Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Кравцова Виктора Федоровича: Исаев С.В. по доверенности б/н от 24.02.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2014 года по делу N А41-13515/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску индивидуального предпринимателя Кравцова Виктора Федоровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков, установлении их рыночной стоимости,
установил:
Индивидуальный предприниматель (ИП) Кравцов Виктор Федорович обратился Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области об:
- - установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства, по состоянию на 01.01.13 в размере 172 475 714 рублей;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства в размере 172 475 714 рубля;
- - установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного строительства, по состоянию на 01.01.13 в размере 98 798 380 рублей;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного строительства, в размере 98 798 380 рублей;
- - взыскании с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в пользу ИП Кравцова В.Ф. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 рублей (т. 1, л.д. 3 - 9).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России (Межрайонная ИФНС) N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области (т. 1, л.д. 1 - 2).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровые стоимости и удельные показатели кадастровых стоимостей, определенных в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ по состоянию на 01.01.13 и внесенных 12.12.13 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:18 и 50:23:0040225:19;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу (т. 2, л.д. 134).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2014 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме, суд решил:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровые стоимости и удельные показатели кадастровых стоимостей, определенных в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ по состоянию на 01.01.13 и внесенных 12.12.13 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:18 и 50:23:0040225:19;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу (т. 2, л.д. 159 - 162).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на отсутствие доказательств обоснованности размера установленной кадастровой стоимости (т. 3, л.д. 2 - 7).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ИП Кравцова В.Ф. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Кравцову В.Ф, на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства (т. 1, л.д. 52);
- - с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного строительства (т. 1, л.д. 53).
В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков от 05.02.14 кадастровая стоимость установлена:
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 в размере 347 282 645 рублей 88 копеек (т. 1, л.д. 54);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 в размере 198 932 139 рублей 60 копеек (т. 1, л.д. 58).
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N исх. 01-39/751 от 11.04.14 кадастровая стоимость земельных участков истца была определена в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" по состоянию на 01.01.13 (т. 2, л.д. 137 - 138).
Между тем, согласно отчету N 9/12-01-14 об определении рыночной стоимости земельных участков от 06.02.14, подготовленному ООО "Гипрозем-оценка", по состоянию на 01.01.13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 составляет 204 734 264 рубля, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 - 117 276 880 рублей (т. 2, л.д. 34 - 116).
Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была определена неверно, ИП Кравцов В.Ф. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Приложением N 1 (таблица 50) к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" кадастровая стоимость земельных участков истца была установлена в размере:
- - 347 282 645 рублей 88 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 (строка 66478);
- - 198 932 139 рублей 60 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 (строка 66479).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 9/12-01-14 об определении рыночной стоимости земельных участков от 06.02.14, подготовленному ООО "Гипрозем-оценка", и экспертном заключении N 618/2014 от 17.03.14, подготовленном на указанный отчет ООО "Российское общество оценщиков" (т. 2, л.д. 23 - 116).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 9/12-01-14 от 06.02.14 рыночная стоимость земельных участков истца по состоянию на 01.01.13 составляет для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 - 204 734 264 рубля, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 - 117 276 880 рублей.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отчет об оценке, представленный в материалы дела, не оспорен сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ИП Кравцова В.Ф. по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков нарушает права и законные интересы Раменского муниципального района Московской области, поскольку ведет к уменьшению поступаемой в местный бюджет суммы налогов подлежит отклонению, поскольку внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков истца с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь нарушает права и законные интересы собственника названных участков, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления данного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом первой инстанции решения, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2014 года по делу N А41-13515/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-13515/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N А41-13515/14
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Кравцова Виктора Федоровича: Исаев С.В. по доверенности б/н от 24.02.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Раменского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2014 года по делу N А41-13515/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску индивидуального предпринимателя Кравцова Виктора Федоровича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, о признании несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков, установлении их рыночной стоимости,
установил:
Индивидуальный предприниматель (ИП) Кравцов Виктор Федорович обратился Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области об:
- - установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства, по состоянию на 01.01.13 в размере 172 475 714 рублей;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства в размере 172 475 714 рубля;
- - установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного строительства, по состоянию на 01.01.13 в размере 98 798 380 рублей;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного строительства, в размере 98 798 380 рублей;
- - взыскании с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в пользу ИП Кравцова В.Ф. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4 000 рублей (т. 1, л.д. 3 - 9).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России (Межрайонная ИФНС) N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Софьинское Раменского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области (т. 1, л.д. 1 - 2).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровые стоимости и удельные показатели кадастровых стоимостей, определенных в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ по состоянию на 01.01.13 и внесенных 12.12.13 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:18 и 50:23:0040225:19;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу (т. 2, л.д. 134).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2014 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме, суд решил:
- - признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровые стоимости и удельные показатели кадастровых стоимостей, определенных в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ по состоянию на 01.01.13 и внесенных 12.12.13 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости, земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0040225:18 и 50:23:0040225:19;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 204 734 264 рубля и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу;
- - установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства", определенные по состоянию на 01.01.13, в размере равном их рыночной стоимости, а именно 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно;
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка и рыночную стоимость 1 кв. м земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: "земли населенных пунктов", разрешенное использование: "для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства" в размере 117 276 880 рублей и 952 рубля за 1 кв. м соответственно с даты вступления решения суда в законную силу (т. 2, л.д. 159 - 162).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация Раменского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на отсутствие доказательств обоснованности размера установленной кадастровой стоимости (т. 3, л.д. 2 - 7).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ИП Кравцова В.Ф. возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, участвующего в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Кравцову В.Ф, на праве собственности принадлежат земельные участки:
- - с кадастровым номером 50:23:0040225:18 общей площадью 215 057 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного жилищного строительства (т. 1, л.д. 52);
- - с кадастровым номером 50:23:0040225:19 общей площадью 123 190 кв. м, адрес (местонахождение) земельного участка: Московская область, Раменский район, сельское поселение Софьинское, деревня Тимонино, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов малоэтажного строительства (т. 1, л.д. 53).
В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков от 05.02.14 кадастровая стоимость установлена:
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 в размере 347 282 645 рублей 88 копеек (т. 1, л.д. 54);
- - для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 в размере 198 932 139 рублей 60 копеек (т. 1, л.д. 58).
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N исх. 01-39/751 от 11.04.14 кадастровая стоимость земельных участков истца была определена в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" по состоянию на 01.01.13 (т. 2, л.д. 137 - 138).
Между тем, согласно отчету N 9/12-01-14 об определении рыночной стоимости земельных участков от 06.02.14, подготовленному ООО "Гипрозем-оценка", по состоянию на 01.01.13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 составляет 204 734 264 рубля, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 - 117 276 880 рублей (т. 2, л.д. 34 - 116).
Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была определена неверно, ИП Кравцов В.Ф. обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли установлен Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Приложением N 1 (таблица 50) к распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.13 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" кадастровая стоимость земельных участков истца была установлена в размере:
- - 347 282 645 рублей 88 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 (строка 66478);
- - 198 932 139 рублей 60 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 (строка 66479).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 9/12-01-14 об определении рыночной стоимости земельных участков от 06.02.14, подготовленному ООО "Гипрозем-оценка", и экспертном заключении N 618/2014 от 17.03.14, подготовленном на указанный отчет ООО "Российское общество оценщиков" (т. 2, л.д. 23 - 116).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 9/12-01-14 от 06.02.14 рыночная стоимость земельных участков истца по состоянию на 01.01.13 составляет для земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:18 - 204 734 264 рубля, земельного участка с кадастровым номером 50:23:0040225:19 - 117 276 880 рублей.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отчет об оценке, представленный в материалы дела, не оспорен сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ИП Кравцова В.Ф. по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков нарушает права и законные интересы Раменского муниципального района Московской области, поскольку ведет к уменьшению поступаемой в местный бюджет суммы налогов подлежит отклонению, поскольку внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков истца с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь нарушает права и законные интересы собственника названных участков, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления данного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом первой инстанции решения, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2014 года по делу N А41-13515/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)