Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 апреля 2014 года
по делу N А60-1091/2014,
принятое судьей Сергеевой М.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛДРАГМЕТ-КАПИТАЛ" (ОГРН 1026600728472, ИНН 6606016120)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Свердловской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра")
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уралдрагмет-Капитал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", оформленного письмом от 20.11.2013 N 16-06/16816, обязании кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 30.04.2014 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" 20.11.2013 N 16-06/16816 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, на кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того, с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" с решением не согласен, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), п. 8, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель жалобы указывает, что обществу отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в ГКН в части размера кадастровой стоимости земельного участка N 66:41:0000000:876, установленной решением суда от 22.08.2013 по делу N А60-22297/2013, в связи с изменением характеристик указанного земельного участка. В частности по заявлению администрации г. Екатеринбурга регистрирующим органом 17.04.2013 на основании пунктов 2.3.2, 2.3.7, 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), внесены изменения в характеристики земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования. Указанные изменения внесены после принятия МУГИСО приказа от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Приказ N 32), на основании которого в кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15.11.2012. В этой связи, заявитель жалобы настаивает на том, что рыночная стоимость, установленная решением суда, определена в отношении участка без учета изменений его характеристик (разрешенного использования). Указывает, что оспариваемое обществом письмо кадастровой палаты не может быть приравнено к решению органа кадастрового учета, которое может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ, т.к. заявителем не соблюден порядок обращения с заявлением о внесении сведений об объекте в ГКН, предусмотренный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (приложение N 2). Оспариваемое заявителем письмо от 20.11.2013 N 16-06/16816 носит информационный характер. Кроме того, заявитель жалобы указывает на учетный характер сведений, вносимых в ГКН.
Общество направило отзыв, в котором отклонило доводы заявителя апелляционной жалобы. Обращает внимание апелляционного суда на то, что представленный в материалы дела отчет оценщика - общества "Консалтинг Групп" от 01.04.2013 N 015-13/3 содержит сведения об измененных уникальных характеристиках земельного участка, что получило надлежащую оценку в судебном акте по делу N А60-22297/2013, на дату принятия которого (22.08.2013), кадастровой палатой внесены соответствующие изменения в ГКН (17.04.2013).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд основания для отмены (изменения) решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, обществу на праве аренды (договор от 03.11.2009) принадлежит земельный участок площадью 10855 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:876, местоположением: г. Екатеринбург, Московский тракт, 8 км, категории земель - земли населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2013 по делу N А60-22297/2013 установлена кадастровая стоимость названного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, равная 43 398 290 руб.
Общество 05.11.2013 обратилось в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение, оформленное письмом от 20.11.2013 N 16-06/16816, об отказе обществу во внесении изменений. В качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что на дату обращения общества в арбитражный суд с требованиями о признании кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 15.11.2012, в государственном кадастре недвижимости уже содержались иные сведения о кадастровой оценке стоимости спорного земельного участка. В соответствии с порядком 17.04.2013 в ГКН внесены новые сведения о кадастровой стоимости, определенной согласно Методическим указаниям, сведениям о кадастровой стоимости, внесенным в ГКН в соответствии с Приказом N 32 присвоен статус "архивных". Таким образом, по мнению кадастрового органа, рыночная стоимость определялась в отношении иного объекта, чем определена кадастровая стоимость.
Полагая, что решение кадастровой палаты является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198, 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Признавая указанное оспариваемое решение заинтересованного лица незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный в п. 1 ст. 4 Закона о кадастре.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
В силу ст. 24.20 названного Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности объектов, в отношении которых произошли изменения.
Согласно п. 2.3 Методических указаний N 222 определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования осуществляется следующим образом. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (п. 2.3.2 названных Методических указаний).
Поскольку при определении кадастровой стоимости спорного участка при изменении его вида разрешенного использования применялся удельный показатель кадастровой стоимости земель, определенной по состоянию на 15.11.2012, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость такого участка, следует считать эту же дату.
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Приказом 32 утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение от 17.04.2013 N 66-13-63453 об учете изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876 в соответствии с заявлением Администрации г. Екатеринбурга, на основании представленного постановления Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2013 N 451 с указанием изменения цели предоставления земельного участка. На основании данного решения в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с учетом изменения уникальных характеристик земельного участка.
