Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2013 по делу N А60-20863/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральская Государственная Юридическая Академия" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, министерству о признании кадастровой стоимости следующих земельных участков равной рыночной стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704017:22 площадью 4112 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21А, в размере 9 214 992 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 20 921 856 руб. по состоянию на 15.11.2012;
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704017:23 площадью 10 528 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 23, в размере 73 306 464 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 75 875 296 руб. по состоянию на 15.11.2012;
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0702061:10 площадью 3207 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Июльская, д. 18, в размере 7 273 476 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 18 408 180 руб. по состоянию на 15.11.2012;
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0302036:2 площадью 127 700 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Готвальда, в размере 789 952 200 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 817 663 100 руб. по состоянию на 15.11.2012.
Протокольным определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2013 министерство исключено из числа ответчиков по делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 13.08.2013 (судья Киселев Ю.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (судьи Усцов Л.А., Никольская Е.О., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", утвержденная приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" (далее - приказ N 32), действует с 01.01.2014, следовательно, нарушение каких-либо прав истцом не доказано. Таким образом, у учреждения, в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не возникло оснований для обращения в арбитражный суд. Заявитель также считает, что истцом допущено злоупотребление правом в нарушение ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как последний не обращался в исполнительный орган государственной власти в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о выкупе земельного участка.
Кроме того, по мнению министерства, установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 при наличии новой кадастровой стоимости этих земельных участков не может повлечь изменений сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав истца.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что учреждению согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.08.2012 серии 66 АЕ N 481060, от 13.08.2012 серии 66 АЕ N 481062, от 20.10.2003 серии 66 АБ N 163659, от 14.11.2003 серии 66 АБ N 184118 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат четыре земельных участка, кадастровая стоимость которых определена в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП) по состоянию на 01.01.2010, а в соответствии с приказом N 32 по состоянию на 15.11.2012:
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0704017:22 площадью 4112 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21А (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 24 828 297 руб. 12 коп., на 15.11.2012 составляла 48 105 095 руб. 52 коп.);
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0704017:23 площадью 10528 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 23 (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 128 728 488 руб., на 15.11.2012 составляла 93 467 794 руб. 56 коп.);
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0702061:10 площадью 3207 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Июльская, д. 18 (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 39 217 116 руб. 80 коп., на 15.11.2012 составляла 37 517 762 руб. 97 коп.);
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0302036:2 площадью 127 700 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Готвальда (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 1 786 825 649 руб., на 15.11.2012 составляла 893 979 174 руб.).
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из положений п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В целях определения рыночной стоимости земельных участков истцом представлены отчеты, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Априори" от 23.04.2013 N 13-106/138-ЮО-13-01 и N 13-106/138-ЮО-13-02, от 24.04.2013 N 13-106/138-ЮО-13-03 и N 13-106/138-ЮО-13-04, согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составляет: 66:41:0704017:22 - 9 214 992 руб., 66:41:0704017:23 - 73 306 464 руб., 66:41:0702061:10 - 72 73 476 руб., 66:41:0302036:2 - 789 952 200 руб.; по состоянию на 15.11.2012 составляет: 66:41:0704017:22 - 20 921 856 руб., 66:41:0704017:23 - 75 875 296 руб., 66:41:0702061:10 - 18 408 180 руб., 66:41:0302036:2 - 817 663 100 руб.
Согласно экспертным заключениям некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 13.05.2013 N 307/2013-13, 307/214-13, 307/215-13, 307/216-13 указанные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сопоставив размер кадастровой стоимости, установленной на основании постановления N 695-ПП, приказа N 32, и рыночной стоимости земельных участков, которая не опровергнута лицами, участвующими в деле, суды пришли к верному выводу о существенном превышении кадастровой стоимости над рыночной.
Исходя из указанных обстоятельств, суды правомерно удовлетворили исковые требования учреждения, установив кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 и 15.11.2012 равной их рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что установление новой кадастровой стоимости не может служить препятствием для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной до момента, когда новая стоимость начинает применяться для целей определения платы за землю. Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что права истца не нарушены, так как новая кадастровая стоимость, утвержденная приказом N 32, применяется с 01.01.2014, отклоняется. Кадастровая стоимость, которая будет действовать со следующего финансового года, может быть оспорена в судебном порядке, поскольку основанием такого требования является несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости.
