежит решению вопрос в отношении условно разрешенного вида использования, а затем по утверждению схемы расположения земельного участка, акта выбора земельного участка и постановке его на кадастровый учет, что соответствует содержанию норм земельного и градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах, суд правомерно посчитал отказ Администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на публичных слушаниях необоснованным, в связи с чем удовлетворил требования Общества.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и, сделанных на их основе выводов суда первой инстанции, поэтому подлежат отклонению в связи с их необоснованностью.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 августа 2014 года по делу N А27-11413/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Т.В.ПАВЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)