Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 08АП-14293/2014 ПО ДЕЛУ N А46-12126/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. N 08АП-14293/2014

Дело N А46-12126/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-14293/2014) Администрации города Омска и (регистрационный номер 08АП-14293/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.11.2014 по делу N А46-12126/2014 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" (ИНН 5501220052, ОГРН 1095543026501) к Администрации города Омска, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, - Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков, и обязании принять решение о предоставлении в аренду вышеуказанных земельных участков сроком на три года для строительства торгового комплекса,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Омска - Веселкова И.А. (удостоверение N 0592/13 выдано 02.09.2013, по доверенности N АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия 1 год);
- от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Семенова Е.Г. (удостоверение N 0086 выдано 13.02.2014, по доверенности N 671 от 22.01.2015 сроком действия 1 год);
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска - Немыкина К.С. (удостоверение N 0200/14 выдано 09.06.2014, по доверенности N 34 от 11.06.2014 сроком действия 1 год);
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" - Игитян А.Л. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 013 от 29.09.2012 сроком действия 3 года);

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговый город" (далее - ООО "Торговый город") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации города Омска:
- о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый город" в аренду сроком на три года для строительства торгового комплекса земельных участков: с кадастровым номером 55:36:140103:3235 площадью 318 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 82 м по направлению на юго-восток относительно ориентира - здания, имеющего почтовый адрес: г. Омска, Кировский АО, ул. 70 лет Октября, дом 25; с кадастровым номером 55:36:140103: 3988 площадью 5 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3989 площадью 4 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3990 площадью 3 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3991 площадью 3 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3992 площадью 3985 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103:3994 площадью 14163 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская,
- об обязании Администрации города Омска принять решение о предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый город" в аренду сроком на три года для строительства торгового комплекса вышеуказанных земельных участков в двухнедельный срок с момента принятия судом решения по делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации города Омска обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что соответствующее решение не было принято в связи с несогласованием проектов постановлений Администрации города Омска о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду одним из структурных подразделений Администрации.
Кроме того, считает, что судом первой инстанции взыскана государственная пошлина в большем размере, чем предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска также обжаловал его в порядке апелляционного производства, указав, что основанием для непринятия решения о предоставлении земельных участков является наличие замечаний Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, о которых Общество было уведомлено письмом N 09/10870 от 12.08.2014.
Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в представленном до начала судебного заседания отзыве просит решение суда первой инстанции отменить, а апелляционные жалобы - удовлетворить.
В письменном отзыве ООО "Торговый город" возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представители Администрации города Омска и Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержали доводы и требования своих апелляционных жалоб.
Представитель ООО "Торговый город" возразил на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска поддержал позицию подателей апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы отзывы на них, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Распоряжениями ГУЗР по Омской области от 02.12.2011 N 1847-р, от 22.05.2012 N 1074-р, от 22.05.2012 N 1075-р, 17.02.2012 N 270-р, от 24.12.2012 N 311-р, от 23.05.2012 N 1083-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по ул. 70 лет Октября - ул. Енисейская в КАО г. Омска" утвержден акт о выборе земельного участка площадью 318 кв. м для строительства торгового комплекса. Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 05.12.2011 N 1223-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по ул. 70 лет Октября - ул. Енисейская в Кировском административном округе г. Омска" утверждены акты выбора земельного участка для строительства торгового комплекса по ул. 70 лет Октября в КАО г. Омска.
ООО "Торговый город" обеспечило формирование и кадастровый учет следующих земельных участков из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для строительства торгового комплекса": с кадастровым номером 55:36:140103:3235 площадью 318 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 82 м по направлению на юго-восток относительно ориентира - здания, имеющего почтовый адрес: г. Омска, Кировский АО, ул. 70 лет Октября, дом 25; с кадастровым номером 55:36:140103: 3988 площадью 5 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3989 площадью 4 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3990 площадью 3 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3991 площадью 3 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103: 3992 площадью 3985 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская; с кадастровым номером 55:36:140103:3994 площадью 14163 кв. м, местоположение: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября - улица Енисейская.
21.05.2014 ООО "Торговый город" обратилось в Администрацию города Омска с заявлением о предоставлении названных участков в аренду сроком на три года.