Как выше было указано, вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 22.08.2013 по делу N А60-22297/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876 установлена в размере ее рыночной стоимости равной 43 398 290 руб. по состоянию на 15.11.2012.
При этом представленный в материалы дела отчет оценщика - общества "Консалтинг Групп" от 01.04.2013 N 015-13/3 об оценке рыночной стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876, на основании которого суд принял решение по делу N А60-22297/2013, свидетельствует, что рыночная цена определялась в отношении участка с измененным видом разрешенного использования, оценщику для исследования представлялись в том числе договор аренды от 03.11.2009 N 3-1470, постановление Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2013 N 451 (т. 1 л.д. 152, 159).
В силу изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что отчет оценщика от 01.04.2013 N 015-13/3 составлен в отношении участка с измененными уникальными характеристиками земельного участка и рыночная стоимость определена на дату, на которую определена и кадастровая стоимость, 15.11.2012.
С учетом изложенного апелляционным судом подлежит отклонению ссылка заявителя жалобы на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку в настоящем деле общество просит внести изменения в сведения в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка, являющиеся "актуальными".
Довод жалобы кадастровой палаты о том, что письмо от 20.11.2013 N 16-06/16816 не является отказом в учете изменений объектов недвижимости, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку иное решение по заявлениям от 05.11.2013 органом кадастрового учета принято не было.
Отсутствие в кадастре сведений о кадастровой стоимости, которая является применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решения суда, которое направлено на восстановление прав общества, нарушает права последнего и противоречит ст. 16 АПК РФ.
С учетом изложенного отказ кадастровой палаты во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, судом первой инстанции правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Нарушений норм процессуального или материального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2014 по делу N А60-1091/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2014 N 17АП-7481/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-1091/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. N 17АП-7481/2014-ГК
Дело N А60-1091/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычевой С.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 апреля 2014 года
по делу N А60-1091/2014,
принятое судьей Сергеевой М.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УРАЛДРАГМЕТ-КАПИТАЛ" (ОГРН 1026600728472, ИНН 6606016120)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Свердловской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра")
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Уралдрагмет-Капитал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения филиал ФГБУ "ФКП Росреестра", оформленного письмом от 20.11.2013 N 16-06/16816, обязании кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Решением суда от 30.04.2014 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" 20.11.2013 N 16-06/16816 об отказе в учете изменений объекта недвижимости, на кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того, с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" с решением не согласен, направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), п. 8, 57 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель жалобы указывает, что обществу отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в ГКН в части размера кадастровой стоимости земельного участка N 66:41:0000000:876, установленной решением суда от 22.08.2013 по делу N А60-22297/2013, в связи с изменением характеристик указанного земельного участка. В частности по заявлению администрации г. Екатеринбурга регистрирующим органом 17.04.2013 на основании пунктов 2.3.2, 2.3.7, 2.1.16 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), внесены изменения в характеристики земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования. Указанные изменения внесены после принятия МУГИСО приказа от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Приказ N 32), на основании которого в кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15.11.2012. В этой связи, заявитель жалобы настаивает на том, что рыночная стоимость, установленная решением суда, определена в отношении участка без учета изменений его характеристик (разрешенного использования). Указывает, что оспариваемое обществом письмо кадастровой палаты не может быть приравнено к решению органа кадастрового учета, которое может быть оспорено в порядке главы 24 АПК РФ, т.к. заявителем не соблюден порядок обращения с заявлением о внесении сведений об объекте в ГКН, предусмотренный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" (приложение N 2). Оспариваемое заявителем письмо от 20.11.2013 N 16-06/16816 носит информационный характер. Кроме того, заявитель жалобы указывает на учетный характер сведений, вносимых в ГКН.
