Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5328/2015

Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке истца на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно, возложении обязанности принять истца на учет.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет в связи с неподтверждением факта совместного проживания с детьми.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N 33-5328/2015


Судья Лемякина В.М.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Кравцовой Е.В., Серышевой Н.И.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 об оспаривании решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в постановке на учет граждан в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно,
по апелляционной жалобе представителя Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО2
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 05 февраля 2015 года, которым постановлено:
Требования заместителя прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 06.10.2014 года N <...> об отказе в постановке ФИО1 на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Возложить на Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обязанность поставить ФИО1 на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Волгоградской области, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения Мингосимущества Волгоградской области от 06 октября 2014 года N <...> "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно", возложении обязанности принять на учет.
В обоснование заявленных требований указал, что 15 сентября 2014 года ФИО1 обратилась в Мингосимущество Волгоградской области с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления с собственность бесплатно земельного участка в г. Волгограде в соответствии с Законом Волгоградской области от 04 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Однако Мингосимуществом принято решение от 06 октября 2014 года N <...> "Об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно", в связи с не подтверждением заявителем факта совместного проживания с детьми.
Считал принятое решение не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы ФИО1, а также интересы ее семьи.
Так, в обоснование решения Министерства от 06 октября 2014 года N <...> об отказе в постановке ФИО1 на учет для последующего предоставления земельного участка указано, что ею не подтвержден факт совместного ее проживания с детьми.
Вместе с тем, отсутствие регистрации по одному адресу (месту жительства) заявителя и всех ее детей не свидетельствует об отсутствии факта их совместного проживания и не может служить поводом для отказа в реализации ФИО1 своего права на получение в собственность бесплатно земельного участка в порядке, определенном Законом.
На основании изложенного просил суд признать решение Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 06 октября 2014 года N <...> "Об отказе в постановке на учет в качестве граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно" незаконным; возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области обязанность поставить ФИО1 на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО2 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу, на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Прокурор отдела прокуратуры Волгоградской области ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить без изменения вынесенное судом первой инстанции решение.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО4 Супруги являются родителями двоих несовершеннолетних детей - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, ФИО1 имеет несовершеннолетнюю дочь от первого брака - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО1 имеет статус многодетной матери, что подтверждается удостоверением многодетной семьи, выданным Министерством социальной защиты населения Волгоградской области от 21 февраля 2013 года.
ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, ее дочь от первого брака ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес>, а супруг ФИО4, а также их общие дети ФИО5 и ФИО6 зарегистрированы по адресу: <адрес>.
В настоящее время ФИО1 совместно с мужем и тремя детьми проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается представленным в материалы дела актом обследования жилищно-бытовых условий, составленным специалистом отдела по опеке и попечительству администрации Красноармейского района Волгограда от 17 декабря 2014 года.
12 сентября 2014 года ФИО1 обратилась в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о постановке ее на учет граждан имеющих трех и более детей с целью последующего предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в г. Волгограде в соответствии с Законом Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно".
Решением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 06 октября 2014 года N <...> ФИО1 отказано в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
В обоснование отказа указано на то, что представленными ФИО1 документами не подтверждено ее совместное проживание с детьми.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Удовлетворяя требование заместителя прокурора Волгоградской области, действующего в интересах ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности принятого Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области решения, указав на то, что регистрация членов многодетной семьи по разным адресам не свидетельствует об их раздельном проживании и указанное обстоятельство не может быть положено в основу отказа в реализации заявителем права, гарантированного ст. 28 Земельного кодекса РФ и Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД. Как указал суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства настоящего дела подтверждено совместное проживание ФИО1 и ее несовершеннолетних детей.
Однако с выводом суда о незаконности решения административного органа судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 статьи 1 Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, при условии совместного проживания гражданина и его детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Закона, гражданин, имеющий трех и более детей, для приобретения в собственность бесплатно земельного участка подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченный орган по месту жительства заявителя.
Частью 3 ст. 3.1 Закона определен перечень документов, прикладываемых к соответствующему заявлению: копию паспорта заявителя или документа, его заменяющего, копии паспортов, свидетельство о рождении, усыновлении детей; документы (документ) подтверждающие (подтверждающий) постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, предшествующих дате подачи им заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность, а также совместное проживание гражданина и его детей (сведения о регистрации по месту жительства гражданина и его детей либо решение суда об установлении соответствующего факта); документы подтверждающие обучение совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - для граждан, имеющих указанных детей; согласие на обработку персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом "О персональных данных".
В силу ст. 2 Закона Волгоградской области от 4 апреля 2003 года N 809-ОД, отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно допускается в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 809-ОД основанием для отказа в постановке на учет гражданина, имеющего трех и более детей, является несоблюдение им условий, определенных абзацем третьим пункта 2 статьи 1 настоящего Закона.
Одним из таких условий является совместное проживание несовершеннолетних детей со своим родителем.
Как следует из представленного в материалах дела заявления ФИО1, поданного ею 12 сентября 2014 года и зарегистрированного Мингосимуществом 15 сентября 2014 года, местом ее постоянного проживания указана квартира <адрес>.
В графе "место жительства", заполненной собственноручно заявителем, местом жительства дочери ФИО1 от первого брака ФИО3 указана <адрес>; местом жительства детей ФИО5, ФИО6 указан <адрес>.
Никаких других документов, подтверждающих совместное проживание ФИО1 с ее детьми, ею представлено не было, сведения о совместном проживании с детьми в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области также сообщены не были.
Таким образом, на момент представления ФИО1 в административный орган заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления ей земельного участка в собственность бесплатно, сведений о ее совместном проживании с детьми в представленных ею документах не имелось.
Рассмотрение настоящего дела об оспаривании решения административного органа осуществляется по правилам главы 25 ГПК РФ.
Задачей судебного контроля законности либо незаконности решения административного органа является его проверка на соответствие действующему законодательству на момент принятия решения.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с Положением о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222, решение вопроса о постановке на учет гражданина, имеющего трех и более детей в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, отнесено к компетенции данного административного органа.
Исходя из п. 3.2.7 Административного регламента предоставления Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства", утвержденного распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской обл. от 17 февраля 2014 N 267-р, основанием для отказа в постановке гражданина, имеющего трех и более детей, на учет является несоблюдение условий, определенных абзацами третьим и четвертым пункта 2, абзацем четвертым пункта 3, абзацами первым и вторым пункта 5 статьи 1 Закона Волгоградской области от 04.04.2003 N 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", а именно наличие у гражданина трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания гражданина и его детей.
Принимая во внимание, что в представленных ФИО1 документах отсутствовали сведения о совместном проживании с детьми, административным органом принято обоснованное решение об отказе в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
При этом судебная коллегия полагает, что представление акта о совместном проживании с детьми, составленного 17 декабря 2014 года, не может служить доказательством незаконности оспариваемого решения, принятого 06 октября 2014 года, поскольку на момент его принятия сведения о совместном проживании ФИО1 с детьми у административного органа отсутствовали.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 06 октября 2014 года N <...> об отказе в постановке ФИО1 на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно - отказать.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым указать, что принятие решения об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения административного органа не препятствует повторному обращению гражданина с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия:

определила:

Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 05 февраля 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований заместителя прокурора Волгоградской области в интересах ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 06 октября 2014 года N <...> об отказе в постановке ФИО1 на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно - отказать.

Судья
Волгоградского областного суда
А.А.АНДРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)