Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Глава крестьянско-фермерского хозяйства обратился с заявлением о заключении договора купли-продажи долей земельного участка. Отказ в заключении договора купли-продажи либо согласие на его заключение получено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Стрегелевой Г.А., Шелудяева В.Н.
при участии:
- от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чуряевой Ларисы Николаевны (ОГРН ИП 309574221800015, ул. Советская, д. 41, кв. 46, г. Орел) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области (ул. Центральная, д. 16, п. Ясная поляна, Урицкий район, Орловская область, 303900) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чуряевой Ларисы Николаевны на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2014 (судья Полинога Ю.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-3900/2014,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чуряева Лариса Николаевна (далее - глава КФХ Чуряева Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области (далее - администрация), в котором просила признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в незаключении с заявителем договора купли-продажи принадлежащей Луначарскому сельскому поселению земельной доли в размере 11/198 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0000000:82, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1049958 кв. м, расположенный в Орловской области, Урицком районе, Луначарском сельском поселении, СПК "Максимовский", и об обязании Администрации заключить указанный договор.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, глава КФХ Чуряева Л.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на преимущественном праве выкупа спорного земельного участка, подтверждаемом представленными в дело доказательствами, не соглашаясь с оценкой их судом, полагая выводы суда противоречащими этим доказательствам, указывая на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как установили суды, Луначарское сельское поселение владеет долей 11/198 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0000000:82, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на указанную долю размером 11/198 было приобретено поселением на основании решений Урицкого районного суда Орловской области от 23.12.2013, 16.01.2014, 18.12.2013, принятых по заявлениям Администрации о признании права собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
В Урицкой районной газете "Новая жизнь" от 07.03.2014 Администрацией была опубликована информация о продаже долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0000000:82.
08.08.2014 Чуряева Л.Н., как глава крестьянско-фермерского хозяйства, обратилась в Администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи долей земельного участка с кадастровым номером 57:06:0000000:82. Отказ в заключении договора купли-продажи, либо согласие на его заключение ею получено не было.
Полагая бездействие Администрации незаконным, глава КФХ Чуряева Л.Н. обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно положениям п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права на покупку доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Проверяя право заявителя на выкуп земельной доли, суды приняли во внимание разъяснения, изложенные в п. 4 письма Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 N Д-23-4894, учитывающие, что если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Исследовав и оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Администрации и суду доказательства использования земельного участка, суды установили, что они не свидетельствуют о таковом и, соответственно, не подтверждают право на преимущественный выкуп земельных долей в порядке пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ.
Суды указали, что после вступления в силу Закона N 101-ФЗ заключение договора аренды земельной доли не допускается, т. к. земельная доля не может быть в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 Закона N 101-ФЗ объектом аренды, предметом договора аренды земель сельскохозяйственного назначения может являться только поставленный на кадастровый учет отдельный участок, в связи с чем договоры аренды заявителем долей с их собственниками Макаровой З.А. и Осиповой В.Ф. не подтверждают использование земельного участка, находящегося в общедолевой собственности. Данный вывод судами сделан с правильным применением норм указанных законов, а также части 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции.
Сообщение в газете "Орловская правда" от 22.04.2014 о том, что глава КФХ приступает к использованию спорного земельного участка также оценено судами, как заявление декларативного характера, не позволяющее прийти к выводу, что фактическое использование состоялось.
Получил оценку судов и довод о том, что глава КФХ Чуряева Л.Н. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 57:06:0050201:64 (ранее являвшейся частью земельного участка 57:06:0000000:82). Поскольку глава КФХ претендует на выкуп долей в земельном участке 57:06:0000000:82, в котором на момент обращения в Администрацию участником общедолевой собственности не является, факт происхождения иного участка с кадастровым номером 57:06:0050201:64 из участка с кадастровым номером 57:06:0000000:82 не позволяет претендовать на испрашиваемые доли по этому признаку.
Актам между Чуряевым М.В. Чуряевой Л.Н в рамках договора на оказание сельскохозяйственных услуг судами также дана оценка, как не бесспорным доказательствам ввиду родственных отношений между указанными лицами, создающими фактор заинтересованности.
Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2014 год оценены, как не позволяющие относимость к спорному земельному участку, что соответствует содержанию этих документов.
Таким образом, доказательствам заявителя дана оценка по правилам главы 7 АПК РФ, а суд кассационной инстанции не вправе их переоценивать ввиду отсутствия таких полномочий в силу частей 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции в порядке части 4 статьи 200 АПК РФ также оценено отсутствие доказательств представления в орган местного самоуправления документов, требуемых для рассмотрения заявки главы КФХ в соответствии с п. 2.3 Положения о порядке рассмотрения заявок сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств и принятия решений о продаже земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения (Приложение N 1 к решению Луначарского сельского Совета N 82-29-4сс от 03.03.2014), тем самым дана оценка способу восстановления нарушенного, по мнению заявителя, права, как не соответствующего предъявляемому в заявлении требованию, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу N А48-3900/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 10.07.2015 N Ф10-1919/2015 ПО ДЕЛУ N А48-3900/2014
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в незаключении с заявителем договора купли-продажи принадлежащей сельскому поселению земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, обязании заключить указанный договор.Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Глава крестьянско-фермерского хозяйства обратился с заявлением о заключении договора купли-продажи долей земельного участка. Отказ в заключении договора купли-продажи либо согласие на его заключение получено не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. N Ф10-1919/2015
Дело N А48-3900/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Стрегелевой Г.А., Шелудяева В.Н.
