Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2009 по делу N А29-5478/2008, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис +"
к администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск",
о признании недействительным отказа в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис+" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сервис+") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск" (далее - ответчик, Администрация), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа Администрации от 17.08.2007 N 01-34/2282 в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка под проектирование и строительство объекта "Мастерские по ремонту оборудования ГВС и отопления" (далее - отказ в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2007 N 01-34/2282), возложении на ответчика обязанности утвердить данный акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеназванного объекта.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и отказать в удовлетворении требований Общества. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Сервис+" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2006 ООО "Сервис+" обратилось к главе Администрации с письмом N 243-к о предоставлении земельного участка под строительство мастерских по ремонту оборудования систем горячего водоснабжения (далее - ГВС) и отопления размером 12х18 между домом N 21 в 6 микрорайоне и проезжей частью улицы Восточной в г. Сосногорске (л. д. 5).
20.11.2006 г. между Обществом и Управлением архитектуры и градостроительства по г. Сосногорску (далее - Управлением архитектуры и градостроительства) заключен договор N 306, в соответствии с которым Управление архитектуры и градостроительства обязалось выполнить работы по оформлению и выдаче исходных данных для проведения общественных слушаний по вышеназванному объекту, а также обязалось выполнить работы по оформлению и выдаче исходных данных для его проектирования и строительства (л. д. 57).
В ноябре 2006 года проведены общественные слушания с участием представителей Администрации, средств массовой информации (газеты "Заря Тимана"), жителей г. Сосногорск по вопросу выделения земельного участка под строительство указанного объекта, что подтверждается протоколом от 21.11.2008. Из данного протокола усматривается, что 16.11.2008 г. в газете "Заря Тимана" опубликована информация о планируемом выделении ООО "Сервис+" земельного участка под строительство мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления по адресу: г. Сосногорск, 6 микрорайон, ул. Восточная. В ходе общественных слушаний принято решение о даче согласия на выделение земельного участка по адресу г. Сосногорск, 6 микрорайон, ул. Восточная, в районе гаражного строения N 30 (л. д. 6).
26.04.2007 ООО "Сервис+" обратилось в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка для проектирования и строительства здания мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления и предварительном согласовании места размещения объекта в районе гаражного строения N 30 по ул. Восточной. К заявлению приложены ходатайство с просьбой о положительном решении данного вопроса и декларация о намерениях, содержащая сведения о сроках строительства и ввода в эксплуатацию данного объекта, источниках его финансирования, примерном размере земельного участка, необходимого для строительства здания мастерских, источниках водоснабжения, водоотведения стоков, энергоснабжения объекта. Кроме этого, Общество предоставило согласованный с заинтересованными организациями акт выбора земельного участка от 26.04.2007 под проектирование и строительство мастерских по ремонту оборудования ГВС и отопления, а также проект границ земельного участка (л. д. 7-9, 59-61).
17.08.2007 письмом N 01-34/2282 Администрация отказала в утверждении акта выбора земельного участка под проектирование и строительство мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления в связи с минованием надобности, так как функции по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения от ООО "Сервис+" переданы районному муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" (далее - РМУП "Водоканал") (л. д. 10).
Общество не согласилось с отказом в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2007 N 01-34/2282 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает права и интересы ООО "Сервис+", требования заявителя удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 3, 5 - 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
В силу пунктов 1 - 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2).
Из указанных норм следует, что принятие исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. При наличии отказа в предварительном согласовании места размещения объекта земельный участок для строительства не может быть предоставлен. Целью выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности осуществления строительства на данном земельном участке, а также определение соответствия объекта, строительство которого предполагается, требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм.
