Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А., рассмотрев 08.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2014 (судья Шанько О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-2780/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сириус", место нахождения: 236006, Калининград, Московский пр., д. 40, ОГРН 1063905038306, ИНН 3904075767 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Учреждение), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 75 164 кв. м с кадастровым номером 39:13:010317:39, расположенного по адресу: Калининградская обл., Черняховский р-н, г. Черняховск, ул. Тухачевского, военный городок N 6, равной его рыночной стоимости в сумме 58 478 000 руб.; об обязании Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300 (далее - Правительство), администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район", место нахождения: 238150, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Калинина, д. 7, ОГРН 1023902148764, ИНН 3914003313 (далее - Администрация).
Решением от 18.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судебными актами затронуты права не привлеченного к участию в деле муниципального образования "Черняховское городское поселение"; установление судом более низкой кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого собственником земельного участка муниципальному образованию, на территории которого расположен участок; судами не принята во внимание позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 11.02.2014 N 13839/13; суды не дали оценку отчету общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр "Эксперт-Оценка" от 18.02.2014 N 12/01-2014К об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения достоверности рыночной стоимости земельного участка, а также относимости и достоверности информации, указанной в отчете.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 75 164 кв. м с кадастровым номером 39:13:010317:39, расположенный в военном городке N 6 по улице Тухачевского в городе Черняховске Калининградской области (свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2008 серии 39-АА N 648250).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.12.2013 N 39/13-ВС-278530 спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества.
Постановлением Правительства от 29.08.2013 N 641 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" (далее - Постановление N 641) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010317:39 составила 478 489 514 руб. 16 коп. Данные сведения внесены в ГКН.
По итогам независимой оценки стоимости названного земельного участка, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр "Эксперт-Оценка" и представленной в отчете N 12/01-2014К, рыночная стоимость участка определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 58 478 000 руб.
Общество, считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 12/01-2014К.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в суд с настоящим иском и рассмотрения спора в суде первой инстанции, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет N 12/01-2014К об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 21.03.2014 N 680/2014, составленным на основании статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Ссылка подателя жалобы на то, что суды не дали оценку отчету N 12/01-2014К с точки зрения достоверности рыночной стоимости земельного участка, а также относимости и достоверности информации, указанной в нем, не принимается кассационной инстанцией.
Суды учли, что при рассмотрении дела ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании представленного отчета.
С учетом фактических обстоятельств и норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010317:39 должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 12/01-2014К.
Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, равно как и для изменения или отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод жалобы о том, что принятыми судебными актами затрагиваются права не привлеченного к участию в деле муниципального образования "Черняховское городское поселение" со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13, отклоняется кассационной инстанцией. Как правильно указал апелляционный суд, обжалуемое решение непосредственно не затрагивает права и не возлагает обязанности на муниципальное образование "Черняховское городское поселение".
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А21-2780/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
М.А.РАКЧЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2015 N Ф07-1172/2015 ПО ДЕЛУ N А21-2780/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. по делу N А21-2780/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А., рассмотрев 08.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2014 (судья Шанько О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-2780/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сириус", место нахождения: 236006, Калининград, Московский пр., д. 40, ОГРН 1063905038306, ИНН 3904075767 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Учреждение), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 75 164 кв. м с кадастровым номером 39:13:010317:39, расположенного по адресу: Калининградская обл., Черняховский р-н, г. Черняховск, ул. Тухачевского, военный городок N 6, равной его рыночной стоимости в сумме 58 478 000 руб.; об обязании Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300 (далее - Правительство), администрация муниципального образования "Черняховский муниципальный район", место нахождения: 238150, Калининградская обл., г. Черняховск, ул. Калинина, д. 7, ОГРН 1023902148764, ИНН 3914003313 (далее - Администрация).
Решением от 18.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, судебными актами затронуты права не привлеченного к участию в деле муниципального образования "Черняховское городское поселение"; установление судом более низкой кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога, уплачиваемого собственником земельного участка муниципальному образованию, на территории которого расположен участок; судами не принята во внимание позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 11.02.2014 N 13839/13; суды не дали оценку отчету общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр "Эксперт-Оценка" от 18.02.2014 N 12/01-2014К об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения достоверности рыночной стоимости земельного участка, а также относимости и достоверности информации, указанной в отчете.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 75 164 кв. м с кадастровым номером 39:13:010317:39, расположенный в военном городке N 6 по улице Тухачевского в городе Черняховске Калининградской области (свидетельство о государственной регистрации права от 16.12.2008 серии 39-АА N 648250).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 26.12.2013 N 39/13-ВС-278530 спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - для обслуживания реализованных объектов высвобождаемого военного недвижимого имущества.
Постановлением Правительства от 29.08.2013 N 641 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области" (далее - Постановление N 641) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010317:39 составила 478 489 514 руб. 16 коп. Данные сведения внесены в ГКН.
По итогам независимой оценки стоимости названного земельного участка, выполненной обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр "Эксперт-Оценка" и представленной в отчете N 12/01-2014К, рыночная стоимость участка определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 58 478 000 руб.
Общество, считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 12/01-2014К.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в суд с настоящим иском и рассмотрения спора в суде первой инстанции, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет N 12/01-2014К об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 21.03.2014 N 680/2014, составленным на основании статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Ссылка подателя жалобы на то, что суды не дали оценку отчету N 12/01-2014К с точки зрения достоверности рыночной стоимости земельного участка, а также относимости и достоверности информации, указанной в нем, не принимается кассационной инстанцией.
Суды учли, что при рассмотрении дела ответчик и третьи лица не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании представленного отчета.
С учетом фактических обстоятельств и норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:010317:39 должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N 12/01-2014К.
Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, равно как и для изменения или отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод жалобы о том, что принятыми судебными актами затрагиваются права не привлеченного к участию в деле муниципального образования "Черняховское городское поселение" со ссылкой на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13, отклоняется кассационной инстанцией. Как правильно указал апелляционный суд, обжалуемое решение непосредственно не затрагивает права и не возлагает обязанности на муниципальное образование "Черняховское городское поселение".
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу N А21-2780/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
М.А.РАКЧЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)