Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2014 года по делу N А58-3387/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ОГРН 1111435000588, ИНН 1435237173, место нахождения: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 11, оф.66) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, место нахождения: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) о признании незаконным решения от 21.03.2014 N 2636-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания, обязании произвести действия по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояроква, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (далее - заявитель, ООО ИСК "Сибирь" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения от 21 марта 2014 года N 2636-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания, недействительным и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2014 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения нормам земельного законодательства, поскольку изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для строительства не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что, несмотря на незаконность отказа в предоставлении земельного участка, данный отказ не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Проанализировав действующее в спорный период законодательство, суд первой инстанции установил, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось, процедура согласования места размещения объекта в установленном порядке не завершена, соответственно, у Департамента не имелось правовых оснований для принятия решения о предоставлении Обществу земельного участка в аренду для строительства в порядке пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней Общество выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым отказом в предоставлении земельного участка под строительство.
Общество указывает на то, что им осуществлены все необходимые действия, предусмотренные Земельным кодексом РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, что органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет. Соответственно, Обществом проведены первые два мероприятия, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ. В силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ Департамент должен был по заявлению Общества от 27.02.2014 в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка для строительства.
Отсутствие в материалах дела непосредственно решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает факт законного осуществления процедуры выбора этого земельного участка, выполнения в отношении него кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета.
Департаментом отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения к ней не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.10.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в отпуске, судьи Басаева Д.В. в служебной командировке на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2014 года в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Никифорюк Е.О. на судью Желтоухова Е.В., судьи Басаева Д.В. на судью Рылова Д.Н., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя к материалам дела приобщены дополнительные доказательства в виде документов, послуживших основанием постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 февраля 2012 года на рабочем совещании у исполняющего обязанности Главы городского округа "город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска рассмотрено заявление Общества и принято решение о согласовании в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Пояркова, под строительство объекта дошкольного воспитания, на срок 11 (одиннадцать) месяцев.
23 марта 2012 года в соответствии с протоколом рабочего совещания обществу выдан акт выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения под строительство объекта дошкольного воспитания N 204/12 с приложениями направлений для согласования в ОАО АК "Якутскэнерго" и главному архитектору г. Якутска. Согласование в ОАО АК "Якутскэнерго" получено Обществом самостоятельно 27.11.2013, о чем свидетельствует заключение N 10/4853.
6 июня 2012 года Обществу выдана схема расположения земельного участка (кадастровый квартал 14:36:105019), утвержденная начальником Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
1 августа 2012 года на основании утвержденной схемы расположения земельного участка проведены кадастровые работы и изготовлен межевой план.
7 августа 2012 года испрашиваемый Обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14:36:105019:788 с разрешенным видом использования "под строительство объекта дошкольного воспитания", о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от 07.08.2012 N 14/12-51448.
18 февраля 2014 года Общество через государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Саха (Якутия) обратилось в Департамент с заявлением о принятии решения о предоставлении в аренду для строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, с приложением, в том числе: акта выбора N 204/12 от 23.03.2012 земельного участка, с приложениями направлений для согласования в ОАО АК "Якутскэнерго" и главному архитектору г. Якутска; выписки из протокола от 29.02.2012 без номера; кадастрового паспорта земельного участка от 07.08.2012 N 14/12-51448.
21 марта 2014 года письмом N 2636-ДИЗО/14 Департамент сообщил Обществу об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Основанием для принятия указанного решения послужило заключение Прокуратуры города Якутска от 09.12.2013 N 16-2013/34, в соответствии с которым, действовавшие до принятия отдельных административных регламентов (07.08.2012), порядки предоставления земельных участков и как следствие принятые комиссией предварительные решения утратили силу и не могут иметь обратной силы, в настоящий момент порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии со статьей 8 Нормативно-правового акта Якутской городской Думы "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (принят Решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8). В связи с тем, что предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка от 29.02.2012 утратило силу, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства не представляется возможным.
Не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства, полагая, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим отмене, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований общества, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов Общества при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств приходит к выводу, что Департаментом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду для строительства. При этом заявителем подтверждено нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Следовательно, оспариваемое решение принято Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31 Кодекса).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для строительства не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений, в связи с чем мотивы отказа Департамента в предоставлении земельного участка в аренду для строительства, приведенные в оспариваемом решении, не основаны на нормах земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Пояркова, под строительство объекта дошкольного воспитания, в 2012 году, соответственно, вопрос предоставления земельного участка подлежит разрешению в порядке действующего в тот период законодательства.
На территории города Якутска на дату обращения Общества с заявлением действовало Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденное решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8. Данное Положение утратило силу с 01.03.2012 в связи с изданием нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА, принятого решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме, действующей в настоящее время, обратной силы не имеется.
В рассматриваемом случае, правоотношения с заявителем возникли в период действия Положения от 05.03.2010, являлись длящимися, а обращение 18.02.2014 Общества с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка, не являлось самостоятельным действием, а являлось этапом процедуры, инициированной в 2012 году.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа Департамента, вместе с тем, считает ошибочными вывода суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества данным отказом, с учетом следующего.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет.