Материалы дела свидетельствую о том, что ООО "Сервис+" является коммерческой организацией. Основными видами деятельности Общества, в том числе являются содержание и обслуживание жилищного фонда, техническое обслуживание систем инженерного оборудования жилищного фонда, текущий ремонт зданий (л. д. 16, 69). В процессе осуществления предпринимательской детальности по обслуживанию жилищного фонда у заявителя возникла необходимость в производственных помещениях для ремонта оборудования систем ГВС и отопления (л. д. 9). ООО "Сервис+" обратилось в Администрацию с просьбой о предоставлении земельного участка под строительство мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления между домом N 21 в 6 микрорайоне и проезжей частью улицы Восточной в г. Сосногорске (л. д. 5). В связи с этим были осуществлены предусмотренные статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации действия, связанные с выбором земельного участка и предварительным согласованием места размещения мастерских: в средствах массовой информации опубликовано сообщение о планируемом выделении земельного участка под строительство мастерских для ремонта оборудования систем ГВС и отопления; по результатам проведенных общественных слушаний Общество получило согласие на выделение земельного участка по адресу: г. Сосногорск, 6 микрорайон, ул. Восточная, в районе гаражного строения N 30; подготовлен акт выбора земельного участка площадью 785,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Сосногорск, ул. Восточная, д. 7, а также проект границ данного земельного участка; ООО "Сервис+" представило в Администрацию заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Администрация отказала заявителю в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка под проектирование и строительство названного объекта по причине отсутствия надобности, так как функции по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения от для ремонта оборудования систем ГВС и отопления переданы в РМУП "Водоканал". На нарушение установленного статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядка выдела земельного участка, неправильное оформление представленных документов, невозможность выдела испрашиваемого земельного участка или невозможность строительства на нем заявленного объекта в оспариваемом отказе указано не было (л. д. 5-10, 59-61). Действующее законодательство не наделяет исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления правом принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в зависимости от точки зрения этих органов на необходимость строительства данного объекта. В силу статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации целесообразность строительства объекта определяет только то лицо, которое в нем нуждается. Техническое обслуживание систем инженерного оборудования жилищного фонда относится к одному из основных видов предпринимательской деятельности Общества и передача функции по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения РМУП "Водоканал" не является основанием для прекращения заявителем названного вида деятельности. ООО "Сервис+" указывает на то, что продолжает осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения (л. д. 11). В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что Администрация когда-либо наделяла Общество названными функциями и имеет право передать их от заявителя другой организации. Доказательства, подтверждающие, что осуществление РМУП "Водоканал" деятельности по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения делает невозможным строительство Обществом мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления, ответчик не представил.
При указанных обстоятельствах отказ в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2007 N 01-34/2282 не может рассматриваться как соответствующий законодательству.
В силу статей 1 - 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28 - 30, 31 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на получение земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в целях осуществления предпринимательской деятельности. Данное право может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Оспариваемым отказом Администрация необоснованно ограничила возможность получения заявителем испрашиваемого земельного участка, чем нарушила его права и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Сервис+" пропустило указанный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок подачи заявления в арбитражный суд, ходатайство о восстановлении пропущенного срока от Общества не поступало и данный вопрос судом первой инстанции не разрешался, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку рассмотрение арбитражным судом заявленных ООО "Сервис+" требований свидетельствует о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2009 по делу N А29-5478/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2009 ПО ДЕЛУ N А29-5478/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2009 г. по делу N А29-5478/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2009 по делу N А29-5478/2008, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервис +"
к администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск",
о признании недействительным отказа в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис+" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сервис+") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск" (далее - ответчик, Администрация), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным отказа Администрации от 17.08.2007 N 01-34/2282 в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка под проектирование и строительство объекта "Мастерские по ремонту оборудования ГВС и отопления" (далее - отказ в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2007 N 01-34/2282), возложении на ответчика обязанности утвердить данный акт выбора земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения вышеназванного объекта.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и отказать в удовлетворении требований Общества. По мнению ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в неприменении части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "Сервис+" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против приведенных в ней доводов, просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2006 ООО "Сервис+" обратилось к главе Администрации с письмом N 243-к о предоставлении земельного участка под строительство мастерских по ремонту оборудования систем горячего водоснабжения (далее - ГВС) и отопления размером 12х18 между домом N 21 в 6 микрорайоне и проезжей частью улицы Восточной в г. Сосногорске (л. д. 5).
20.11.2006 г. между Обществом и Управлением архитектуры и градостроительства по г. Сосногорску (далее - Управлением архитектуры и градостроительства) заключен договор N 306, в соответствии с которым Управление архитектуры и градостроительства обязалось выполнить работы по оформлению и выдаче исходных данных для проведения общественных слушаний по вышеназванному объекту, а также обязалось выполнить работы по оформлению и выдаче исходных данных для его проектирования и строительства (л. д. 57).
В ноябре 2006 года проведены общественные слушания с участием представителей Администрации, средств массовой информации (газеты "Заря Тимана"), жителей г. Сосногорск по вопросу выделения земельного участка под строительство указанного объекта, что подтверждается протоколом от 21.11.2008. Из данного протокола усматривается, что 16.11.2008 г. в газете "Заря Тимана" опубликована информация о планируемом выделении ООО "Сервис+" земельного участка под строительство мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления по адресу: г. Сосногорск, 6 микрорайон, ул. Восточная. В ходе общественных слушаний принято решение о даче согласия на выделение земельного участка по адресу г. Сосногорск, 6 микрорайон, ул. Восточная, в районе гаражного строения N 30 (л. д. 6).
26.04.2007 ООО "Сервис+" обратилось в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка для проектирования и строительства здания мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления и предварительном согласовании места размещения объекта в районе гаражного строения N 30 по ул. Восточной. К заявлению приложены ходатайство с просьбой о положительном решении данного вопроса и декларация о намерениях, содержащая сведения о сроках строительства и ввода в эксплуатацию данного объекта, источниках его финансирования, примерном размере земельного участка, необходимого для строительства здания мастерских, источниках водоснабжения, водоотведения стоков, энергоснабжения объекта. Кроме этого, Общество предоставило согласованный с заинтересованными организациями акт выбора земельного участка от 26.04.2007 под проектирование и строительство мастерских по ремонту оборудования ГВС и отопления, а также проект границ земельного участка (л. д. 7-9, 59-61).
