Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: Косоротова Е.В. доверенность от 11.06.2013 г.
от заинтересованного лица: Мануйлова О.П. доверенность от 18.03.2013 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24742/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2013 г. по делу N А56-36084/2013 (судья Ракчеева М.А.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга и обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - ООО "Вымпел", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (далее - Правительство) о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) Обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" для строительства административного здания с подземным паркингом; обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) Обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" для строительства административного здания с подземным паркингом путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве указанного здания.
Решением суда от 10.10.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит решение от 10.10.2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу спорный земельный участок для строительства до определения вида разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Правительства, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 17.07.2007 г. N 857 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 3 100 кв. м, кадастровый номер 78:31:1119А:7, расположенном по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей), в целях определения возможности проектирования и строительства административного здания с подземным паркингом.
23.06.2009 г. издано Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 713 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей)".
В соответствии с указанным ненормативным актом 10.08.2009 г. между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Обществом заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательных работ N 00/ЗКИ-006119 сроком на 11 месяцев.
Распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 05.05.2010 г. N 79-пр утвержден проект границ земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской ул.), для предоставления на инвестиционных условиях; пунктом 2 распоряжения установлены градостроительные параметры участка и виды использования в соответствии с объемно-пространственным решением и генеральным планом от 02.04.2008 г.
Распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 07.07.2010 г. N 2214 утвержден акт выбора земельного участка для строительства по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) общей площадью 3 087 кв. м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.09.2010 г., что подтверждается кадастровым паспортом участка с кадастровым номером 78:31:1119А:8.
04.07.2013 г. заявитель подал в Комитет по строительству заявление о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Поскольку Правительством не принято решение по заявлению от 04.07.2013 г., то Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, указав, что Обществом были проведены изыскательные работы, получены и в дальнейшем переданы Правительству все необходимые для принятия исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства документы, однако, до настоящего времени заинтересованное лицо не приняло решения о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта недвижимости, в связи с чем, по мнению заявителя, Правительством нарушены сроки принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, установленные как Земельным Кодексом Российской Федерации, так и законодательством Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу об отсутствии у Правительства обязанности предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок, с которым соглашается суд апелляционной инстанции.
Согласно письму КГИОП от 17.04.2013 г. N 2-3870 испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ2 (участок ЗРЗ2-1) исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и в границах зоны участков исторического культурного (археологического) слоя ЗА2 (л.д. 93).
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 г. по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 г., признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 г. N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части положений приложений 1, 3, 4: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1; часть 4 статьи 8 приложения 3 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение 4 - недействующим в границах зон охраны объектов культурного наследия. Частью 4 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1 Правил землепользования и застройки предусматривалось, что действие установленных градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон.
Таким образом, в настоящее время градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими.
Учитывая решение суда, признающее недействующим градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, и, следовательно, ранее утвержденные правила землепользования и застройки, в отношении территорий зон охраны объектов культурного наследия в городе Санкт-Петербурге подлежит применению подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О порядке введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусматривающий, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2013 г., разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В отношении испрашиваемого земельного участка проект планировки территории до настоящего времени в установленном порядке не утвержден, в связи с чем вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не может быть определен до утверждения проекта планировки территории (либо правил землепользования и застройки).
Таким образом, у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
Апелляционная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 октября 2013 года по делу N А56-36084/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2013 ПО ДЕЛУ N А56-36084/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. по делу N А56-36084/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от заявителя: Косоротова Е.В. доверенность от 11.06.2013 г.
от заинтересованного лица: Мануйлова О.П. доверенность от 18.03.2013 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24742/2013) Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.10.2013 г. по делу N А56-36084/2013 (судья Ракчеева М.А.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Вымпел"
заинтересованное лицо: Правительство Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга и обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вымпел" (далее - ООО "Вымпел", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга (далее - Правительство) о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) Обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" для строительства административного здания с подземным паркингом; обязании Правительства Санкт-Петербурга принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) Обществу с ограниченной ответственностью "Вымпел" для строительства административного здания с подземным паркингом путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве указанного здания.
Решением суда от 10.10.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит решение от 10.10.2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу спорный земельный участок для строительства до определения вида разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Правительства, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства от 17.07.2007 г. N 857 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 3 100 кв. м, кадастровый номер 78:31:1119А:7, расположенном по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей), в целях определения возможности проектирования и строительства административного здания с подземным паркингом.
23.06.2009 г. издано Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 713 "О проведении изыскательных работ на земельном участке, расположенном по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей)".
В соответствии с указанным ненормативным актом 10.08.2009 г. между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и Обществом заключен договор аренды земельного участка, предоставляемого для проведения изыскательных работ N 00/ЗКИ-006119 сроком на 11 месяцев.
Распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 05.05.2010 г. N 79-пр утвержден проект границ земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской ул.), для предоставления на инвестиционных условиях; пунктом 2 распоряжения установлены градостроительные параметры участка и виды использования в соответствии с объемно-пространственным решением и генеральным планом от 02.04.2008 г.
Распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 07.07.2010 г. N 2214 утвержден акт выбора земельного участка для строительства по адресу: Центральный район, Кирочная ул., участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) общей площадью 3 087 кв. м.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.09.2010 г., что подтверждается кадастровым паспортом участка с кадастровым номером 78:31:1119А:8.
04.07.2013 г. заявитель подал в Комитет по строительству заявление о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении объекта недвижимости для строительства.
Поскольку Правительством не принято решение по заявлению от 04.07.2013 г., то Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, указав, что Обществом были проведены изыскательные работы, получены и в дальнейшем переданы Правительству все необходимые для принятия исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства документы, однако, до настоящего времени заинтересованное лицо не приняло решения о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта недвижимости, в связи с чем, по мнению заявителя, Правительством нарушены сроки принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, установленные как Земельным Кодексом Российской Федерации, так и законодательством Санкт-Петербурга.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу об отсутствии у Правительства обязанности предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок, с которым соглашается суд апелляционной инстанции.
Согласно письму КГИОП от 17.04.2013 г. N 2-3870 испрашиваемый земельный участок находится в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ2 (участок ЗРЗ2-1) исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга и в границах зоны участков исторического культурного (археологического) слоя ЗА2 (л.д. 93).
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Согласно подпункту 1 пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 г. по делу N 3-311/10, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2011 г., признан недействующим с момента принятия Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 г. N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" в части положений приложений 1, 3, 4: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1; часть 4 статьи 8 приложения 3 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение 4 - недействующим в границах зон охраны объектов культурного наследия. Частью 4 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1 Правил землепользования и застройки предусматривалось, что действие установленных градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон.
Таким образом, в настоящее время градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими.
Учитывая решение суда, признающее недействующим градостроительные регламенты в зонах охраны объектов культурного наследия, и, следовательно, ранее утвержденные правила землепользования и застройки, в отношении территорий зон охраны объектов культурного наследия в городе Санкт-Петербурге подлежит применению подпункт 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О порядке введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", предусматривающий, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2013 г., разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
В отношении испрашиваемого земельного участка проект планировки территории до настоящего времени в установленном порядке не утвержден, в связи с чем вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не может быть определен до утверждения проекта планировки территории (либо правил землепользования и застройки).
Таким образом, у Правительства отсутствует обязанность предоставить Обществу названный земельный участок для строительства.
Апелляционная инстанция считает, что суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 октября 2013 года по делу N А56-36084/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Р.СТАРОВОЙТОВА
Судьи
В.М.ГОРБИК
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)