Таким образом, заявителем проведены первые два мероприятия, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а также статьей 3 раздела 2, статьями 6, 7 раздела 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденного решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8.
Следовательно, в силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ Департамент должен был по заявлению общества от 18.02.2014 в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка для строительства.
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие в материалах дела непосредственно решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает факт законного осуществления процедуры выбора этого земельного участка, выполнения в отношении него кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета.
Фактическое же принятие Департаментом указанного решения подтверждается выдачей Обществу в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отсутствием решения об отказе в размещении объекта, а также установлением, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ границ земельного участка и его государственным кадастровым учетом в порядке, установленном федеральными законами.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Департамент, отказывая в предоставлении спорного земельного участка в аренду под строительство, не мотивировал отказ отсутствием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а указывал на то, что предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка от 29.02.2012 утратило силу в связи с изменением правового регулирования порядка предоставления земельных участков.
В свою очередь в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности - возведения и эксплуатации объекта дошкольного воспитания, планируемого на испрашиваемом земельном участке, что является основанием для признания оспариваемого решения Департамента недействительным как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
Данный вывод является достаточным для удовлетворения требований общества, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Департамент возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из указания пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) срок договора аренды земельного участка устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с генеральными планами, правилами землепользования и застройки.
В силу положений данной нормы суд апелляционной инстанции считает возможным при возложении на Департамент обязанности предоставить Обществу в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания, не указывать срок, на который может быть предоставлен данный участок.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обществом по чеку-ордеру от 23.05.2014 (номер транзакции 16580097) уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение заявления, по чеку-ордеру от 22.09.2014 (операция 2104) уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
На основании вышеуказанной нормы права судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат возмещению Департаментом, как стороны по делу, Обществу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2014 года по делу N А58-3387/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 21.03.2014 N 2636-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, 677000, г. Якутск, пр. Ленина,15) предоставить Обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905) в пользу общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 04АП-5332/2014 ПО ДЕЛУ N А58-3387/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А58-3387/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2014 года по делу N А58-3387/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ОГРН 1111435000588, ИНН 1435237173, место нахождения: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 11, оф.66) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, место нахождения: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) о признании незаконным решения от 21.03.2014 N 2636-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания, обязании произвести действия по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояроква, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (далее - заявитель, ООО ИСК "Сибирь" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения от 21 марта 2014 года N 2636-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания, недействительным и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2014 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения нормам земельного законодательства, поскольку изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для строительства не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений.
Основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что, несмотря на незаконность отказа в предоставлении земельного участка, данный отказ не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Проанализировав действующее в спорный период законодательство, суд первой инстанции установил, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось, процедура согласования места размещения объекта в установленном порядке не завершена, соответственно, у Департамента не имелось правовых оснований для принятия решения о предоставлении Обществу земельного участка в аренду для строительства в порядке пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней Общество выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым отказом в предоставлении земельного участка под строительство.
Общество указывает на то, что им осуществлены все необходимые действия, предусмотренные Земельным кодексом РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск", утвержденным решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, что органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет. Соответственно, Обществом проведены первые два мероприятия, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ. В силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ Департамент должен был по заявлению Общества от 27.02.2014 в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка для строительства.
Отсутствие в материалах дела непосредственно решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает факт законного осуществления процедуры выбора этого земельного участка, выполнения в отношении него кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета.
Департаментом отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения к ней не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.10.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в отпуске, судьи Басаева Д.В. в служебной командировке на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2014 года в составе суда, рассматривающего дело, произведена замена судьи Никифорюк Е.О. на судью Желтоухова Е.В., судьи Басаева Д.В. на судью Рылова Д.Н., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя к материалам дела приобщены дополнительные доказательства в виде документов, послуживших основанием постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, изучив материалы дела и дополнительно представленные доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 февраля 2012 года на рабочем совещании у исполняющего обязанности Главы городского округа "город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации города Якутска рассмотрено заявление Общества и принято решение о согласовании в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Пояркова, под строительство объекта дошкольного воспитания, на срок 11 (одиннадцать) месяцев.
23 марта 2012 года в соответствии с протоколом рабочего совещания обществу выдан акт выбора земельного участка по предварительному согласованию места размещения под строительство объекта дошкольного воспитания N 204/12 с приложениями направлений для согласования в ОАО АК "Якутскэнерго" и главному архитектору г. Якутска. Согласование в ОАО АК "Якутскэнерго" получено Обществом самостоятельно 27.11.2013, о чем свидетельствует заключение N 10/4853.
6 июня 2012 года Обществу выдана схема расположения земельного участка (кадастровый квартал 14:36:105019), утвержденная начальником Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
1 августа 2012 года на основании утвержденной схемы расположения земельного участка проведены кадастровые работы и изготовлен межевой план.
7 августа 2012 года испрашиваемый Обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14:36:105019:788 с разрешенным видом использования "под строительство объекта дошкольного воспитания", о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от 07.08.2012 N 14/12-51448.