17.08.2007 письмом N 01-34/2282 Администрация отказала в утверждении акта выбора земельного участка под проектирование и строительство мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления в связи с минованием надобности, так как функции по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения от ООО "Сервис+" переданы районному муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" (далее - РМУП "Водоканал") (л. д. 10).
Общество не согласилось с отказом в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2007 N 01-34/2282 и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый отказ не соответствует закону, нарушает права и интересы ООО "Сервис+", требования заявителя удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 3, 5 - 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8).
В силу пунктов 1 - 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2).
Из указанных норм следует, что принятие исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. При наличии отказа в предварительном согласовании места размещения объекта земельный участок для строительства не может быть предоставлен. Целью выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности осуществления строительства на данном земельном участке, а также определение соответствия объекта, строительство которого предполагается, требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм.
Материалы дела свидетельствую о том, что ООО "Сервис+" является коммерческой организацией. Основными видами деятельности Общества, в том числе являются содержание и обслуживание жилищного фонда, техническое обслуживание систем инженерного оборудования жилищного фонда, текущий ремонт зданий (л. д. 16, 69). В процессе осуществления предпринимательской детальности по обслуживанию жилищного фонда у заявителя возникла необходимость в производственных помещениях для ремонта оборудования систем ГВС и отопления (л. д. 9). ООО "Сервис+" обратилось в Администрацию с просьбой о предоставлении земельного участка под строительство мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления между домом N 21 в 6 микрорайоне и проезжей частью улицы Восточной в г. Сосногорске (л. д. 5). В связи с этим были осуществлены предусмотренные статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации действия, связанные с выбором земельного участка и предварительным согласованием места размещения мастерских: в средствах массовой информации опубликовано сообщение о планируемом выделении земельного участка под строительство мастерских для ремонта оборудования систем ГВС и отопления; по результатам проведенных общественных слушаний Общество получило согласие на выделение земельного участка по адресу: г. Сосногорск, 6 микрорайон, ул. Восточная, в районе гаражного строения N 30; подготовлен акт выбора земельного участка площадью 785,0 кв. м, расположенного по адресу: г. Сосногорск, ул. Восточная, д. 7, а также проект границ данного земельного участка; ООО "Сервис+" представило в Администрацию заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Администрация отказала заявителю в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка под проектирование и строительство названного объекта по причине отсутствия надобности, так как функции по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения от для ремонта оборудования систем ГВС и отопления переданы в РМУП "Водоканал". На нарушение установленного статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядка выдела земельного участка, неправильное оформление представленных документов, невозможность выдела испрашиваемого земельного участка или невозможность строительства на нем заявленного объекта в оспариваемом отказе указано не было (л. д. 5-10, 59-61). Действующее законодательство не наделяет исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления правом принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в зависимости от точки зрения этих органов на необходимость строительства данного объекта. В силу статьи 34 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации целесообразность строительства объекта определяет только то лицо, которое в нем нуждается. Техническое обслуживание систем инженерного оборудования жилищного фонда относится к одному из основных видов предпринимательской деятельности Общества и передача функции по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения РМУП "Водоканал" не является основанием для прекращения заявителем названного вида деятельности. ООО "Сервис+" указывает на то, что продолжает осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения (л. д. 11). В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что Администрация когда-либо наделяла Общество названными функциями и имеет право передать их от заявителя другой организации. Доказательства, подтверждающие, что осуществление РМУП "Водоканал" деятельности по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых инженерных сетей отопления и горячего водоснабжения делает невозможным строительство Обществом мастерских по ремонту оборудования систем ГВС и отопления, ответчик не представил.
При указанных обстоятельствах отказ в согласовании и утверждении акта выбора земельного участка от 17.08.2007 N 01-34/2282 не может рассматриваться как соответствующий законодательству.
В силу статей 1 - 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28 - 30, 31 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на получение земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в целях осуществления предпринимательской деятельности. Данное право может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Оспариваемым отказом Администрация необоснованно ограничила возможность получения заявителем испрашиваемого земельного участка, чем нарушила его права и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Сервис+" пропустило указанный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок подачи заявления в арбитражный суд, ходатайство о восстановлении пропущенного срока от Общества не поступало и данный вопрос судом первой инстанции не разрешался, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку рассмотрение арбитражным судом заявленных ООО "Сервис+" требований свидетельствует о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.01.2009 по делу N А29-5478/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования муниципальный район "Сосногорск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)