Письмом исх. N 09/7767 от 09.06.2014 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска уведомил Общество о подготовке и направлении в Администрацию г. Омска проектов распоряжений о предоставлении в аренду испрошенных участков.
Письмом исх. N 09/10870 от 12.08.2014 г. Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска уведомил Общество о прекращении согласования проектов распоряжений о предоставлении в аренду испрошенных участков в связи с замечаниями Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, связанными со сносом земельных насаждений и реализацией права аренды данных земельных участков с торгов.
Полагая, что вышеуказанное бездействие Администрации города Омска, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Торговый город" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
14.11.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Администрацией города Омска в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Как следует из материалов дела, Общество оспаривает бездействие Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду земельных участков.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласований мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Решение исполнительного органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6 - 8 статьи 31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, все действия, предусмотренные статьями 30, 31 ЗК РФ ООО "Торговый город" были осуществлены, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утвержден акт о выборе земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков установлен статьей 32 ЗК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ).
Следовательно, для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство необходимо соблюдение процедуры выбора земельного участка, которая заканчивается принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, постановка земельного участка на кадастровый учет и подача соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что ООО "Торговый город" было проведено формирование земельных участков, осуществлена их постановка на государственный кадастровый учет и подано заявление о предоставлении их в аренду.
Довод Администрации города Омска о том, что соответствующее решение не было принято в связи с несогласованием проектов постановлений Администрации города Омска о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду одним из структурных подразделений Администрации судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
Из материалов дела следует, что письмом исх. N 09/10870 от 12.08.2014 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска уведомил Общество о прекращении согласования проектов распоряжений о предоставлении в аренду испрошенных участков в связи с замечаниями Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, связанными со сносом земельных насаждений и реализацией права аренды данных земельных участков с торгов.
Как отмечено выше, для принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство необходимо соблюдение предшествующих ему процедур (выбора земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и т.д.).
Таким образом, наличие указанных выше препятствий основанием для непринятия решения о предоставлении земельных участков не является.
Поскольку до настоящего времени Администрацией г. Омска решение о предоставлении ООО "Торговый город" в аренду сроком на три года для строительства торгового комплекса земельных участков не принято, суд первой инстанции правильно посчитал, что в рассматриваемом случае действительно имеет место бездействие заинтересованного лица, которое вследствие его незаконности является основанием для признания требований ООО "Торговый город" обоснованными.
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
ООО "Торговый город" в качестве меры, направленной на устранение допущенные нарушений его прав и законных интересов просил обязать Администрацию города Омска принять решение о предоставлении ООО "Торговый город" в аренду сроком на три года для строительства торгового комплекса вышеуказанных земельных участков в двухнедельный срок с момента принятия судом решения по делу.
Принимая во внимание, что способ восстановления нарушенных прав должен соответствовать закону и способствовать реальному восстановлению нарушенных прав и законных интересов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости обязать Администрацию города Омска совершить испрашиваемые действия.
В данной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявления Общества о признании незаконным бездействия судебные расходы по оплате государственной пошлины правомерно были отнесены судом первой инстанции на Администрацию города Омска.
Между тем, при распределении судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины суд первой инстанции взыскал с Администрации города Омска 14 000 руб., что не может быть признано судом апелляционной инстанции обоснованным.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления неимущественного характера, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 руб.
Учитывая характер спора, и принимая во внимание, что ООО "Торговый город" оспаривалось бездействие, выразившееся в непринятии одного решения, касающегося нескольких земельных участков, государственная пошлина за рассмотрение данного дела в суде первой инстанции подлежала взысканию с Администрации города Омска в размере 2 000 руб.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания с Администрации города Омска 12 000 руб. государственной пошлины.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционным жалобам не рассматривается, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Администрации города Омска удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.11.2014 по делу N А46-12126/2014 отменить в части взыскания с Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 14 000 рублей, принять в данной части новый судебный акт.
Взыскать с Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259), расположенной по адресу: 644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" (ИНН 5501220052, ОГРН 1095543026501), расположенного по адресу: 644043, г. Омск, ул. Красный путь, д. 101, оф. 146, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговый город" (ИНН 5501220052, ОГРН 1095543026501) из федерального бюджета 12 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 645 от 01.09.2014.
В остальной части решение Арбитражного суда Омской области от 14.11.2014 по делу N А46-12126/2014 оставить без изменения Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)