18 февраля 2014 года Общество через государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Саха (Якутия) обратилось в Департамент с заявлением о принятии решения о предоставлении в аренду для строительства земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, с приложением, в том числе: акта выбора N 204/12 от 23.03.2012 земельного участка, с приложениями направлений для согласования в ОАО АК "Якутскэнерго" и главному архитектору г. Якутска; выписки из протокола от 29.02.2012 без номера; кадастрового паспорта земельного участка от 07.08.2012 N 14/12-51448.
21 марта 2014 года письмом N 2636-ДИЗО/14 Департамент сообщил Обществу об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Основанием для принятия указанного решения послужило заключение Прокуратуры города Якутска от 09.12.2013 N 16-2013/34, в соответствии с которым, действовавшие до принятия отдельных административных регламентов (07.08.2012), порядки предоставления земельных участков и как следствие принятые комиссией предварительные решения утратили силу и не могут иметь обратной силы, в настоящий момент порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии со статьей 8 Нормативно-правового акта Якутской городской Думы "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (принят Решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8). В связи с тем, что предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка от 29.02.2012 утратило силу, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства не представляется возможным.
Не согласившись с отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства, полагая, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований подлежащим отмене, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований общества, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- -несоответствие оспариваемого им акта закону или иному нормативному правовому акту;
- -нарушение прав и законных интересов Общества при принятии оспариваемого ненормативного правового акта.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования Общества удовлетворению не подлежат.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.
Суд апелляционной инстанции по результатам исследования и оценки имеющихся в деле доказательств приходит к выводу, что Департаментом не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в аренду для строительства. При этом заявителем подтверждено нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, исходя из следующего.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Следовательно, оспариваемое решение принято Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31 Кодекса).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что изменение правового регулирования порядка предоставления земельных участков для строительства не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений, в связи с чем мотивы отказа Департамента в предоставлении земельного участка в аренду для строительства, приведенные в оспариваемом решении, не основаны на нормах земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв. м, расположенного по адресу: город Якутск, улица Пояркова, под строительство объекта дошкольного воспитания, в 2012 году, соответственно, вопрос предоставления земельного участка подлежит разрешению в порядке действующего в тот период законодательства.
На территории города Якутска на дату обращения Общества с заявлением действовало Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденное решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8. Данное Положение утратило силу с 01.03.2012 в связи с изданием нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА, принятого решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме, действующей в настоящее время, обратной силы не имеется.
В рассматриваемом случае, правоотношения с заявителем возникли в период действия Положения от 05.03.2010, являлись длящимися, а обращение 18.02.2014 Общества с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка, не являлось самостоятельным действием, а являлось этапом процедуры, инициированной в 2012 году.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа Департамента, вместе с тем, считает ошибочными вывода суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов общества данным отказом, с учетом следующего.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет.
Таким образом, заявителем проведены первые два мероприятия, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а также статьей 3 раздела 2, статьями 6, 7 раздела 4 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденного решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8.
Следовательно, в силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ Департамент должен был по заявлению общества от 18.02.2014 в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, принять решение о предоставлении Обществу в аренду земельного участка для строительства.
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие в материалах дела непосредственно решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает факт законного осуществления процедуры выбора этого земельного участка, выполнения в отношении него кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета.
Фактическое же принятие Департаментом указанного решения подтверждается выдачей Обществу в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса РФ, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отсутствием решения об отказе в размещении объекта, а также установлением, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса РФ границ земельного участка и его государственным кадастровым учетом в порядке, установленном федеральными законами.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что Департамент, отказывая в предоставлении спорного земельного участка в аренду под строительство, не мотивировал отказ отсутствием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а указывал на то, что предварительное решение о согласовании предоставления земельного участка от 29.02.2012 утратило силу в связи с изменением правового регулирования порядка предоставления земельных участков.
В свою очередь в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента является необоснованным, не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на осуществление предпринимательской деятельности - возведения и эксплуатации объекта дошкольного воспитания, планируемого на испрашиваемом земельном участке, что является основанием для признания оспариваемого решения Департамента недействительным как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации.
Данный вывод является достаточным для удовлетворения требований общества, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Департамент возлагается обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из указания пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса РФ, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) срок договора аренды земельного участка устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с генеральными планами, правилами землепользования и застройки.
В силу положений данной нормы суд апелляционной инстанции считает возможным при возложении на Департамент обязанности предоставить Обществу в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания, не указывать срок, на который может быть предоставлен данный участок.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по аналогичным правилам (часть 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обществом по чеку-ордеру от 23.05.2014 (номер транзакции 16580097) уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение заявления, по чеку-ордеру от 22.09.2014 (операция 2104) уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб.
На основании вышеуказанной нормы права судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. подлежат возмещению Департаментом, как стороны по делу, Обществу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 августа 2014 года по делу N А58-3387/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 21.03.2014 N 2636-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, 677000, г. Якутск, пр. Ленина,15) предоставить Обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, с кадастровым номером 14:36:105019:788, под строительство объекта дошкольного воспитания.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905) в пользу общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)