Поскольку размер вносимой истцом платы за землю (земельный налог) зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков, обращение истца, обладающего земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования), с рассматриваемым иском не является злоупотреблением правом. При этом то обстоятельство, что истец не обращался с заявлением о выкупе земельных участков, на что ссылается заявитель кассационной жалобы, на данное право не влияет. Кроме того, следует отметить, что учреждение в силу ст. 20, 36 Земельного кодекса Российской Федерации не наделено правом на приватизацию земельных участков.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2013 по делу N А60-20863/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2014 N Ф09-13781/13 ПО ДЕЛУ N А60-20863/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. N Ф09-13781/13
Дело N А60-20863/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2013 по делу N А60-20863/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральская Государственная Юридическая Академия" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, министерству о признании кадастровой стоимости следующих земельных участков равной рыночной стоимости:
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704017:22 площадью 4112 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21А, в размере 9 214 992 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 20 921 856 руб. по состоянию на 15.11.2012;
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704017:23 площадью 10 528 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 23, в размере 73 306 464 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 75 875 296 руб. по состоянию на 15.11.2012;
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0702061:10 площадью 3207 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Июльская, д. 18, в размере 7 273 476 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 18 408 180 руб. по состоянию на 15.11.2012;
- - земельного участка с кадастровым номером 66:41:0302036:2 площадью 127 700 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Готвальда, в размере 789 952 200 руб. по состоянию на 01.01.2010 и в размере 817 663 100 руб. по состоянию на 15.11.2012.
Протокольным определением Арбитражного суда Свердловской области от 06.08.2013 министерство исключено из числа ответчиков по делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 13.08.2013 (судья Киселев Ю.К.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 (судьи Усцов Л.А., Никольская Е.О., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что кадастровая стоимость земельного участка, установленная в соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", утвержденная приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" (далее - приказ N 32), действует с 01.01.2014, следовательно, нарушение каких-либо прав истцом не доказано. Таким образом, у учреждения, в соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не возникло оснований для обращения в арбитражный суд. Заявитель также считает, что истцом допущено злоупотребление правом в нарушение ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как последний не обращался в исполнительный орган государственной власти в соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о выкупе земельного участка.
Кроме того, по мнению министерства, установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 при наличии новой кадастровой стоимости этих земельных участков не может повлечь изменений сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав истца.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что учреждению согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 13.08.2012 серии 66 АЕ N 481060, от 13.08.2012 серии 66 АЕ N 481062, от 20.10.2003 серии 66 АБ N 163659, от 14.11.2003 серии 66 АБ N 184118 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат четыре земельных участка, кадастровая стоимость которых определена в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП) по состоянию на 01.01.2010, а в соответствии с приказом N 32 по состоянию на 15.11.2012:
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0704017:22 площадью 4112 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21А (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 24 828 297 руб. 12 коп., на 15.11.2012 составляла 48 105 095 руб. 52 коп.);
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0704017:23 площадью 10528 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21 23 (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 128 728 488 руб., на 15.11.2012 составляла 93 467 794 руб. 56 коп.);
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0702061:10 площадью 3207 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Июльская, д. 18 (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 39 217 116 руб. 80 коп., на 15.11.2012 составляла 37 517 762 руб. 97 коп.);
- - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0302036:2 площадью 127 700 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Готвальда (кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 составляла 1 786 825 649 руб., на 15.11.2012 составляла 893 979 174 руб.).
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из положений п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В целях определения рыночной стоимости земельных участков истцом представлены отчеты, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Априори" от 23.04.2013 N 13-106/138-ЮО-13-01 и N 13-106/138-ЮО-13-02, от 24.04.2013 N 13-106/138-ЮО-13-03 и N 13-106/138-ЮО-13-04, согласно которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составляет: 66:41:0704017:22 - 9 214 992 руб., 66:41:0704017:23 - 73 306 464 руб., 66:41:0702061:10 - 72 73 476 руб., 66:41:0302036:2 - 789 952 200 руб.; по состоянию на 15.11.2012 составляет: 66:41:0704017:22 - 20 921 856 руб., 66:41:0704017:23 - 75 875 296 руб., 66:41:0702061:10 - 18 408 180 руб., 66:41:0302036:2 - 817 663 100 руб.
Согласно экспертным заключениям некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 13.05.2013 N 307/2013-13, 307/214-13, 307/215-13, 307/216-13 указанные отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сопоставив размер кадастровой стоимости, установленной на основании постановления N 695-ПП, приказа N 32, и рыночной стоимости земельных участков, которая не опровергнута лицами, участвующими в деле, суды пришли к верному выводу о существенном превышении кадастровой стоимости над рыночной.
Исходя из указанных обстоятельств, суды правомерно удовлетворили исковые требования учреждения, установив кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010 и 15.11.2012 равной их рыночной стоимости.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на то, что установление новой кадастровой стоимости не может служить препятствием для удовлетворения требований заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной до момента, когда новая стоимость начинает применяться для целей определения платы за землю. Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что права истца не нарушены, так как новая кадастровая стоимость, утвержденная приказом N 32, применяется с 01.01.2014, отклоняется. Кадастровая стоимость, которая будет действовать со следующего финансового года, может быть оспорена в судебном порядке, поскольку основанием такого требования является несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости.
Поскольку размер вносимой истцом платы за землю (земельный налог) зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков, обращение истца, обладающего земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования), с рассматриваемым иском не является злоупотреблением правом. При этом то обстоятельство, что истец не обращался с заявлением о выкупе земельных участков, на что ссылается заявитель кассационной жалобы, на данное право не влияет. Кроме того, следует отметить, что учреждение в силу ст. 20, 36 Земельного кодекса Российской Федерации не наделено правом на приватизацию земельных участков.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2013 по делу N А60-20863/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)