Общество направило отзыв, в котором отклонило доводы заявителя апелляционной жалобы. Обращает внимание апелляционного суда на то, что представленный в материалы дела отчет оценщика - общества "Консалтинг Групп" от 01.04.2013 N 015-13/3 содержит сведения об измененных уникальных характеристиках земельного участка, что получило надлежащую оценку в судебном акте по делу N А60-22297/2013, на дату принятия которого (22.08.2013), кадастровой палатой внесены соответствующие изменения в ГКН (17.04.2013).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд основания для отмены (изменения) решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, обществу на праве аренды (договор от 03.11.2009) принадлежит земельный участок площадью 10855 кв. м с кадастровым номером 66:41:0000000:876, местоположением: г. Екатеринбург, Московский тракт, 8 км, категории земель - земли населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2013 по делу N А60-22297/2013 установлена кадастровая стоимость названного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, равная 43 398 290 руб.
Общество 05.11.2013 обратилось в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение, оформленное письмом от 20.11.2013 N 16-06/16816, об отказе обществу во внесении изменений. В качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что на дату обращения общества в арбитражный суд с требованиями о признании кадастровой стоимости равной рыночной по состоянию на 15.11.2012, в государственном кадастре недвижимости уже содержались иные сведения о кадастровой оценке стоимости спорного земельного участка. В соответствии с порядком 17.04.2013 в ГКН внесены новые сведения о кадастровой стоимости, определенной согласно Методическим указаниям, сведениям о кадастровой стоимости, внесенным в ГКН в соответствии с Приказом N 32 присвоен статус "архивных". Таким образом, по мнению кадастрового органа, рыночная стоимость определялась в отношении иного объекта, чем определена кадастровая стоимость.
Полагая, что решение кадастровой палаты является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198, 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя. При этом бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Признавая указанное оспариваемое решение заинтересованного лица незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный в п. 1 ст. 4 Закона о кадастре.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
В силу ст. 24.20 названного Закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности объектов, в отношении которых произошли изменения.
Согласно п. 2.3 Методических указаний N 222 определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования осуществляется следующим образом. В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (п. 2.3.2 названных Методических указаний).
Поскольку при определении кадастровой стоимости спорного участка при изменении его вида разрешенного использования применялся удельный показатель кадастровой стоимости земель, определенной по состоянию на 15.11.2012, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость такого участка, следует считать эту же дату.
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Приказом 32 утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" принято решение от 17.04.2013 N 66-13-63453 об учете изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876 в соответствии с заявлением Администрации г. Екатеринбурга, на основании представленного постановления Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2013 N 451 с указанием изменения цели предоставления земельного участка. На основании данного решения в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с учетом изменения уникальных характеристик земельного участка.
Как выше было указано, вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 22.08.2013 по делу N А60-22297/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876 установлена в размере ее рыночной стоимости равной 43 398 290 руб. по состоянию на 15.11.2012.
При этом представленный в материалы дела отчет оценщика - общества "Консалтинг Групп" от 01.04.2013 N 015-13/3 об оценке рыночной стоимости, в том числе земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:876, на основании которого суд принял решение по делу N А60-22297/2013, свидетельствует, что рыночная цена определялась в отношении участка с измененным видом разрешенного использования, оценщику для исследования представлялись в том числе договор аренды от 03.11.2009 N 3-1470, постановление Администрации г. Екатеринбурга от 12.02.2013 N 451 (т. 1 л.д. 152, 159).
В силу изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что отчет оценщика от 01.04.2013 N 015-13/3 составлен в отношении участка с измененными уникальными характеристиками земельного участка и рыночная стоимость определена на дату, на которую определена и кадастровая стоимость, 15.11.2012.
С учетом изложенного апелляционным судом подлежит отклонению ссылка заявителя жалобы на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку в настоящем деле общество просит внести изменения в сведения в ГКН о кадастровой стоимости земельного участка, являющиеся "актуальными".
Довод жалобы кадастровой палаты о том, что письмо от 20.11.2013 N 16-06/16816 не является отказом в учете изменений объектов недвижимости, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку иное решение по заявлениям от 05.11.2013 органом кадастрового учета принято не было.
Отсутствие в кадастре сведений о кадастровой стоимости, которая является применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решения суда, которое направлено на восстановление прав общества, нарушает права последнего и противоречит ст. 16 АПК РФ.
С учетом изложенного отказ кадастровой палаты во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, судом первой инстанции правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Нарушений норм процессуального или материального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.04.2014 по делу N А60-1091/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)