Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-22943/13

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А41-22943/13


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ФКУ "Центравтомагистраль": Разин С.М. по доверенности от 16.09.2014 N 209,
от Комитет лесного хозяйства Московской области: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2014 по делу N А41-22943/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об установлении границ земельных участков,

установил:

Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства (далее - заявитель, ФКУ "Центравтомагистраль") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) согласно которому просит:
- - уточнить координаты границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57519, в соответствии с заключением эксперта (т. 5 л.д. 135 - 148), изменить сведения об уточненных координатах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57519 в государственном кадастре недвижимости. Изменить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57519 в соответствии с уточненными координатами - 156 664 кв. м;
- - уточнить координаты границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57485, в соответствии с заключением эксперта (т. 5 л.д. 135 - 148), изменить сведения об уточненных координатах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57485 в государственном кадастре недвижимости. Изменить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57485 в соответствии с уточненными координатами - 4664617 кв. м;
- - уточнить координаты границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57560, в соответствии с заключением эксперта (т. 5 л.д. 135 - 148), изменить сведения об уточненных координатах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57560 в государственном кадастре недвижимости. Изменить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:57560 в соответствии с уточненными координатами - 273557 кв. м;
- - уточнить координаты границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102027:2, в соответствии с заключением эксперта (т. 5 л.д. 135 - 148), изменить сведения об уточненных координатах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102027:2 в государственном кадастре недвижимости. Изменить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102027:2 в соответствии с уточненными координатами - 582 483 кв. м;
- - уточнить координаты границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102018:1, в соответствии с заключением эксперта (т. 5 л.д. 135 - 148), изменить сведения об уточненных координатах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102018:1 в государственном кадастре недвижимости. Изменить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0102018:1 в соответствии с уточненными координатами - 580 279 кв. м.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Ногинского района Московской области от 07.08.1995 N 2779 утверждены границы земельных участков, отведенных в Ногинском районе под автодороги Государственному предприятию "Центравтомагистраль", правопреемником которого является Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства, общей площадью 163,47 га, в том числе: Чкаловское шоссе - 33,93 га, Ярославско-Горьковского шоссе - 72,99 га, Горьковско-Егорьевское шоссе - 56,55 га (т. 1 л.д. 77).
На основании указанного постановления предприятию был выдан Государственный акт о предоставлении в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков общей площадью 163,47 га. К указанному государственному акту прилагались чертежи, предоставляемых земельных участков (т. 1 л.д. 66 - 76).
13 сентября 2010 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:16:0000000:305 общей площадью 1634700 кв. м, с видом разрешенного использования "под автодороги". При этом граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости (т. 1 л.д. 78).
В целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:305, заявителем проводились работы по межеванию земельного участка, в результате которых было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:305 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0000000:57519, 50:16:0000000:57485, 50:16:0000000:57560, 50:16:0102027:2 и 50:16:0102018:1.
Полагая, что указанное пересечение границ нарушает права и законные интересы заявителя на оформление права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок, занятый полосой отвода федеральной автомобильной дороги А103 "Щелковское шоссе", ФКУ "Центравтомагистраль" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:305 (Щелковское шоссе), принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю, с земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0000000:57519, 50:16:0000000:57485, 50:16:0000000:57560, 50:16:0102027:2, 50:16:0102018:1.
Обжалуя решение суда первой инстанции, Комитет указывает, что полномочия собственника в части согласования местоположения границ, изменения местоположения границ, межевания в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда не переданы Российской Федерацией, в связи с чем Комитет не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ФКУ "Центравтомагистраль" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ.
Выслушав представителя ФКУ "Центравтомагистраль", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Статьей 11.1 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Частью 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Согласно части 4 статьи 6 Закона о государственном кадастре недвижимости при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости если иное не установлено названным Законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения заявителем работ по межеванию было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:305 пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0000000:57519, 50:16:0000000:57485, 50:16:0000000:57560, 50:16:0102027:2 и 50:16:0102018:1. Кроме того, факт пересечения границ с указанными земельными участками также установлен Техническим отчетом по геодезической съемке земельного участка автодороги А103 "Щелковское шоссе" до пересечения с Московским малым кольцом (с подъездами к г. Щелково и к Звездному городку), км 44+700 - км 54+540, расположенного: Московская область, Ногинский район (т. 2 л.д. 16 - 182).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.02.2014 в целях определения пересечения границ земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование истцу с земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0000000:57519, 50:16:0000000:57485, 50:16:0000000:57560, 50:16:0102027:2 и 50:16:0102018:1 была назначена экспертиза, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "АЗИМУТ", являющегося действительным членом Некоммерческого партнерства "Палата Судебных Экспертов".
Заключением эксперта по проведенной землеустроительной экспертизе от 26.03.2014 N 0001 установлены границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:305, а также установлен факт пересечения (наложения) границ данного земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами 50:16:0000000:57519, 50:16:0000000:57485, 50:16:0000000:57560, 50:16:0102027:2, 50:16:0102018:1.
Учитывая результаты проведенной землеустроительной экспертизы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод Комитета о том, что полномочия собственника в части согласования местоположения границ, изменения местоположения границ, межевания в отношении земельных участков в составе земель лесного фонда не переданы Российской Федерацией, в связи с чем он не является надлежащим ответчиком по настоящему делу не принимается апелляционным судом.
Из кадастровых дел в отношении указанных земельных участков следует, что их постановка осуществлялась на основании обращений Управления лесного хозяйства по г. Москве и Московское области.
В соответствии с пунктом 6.9 Положения о Рослесхозе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Распоряжением Федерального агентства лесного хозяйства во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р было ликвидировано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образован Комитет лесного хозяйства Московской области (с 01.07.2012) и в собственность Московской области приняты федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес", как имущественные комплексы.
Пунктом 3 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" установлено, что Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
В соответствии с пунктами 12.1.11, 12.1.18 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области Комитет осуществляет полномочия, связанные с проведением лесоустройства и обеспечением выбора участка лесного фонда, проведением процедур согласования и утверждение актов выбора участков лесного фонда.
В соответствии с пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" правопреемство означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Таким образом, полномочия Российской Федерации в области лесных отношений на территории Московской области осуществляет Комитет лесного хозяйства Московской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что в проведенной экспертизе не учтены материалы действующего лесоустройства, Ямкинского участкового лесничества Ногинского филиала ГКУ МО "Мособллес", которые могли бы установить факт спорных границ и местоположения границ ленного фонда является необоснованным.
После возобновления рассмотрения дела в связи с поступлением заключения эксперта, представитель Комитета в судебное заседание 29.04.2014 не явился, каких-либо замечаний относительно проведенной экспертизы не представил, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявил.
При таких обстоятельствах апелляционный суд оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19.06.2014 по делу N А41-22943/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)