Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1545/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N 33-1545/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.
судей Леоновой Л.П., Щепалова С.В.
при секретаре Ч.Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Прионежского муниципального района на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 февраля 2014 г. по иску И.Е.С. к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности обеспечить выбор земельных участков.
Заслушав доклад судьи Степановой Т.Г., судебная коллегия

установила:

И.Е.С. обратился в суд с иском к Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о возложении обязанности обеспечить выбор земельных участков по тем основаниям, что в <...> года он обратился в Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также - Администрация) с заявлениями о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов. Все земельные участки испрашивались для ведения дачного хозяйства и расположены в п. <...> в кадастровом квартале <...>. В ответ на заявления Администрация сообщила, что испрашиваемые истцом земельные участки используются местными жителям. На основании изложенного истец просил суд обязать Администрацию обеспечить в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), выбор земельных участков по следующим заявлениям о выборе земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в п. <...> в границах кадастрового квартала <...>, и предварительном согласовании места размещения объекта - дачного дома: от <...>
Решением суда исковые требования И.Е.С. удовлетворены. Суд обязал Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обеспечить в порядке, предусмотренном статьями 30 и 31 ЗК РФ, выбор земельных участков для ведения дачного хозяйства в п. <...> в границах кадастрового квартала <...> по заявлениям И.Е.С. от <...>).
Суд взыскал с Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу И.Е.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
С таким решением не согласен ответчик Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ Администрации является правомерным, в связи с наличием на испрашиваемых участках ранее учтенных земельных участков согласно похозяйственной книге Нововилговского сельского поселения.
Отмечает, что в заявлениях И.Е.С. не указано испрашиваемое право и обоснование примерного размера земельного участка, что не соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Полагает, что при предоставлении земельного участка для строительства хозяйственных построек необходимо исходить из Правил землепользования и застройки, позволяющих определить вид разрешенного использования земельных участков, согласно ст. 30 и ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Администрация Прионежского муниципального района в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила; о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец И.Е.С. не явился, своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГБУ "Управление "Карелмелиоводхоз" В.В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2011 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что <...> и <...> (входящие номера заявлений N <...> (от <...>), N <...> (от <...> года) в порядке, определенном ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, заявитель обратился в Администрацию Прионежского муниципального района с заявлениями о выборе земельных участков в целях ведения дачного хозяйства, расположенных в границах кадастрового квартала <...> в п. <...>, ориентировочной площадью <...> кв. м каждый, и предварительном согласовании мест размещения объектов (дачных домов), приложив к заявлениям схемы примерного местоположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане территории.
<...> в результате рассмотрения указанных заявлений в газете "Прионежье" N <...> (<...>) было размещено соответствующее информационное сообщение, предусмотренное ст. 31 ЗК РФ.
Письмами от <...> за N <...> и за N <...> Администрация Прионежского муниципального района отказала истцу в предварительном согласовании мест размещения объектов на испрашиваемых земельных участках для указанных целей, сославшись на письма Администрации Нововилговского сельского поселения от <...> N <...>, от <...> N <...> в соответствии с которыми в границах испрашиваемых И.Е.С. земельных участков у граждан находятся в пользовании огороды на основании похозяйственных книг за <...> годы.
Руководствуясь положениями ст. 81 ЗК РФ, а также Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что использование земельного участка, предоставленного для ведения дачного хозяйства, не исключает осуществление на нем строительства, а потому земельные участки для ведения дачного хозяйства должны испрашиваться в порядке предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для ведения дачного хозяйства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что процедура предоставления земельных участков И.Е.С. на основании его заявлений от <...> и <...> осуществлялась Администрацией Прионежского муниципального района в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 30 ЗК РФ, с проведением работ по их формированию с осуществлением выбора земельного участка и предварительным согласованием места размещения объекта.
Доказательством изложенного является размещение Администрацией <...> информационного сообщения в газете "Прионежье" N <...> (<...>) именно в порядке ст. 31 ЗК РФ, по результатам рассмотрения заявлений И.Е.С. от <...>.