при участии:
- от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чуряевой Ларисы Николаевны (ОГРН ИП 309574221800015, ул. Советская, д. 41, кв. 46, г. Орел) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- от администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области (ул. Центральная, д. 16, п. Ясная поляна, Урицкий район, Орловская область, 303900) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чуряевой Ларисы Николаевны на решение Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2014 (судья Полинога Ю.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 (судьи Семенюта Е.А., Донцов П.В., Миронцева Н.Д.) по делу N А48-3900/2014,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Чуряева Лариса Николаевна (далее - глава КФХ Чуряева Л.Н.) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации Луначарского сельского поселения Урицкого района Орловской области (далее - администрация), в котором просила признать незаконным бездействие Администрации, выразившееся в незаключении с заявителем договора купли-продажи принадлежащей Луначарскому сельскому поселению земельной доли в размере 11/198 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0000000:82, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1049958 кв. м, расположенный в Орловской области, Урицком районе, Луначарском сельском поселении, СПК "Максимовский", и об обязании Администрации заключить указанный договор.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, глава КФХ Чуряева Л.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, настаивая на преимущественном праве выкупа спорного земельного участка, подтверждаемом представленными в дело доказательствами, не соглашаясь с оценкой их судом, полагая выводы суда противоречащими этим доказательствам, указывая на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как установили суды, Луначарское сельское поселение владеет долей 11/198 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0000000:82, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на указанную долю размером 11/198 было приобретено поселением на основании решений Урицкого районного суда Орловской области от 23.12.2013, 16.01.2014, 18.12.2013, принятых по заявлениям Администрации о признании права собственности на земельные доли, признанные невостребованными.
В Урицкой районной газете "Новая жизнь" от 07.03.2014 Администрацией была опубликована информация о продаже долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0000000:82.
08.08.2014 Чуряева Л.Н., как глава крестьянско-фермерского хозяйства, обратилась в Администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи долей земельного участка с кадастровым номером 57:06:0000000:82. Отказ в заключении договора купли-продажи, либо согласие на его заключение ею получено не было.
Полагая бездействие Администрации незаконным, глава КФХ Чуряева Л.Н. обратилась в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно положениям п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется на основе принципа преимущественного права на покупку доли другими участниками долевой собственности либо использующими этот земельный участок сельскохозяйственными организациями или гражданами - членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу п. 4 ст. 12 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ (далее - Закон N 101-ФЗ) в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Проверяя право заявителя на выкуп земельной доли, суды приняли во внимание разъяснения, изложенные в п. 4 письма Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 N Д-23-4894, учитывающие, что если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Исследовав и оценив с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Администрации и суду доказательства использования земельного участка, суды установили, что они не свидетельствуют о таковом и, соответственно, не подтверждают право на преимущественный выкуп земельных долей в порядке пункта 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ.
Суды указали, что после вступления в силу Закона N 101-ФЗ заключение договора аренды земельной доли не допускается, т. к. земельная доля не может быть в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 16 Закона N 101-ФЗ объектом аренды, предметом договора аренды земель сельскохозяйственного назначения может являться только поставленный на кадастровый учет отдельный участок, в связи с чем договоры аренды заявителем долей с их собственниками Макаровой З.А. и Осиповой В.Ф. не подтверждают использование земельного участка, находящегося в общедолевой собственности. Данный вывод судами сделан с правильным применением норм указанных законов, а также части 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции.
Сообщение в газете "Орловская правда" от 22.04.2014 о том, что глава КФХ приступает к использованию спорного земельного участка также оценено судами, как заявление декларативного характера, не позволяющее прийти к выводу, что фактическое использование состоялось.
Получил оценку судов и довод о том, что глава КФХ Чуряева Л.Н. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 57:06:0050201:64 (ранее являвшейся частью земельного участка 57:06:0000000:82). Поскольку глава КФХ претендует на выкуп долей в земельном участке 57:06:0000000:82, в котором на момент обращения в Администрацию участником общедолевой собственности не является, факт происхождения иного участка с кадастровым номером 57:06:0050201:64 из участка с кадастровым номером 57:06:0000000:82 не позволяет претендовать на испрашиваемые доли по этому признаку.
Актам между Чуряевым М.В. Чуряевой Л.Н в рамках договора на оказание сельскохозяйственных услуг судами также дана оценка, как не бесспорным доказательствам ввиду родственных отношений между указанными лицами, создающими фактор заинтересованности.
Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2014 год оценены, как не позволяющие относимость к спорному земельному участку, что соответствует содержанию этих документов.
Таким образом, доказательствам заявителя дана оценка по правилам главы 7 АПК РФ, а суд кассационной инстанции не вправе их переоценивать ввиду отсутствия таких полномочий в силу частей 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции в порядке части 4 статьи 200 АПК РФ также оценено отсутствие доказательств представления в орган местного самоуправления документов, требуемых для рассмотрения заявки главы КФХ в соответствии с п. 2.3 Положения о порядке рассмотрения заявок сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств и принятия решений о продаже земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения (Приложение N 1 к решению Луначарского сельского Совета N 82-29-4сс от 03.03.2014), тем самым дана оценка способу восстановления нарушенного, по мнению заявителя, права, как не соответствующего предъявляемому в заявлении требованию, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Орловской области от 25.12.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу N А48-3900/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)