Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
истца - Идрисовой А.Р. (доверенность от 06.02.2014 N 4535/кзио-исх),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013 (судья Шакурова К.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А65-8383/2013
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603478533 ИНН 1659036709), о признании сведений с кадастровым номером 16:50:050140:60 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 418 903 рублей 80 копеек кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9 виду разрешенного использования земель, обязании исправить кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:050140:60, указав кадастровую стоимость в размере 924 965 рублей 58 копеек, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования N 9, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, муниципального унитарного предприятия "Водоканал",
установил:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) о признании сведения земельного участка с кадастровым номером 16:50:050140:60 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 418 903,80 рублей кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; об обязании исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 16:50:050140:60, указав кадастровую стоимость в размере 924 965,58 рублей.
Определением суда от 25.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное унитарное предприятия "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что у кадастровой палаты не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" с присвоением ему 13-го номера вида разрешенного использования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:50:050140:60, расположенный по адресу г. Казань, Советский район, ул. Галева (литеры А,А1) находится в пользовании МУП "Водоканал", распоряжение которым на основании пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" осуществляется органом местного самоуправления.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления Кадастровая палата внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость определена в размере 418 903,80 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4106,90 руб., исходя из 13-го вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железнодорожных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов).
В соответствии с кадастровым паспортом разрешенное использование земельного участка 16:50:050140:60: занимаемый зданием (канализационная насосная станция).
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", оказывая услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани в досудебном порядке обращались в Управление Росреестра по РТ и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ" с просьбой внести изменения в экономические характеристики земельных участков, предоставленных МУП "Водоканал", в части установления кадастровой стоимости этих участков в размерах, соответствующих 9-му виду разрешенного использования земель. Однако в этом заявителям было отказано по мотиву, что технические ошибки в сведениях об экономических характеристиках земельных участков в государственном кадастре недвижимости не обнаружены, кадастровая стоимость определена верно.
Истец, обращаясь в суд с настоящими требованиями, указал, что имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:050140:60 подлежит определению с применением удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего 9-му виду разрешенного использования. По мнению истца, поскольку МУП "Водоканал" оказывает услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства, при присвоении земельному участку номера вида разрешенного использования следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 9 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2 Методических указаний).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 изложил правовую позицию, согласно которой к линейным объектам различными законодательными актами отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. При этом под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них.
Судом установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно: канализационная насосная станция, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости внесены в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования спорного земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Кроме того, Управление Росреестра по РТ не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка, однако соответствующих решений органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, на дату утверждения кадастровой стоимости участка, не принято.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А65-8383/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2014 ПО ДЕЛУ N А65-8383/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 г. по делу N А65-8383/2013
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Коноплевой М.В.,
при участии представителя:
истца - Идрисовой А.Р. (доверенность от 06.02.2014 N 4535/кзио-исх),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013 (судья Шакурова К.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А65-8383/2013
по исковому заявлению муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603478533 ИНН 1659036709), о признании сведений с кадастровым номером 16:50:050140:60 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 418 903 рублей 80 копеек кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9 виду разрешенного использования земель, обязании исправить кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:050140:60, указав кадастровую стоимость в размере 924 965 рублей 58 копеек, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для вида разрешенного использования N 9, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, муниципального унитарного предприятия "Водоканал",
установил:
муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Комитет, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) о признании сведения земельного участка с кадастровым номером 16:50:050140:60 в части кадастровой стоимости земельного участка, определенной в размере 418 903,80 рублей кадастровой ошибкой, как не соответствующей 9-му виду разрешенного использования земель; об обязании исправить данную кадастровую ошибку путем внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 16:50:050140:60, указав кадастровую стоимость в размере 924 965,58 рублей.
Определением суда от 25.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное унитарное предприятия "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы считает, что у кадастровой палаты не имелось правовых оснований для проведения кадастрового учета изменений объекта недвижимости и отнесения спорного земельного участка к "линейным объектам и инженерной инфраструктуре" с присвоением ему 13-го номера вида разрешенного использования.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 16:50:050140:60, расположенный по адресу г. Казань, Советский район, ул. Галева (литеры А,А1) находится в пользовании МУП "Водоканал", распоряжение которым на основании пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" осуществляется органом местного самоуправления.
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления Кадастровая палата внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость определена в размере 418 903,80 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка определен в размере 4106,90 руб., исходя из 13-го вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железнодорожных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов).
В соответствии с кадастровым паспортом разрешенное использование земельного участка 16:50:050140:60: занимаемый зданием (канализационная насосная станция).
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", оказывая услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и Комитет земельных и имущественных отношений г. Казани в досудебном порядке обращались в Управление Росреестра по РТ и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ" с просьбой внести изменения в экономические характеристики земельных участков, предоставленных МУП "Водоканал", в части установления кадастровой стоимости этих участков в размерах, соответствующих 9-му виду разрешенного использования земель. Однако в этом заявителям было отказано по мотиву, что технические ошибки в сведениях об экономических характеристиках земельных участков в государственном кадастре недвижимости не обнаружены, кадастровая стоимость определена верно.
Истец, обращаясь в суд с настоящими требованиями, указал, что имеет место кадастровая ошибка. Кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:50:050140:60 подлежит определению с применением удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего 9-му виду разрешенного использования. По мнению истца, поскольку МУП "Водоканал" оказывает услуги организациям и физическим лицам по водоснабжению и водоотведению, относится к предприятиям коммунального хозяйства, при присвоении земельному участку номера вида разрешенного использования следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки, в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения. Решение об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2 статьи 28 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 9 - 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 с 01.01.2011 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2 Методических указаний).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.05.2012 N 13016/11 изложил правовую позицию, согласно которой к линейным объектам различными законодательными актами отнесены дороги, линии связи и электропередачи, трубопроводы и подобные им объекты. При этом под инженерной инфраструктурой населенных пунктов понимается совокупность соединяющих различных пользователей сетей, проводящих связь, воду, газ, электроэнергию, а также технических устройств, обслуживающих эти сети.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ", водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений на них предназначенных для водоснабжения. Водопроводно-насосная станция - это неотъемлемая часть системы водоснабжения города Казани, состоящая из трубопроводов и сооружений на них.
Судом установлено и сторонами данное обстоятельство не оспаривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, а именно: канализационная насосная станция, предназначенных для водоснабжения потребителей МУП "Водоканал".
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости внесены в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования спорного земельного участка, поэтому правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Кроме того, Управление Росреестра по РТ не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка, однако соответствующих решений органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, на дату утверждения кадастровой стоимости участка, не принято.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судебной коллегией, поскольку не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах, а выражают лишь несогласие с ними и, по существу, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А65-8383/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.КАРПОВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
М.В.КОНОПЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)