Отсутствие действий со стороны Администрации, которая прекратила осуществление каких-либо действий по выбору участков, обоснованно оценено судом как бездействие, нарушающее права заявителя на получение земельных участков в аренду.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о том, что в заявлениях И.Е.С. от <...> не был указан вид испрашиваемого права, на правильность постановленного по делу решения не влияют, поскольку таковой может быть определен Администрацией с учетом положений ст. 28 ЗК РФ. Кроме того, данное обстоятельство не явилось препятствием для начала осуществления Администрацией процедуры рассмотрения заявлений И.Е.С., которая в дальнейшем была необоснованно прекращена.
Доводы Администрации о невозможности осуществления выбора земельных участков по причине размещения на соответствующей территории огородов обоснованно не были приняты судом первой инстанции во внимание. Действительно, с учетом приведенных выше положений ст. 31 ЗК РФ судебная коллегия учитывает, что выбор земельного участка по смыслу положений земельного законодательства имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. Статьей 31 ЗК РФ не предусмотрен отказ в рассмотрении заявления или принятии решения до момента такого выбора. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка. Таким образом, если по результатам выбора испрашиваемых И.Е.С. земельных участков будут установлены препятствия в удовлетворении заявлений И.Е.С., в том числе будет установлено наложение испрашиваемых земельных участков или пересечение границ с земельными участками, ранее предоставленными иным лицам, в размещении объектов в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ может быть отказано.
В настоящее время до осуществления процедуры выбора земельных участков проверить доводы ответчика и достоверно установить нахождение на месте испрашиваемых И.Е.С. земельных участков иных участков, ранее предоставленных в установленном порядке иным лицам, невозможно, поскольку И.Е.С. в адресованных Администрации заявлениях указано лишь примерное местоположение испрашиваемых участков, которое должно быть уточнено по результатам проведения процедуры выбора земельного участка и осуществления кадастровых работ. Более того, как следует из материалов дела, права на целый ряд земельных участков, ранее предоставленных гражданам для огородничества, в настоящее время не оформлены; в отношении части земельных участков в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ этих земельных участков.
Аналогичным образом в ходе выбора земельных участков должны быть проверены доводы третьего лица о нахождении испрашиваемых земельных участков на мелиорированных осушенных землях, использование которых возможно только в сельскохозяйственных целях.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил заявленные И.Е.С. требования, возложив на Администрацию Прионежского муниципального района обязанность обеспечить выбор земельных участков в пос. <...> в соответствии с заявлениями И.Е.С. от <...> в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 и 31 ЗК РФ.
Ссылки Администрации в апелляционной жалобе на наличие в Нововилговском сельском поселения утвержденных генерального плана и правил землепользования и застройки не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Действительно, И.Е.С. испрашиваются земельные участки в кадастровом квартале <...>, который относится к Нововилговскому сельскому поселению Прионежского муниципального района.
По терминологии Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории. При этом в силу части 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 ГрК РФ).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 ГрК РФ).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 ГрК РФ).
В части 5 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.
Анализируя содержание пункта 11 статьи 30 ЗК РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Градостроительного кодекса РФ, необходимо заключить, что выбор земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не производится только в случае, если утверждены не только правила землепользования и застройки поселения, но и при наличии градостроительной документации о застройке территории поселений и других муниципальных образований, который включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений; проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений. Только в этом случае предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ не производится. Такие участки подлежат предоставлению без предварительного согласования места размещения объекта, то есть исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
Подобной градостроительной документации о застройке территории Нововилговского сельского поселения в настоящее время не имеется, в связи с чем не имеется и оснований для применения положений п. 11 ст. 30 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права, при рассмотрении дела судом были установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, всем собранным по делу доказательствам дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ. Доводы жалобы основаны по существу на ошибочном толковании закона, переоценке исследованных судом обстоятельств и представленных суду доказательств, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
На основании положений ст. 98 ГПК РФ с Администрации в пользу И.Е.С. обоснованно взысканы понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> рублей.
С учетом изложенного решение является законным, обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 03 февраля 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)