Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2014 по делу N А60-33756/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - учреждение) - Беликова Е.В. (доверенность от 12.01.2015 N 09-03).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к территориальному управлению с иском о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2014 (судья Трухин В.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (судьи Гладких Е.О., Виноградова Л.Ф., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, судами необоснованно не приняты во внимание его доводы об отсутствии полномочий на принятия решения о согласовании места размещения объекта и распоряжения земельными участками. Заявитель указывает, что он может принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и распорядится земельными участками площадь которых превышает 10 га только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в письме от 16.05.2014 N 12-4060 учреждение обратилось к территориальному управлению с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении земельных участков.
Испрашиваемые земельные участки необходимы учреждению для строительства автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", II пусковой комплекс автодорога Подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области в рамках реализации государственной программы "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП (ранее в соответствии с областной целевой программой "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП).
Земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами.
Письмом от 26.05.2014 N АР-7216/07 территориальное управление направило заявление учреждения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Территориальное управление предварительно не согласовало место размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельных участков для строительства с последующим предоставлением учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, ссылаясь на отсутствие полномочий.
Полагая, что у территориального управления имеются полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Свердловской области, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение) территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В соответствии п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Административные отношения, связанные с действиями Росимущества и его территориальных управлений по реализации права на приобретение земельных участков, регулируются Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.11.2011 N 622, Типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое Положение), Положением.
Пунктом 2.3. Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги поступившей в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Свердловской области, является территориальное управление, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Существующий административный регламент не продляет сроки рассмотрения заявлений, должен способствовать исполнению возложенных на уполномоченный орган своих обязанностей в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя об отсутствии полномочий на принятия решения о согласовании места размещения объекта и распоряжения земельными участками, был рассмотрен судами и правомерно отклонен.
Согласно п. 6, 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В п. 4.1, 4.1.1 Типового положения, предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, представителями Российской Федерации в спорных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для согласования размещения объекта.
При таких обстоятельствах, заявление о предоставлении земельных участков подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2014 по делу N А60-33756/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2015 N Ф09-1643/15 ПО ДЕЛУ N А60-33756/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. N Ф09-1643/15
Дело N А60-33756/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2014 по делу N А60-33756/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (далее - учреждение) - Беликова Е.В. (доверенность от 12.01.2015 N 09-03).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к территориальному управлению с иском о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2014 (судья Трухин В.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (судьи Гладких Е.О., Виноградова Л.Ф., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, судами необоснованно не приняты во внимание его доводы об отсутствии полномочий на принятия решения о согласовании места размещения объекта и распоряжения земельными участками. Заявитель указывает, что он может принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и распорядится земельными участками площадь которых превышает 10 га только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в письме от 16.05.2014 N 12-4060 учреждение обратилось к территориальному управлению с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении земельных участков.
Испрашиваемые земельные участки необходимы учреждению для строительства автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", II пусковой комплекс автодорога Подъезд к п. Медному - автодорога Екатеринбург - Полевской в Свердловской области в рамках реализации государственной программы "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП (ранее в соответствии с областной целевой программой "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП).
Земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами.
Письмом от 26.05.2014 N АР-7216/07 территориальное управление направило заявление учреждения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Территориальное управление предварительно не согласовало место размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельных участков для строительства с последующим предоставлением учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, ссылаясь на отсутствие полномочий.
Полагая, что у территориального управления имеются полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Свердловской области, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение) территориальный орган предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В соответствии п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Административные отношения, связанные с действиями Росимущества и его территориальных управлений по реализации права на приобретение земельных участков, регулируются Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 07.11.2011 N 622, Типовым положением о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое Положение), Положением.
Пунктом 2.3. Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги поступившей в адрес территориального органа Росимущества заявление о предоставлении государственной услуги с приложенным к нему полным комплектом документов направляется непосредственно в Росимущество территориальным органом Росимущества с одновременным уведомлением заявителя.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Свердловской области, является территориальное управление, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Существующий административный регламент не продляет сроки рассмотрения заявлений, должен способствовать исполнению возложенных на уполномоченный орган своих обязанностей в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод заявителя об отсутствии полномочий на принятия решения о согласовании места размещения объекта и распоряжения земельными участками, был рассмотрен судами и правомерно отклонен.
Согласно п. 6, 7 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
В п. 4.1, 4.1.1 Типового положения, предусмотрено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, представителями Российской Федерации в спорных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для согласования размещения объекта.
При таких обстоятельствах, заявление о предоставлении земельных участков подано заявителем в уполномоченный орган государственной власти.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2014 по делу N А60-33756/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА
Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)