Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.11.2014 N 17АП-13250/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-25270/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. N 17АП-13250/2014-ГК

Дело N А60-25270/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2014 года
по делу N А60-25270/2014,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - общество)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - кадастровая палата), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - управление)
третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Верхняя Пышма Свердловской области,
об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной,

установил:

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Петрова, д. 59Л, кадастровый номер 66:36:0113001:54, категория земель: земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2013 в размере 1 132 493 руб. 00 коп., о взыскании судебных расходов, в том числе на оплату услуг представителя и по определению рыночной стоимости.
Решением суда от 11.09.2014 заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка площадью 1439 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Петрова, д. 59Л, с кадастровым номером 66:36:0113001:54 по состоянию на 10.08.2013 признана равной его рыночной в размере 1 132 493 (один миллион сто тридцать две тысячи четыреста девяносто три) руб. 00 коп. С управления и с кадастровой палаты в пользу общества взыскано по 9500 руб. судебных расходов. Во взыскании остальной части судебных расходов отказано.
Управление с решением суда не согласно, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований к управлению отказать, в обоснование жалобы ссылается на то, что управление является ненадлежащим ответчиком. Как полагает управление, органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, является кадастровая палата в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Положением о Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", которая и является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Поскольку управления не является надлежащим ответчиком и не нарушало прав общества, возложение на управление судебных расходов нельзя признать правомерным, взыскание этих расходов приведет к нарушению бюджетного законодательства.
Кадастровая палата также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.09.2014 изменить в части удовлетворения требований и взыскании судебных расходов с кадастровой палаты как ненадлежащего ответчика. В обоснование доводов заявитель указал, что проведение государственной кадастровой оценки земель не относится к компетенции кадастровой палаты, которая в силу закона обязана лишь внести в кадастр данные об экономических характеристиках земельных участков в строгом соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель, функции по проведению которой возложены на управление. Согласно п. 2 ст. 3 Закона о кадастре отдельные полномочия управления могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Передавая кадастровой палате функции по ведению кадастра, управление тем самым остается уполномоченным органом, а палата осуществляет функции непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно, эти функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. По мнению заявителя, общество не подтвердило факт реальности понесенных им расходов на оплату услуг представителя и не доказало их разумный размер. Поскольку рассмотренное дело не представляло особой сложности, судебная практика по аналогичным делам сформирована, сбор и представление дополнительных доказательств по делу не требовалось, кадастровая плата полагает расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб. чрезмерными и не отвечающими критерию разумности.
Общество представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором указало на несостоятельность изложенных в них доводов, просит оставить решение суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 1439 кв. м по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Петрова, д. 59Л, кадастровый номер 66:36:0113001:54 (договор N 2/П-11 от 17.01.2011), кадастровая стоимость 2 454 084 руб. 99 коп., утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 28.11.2013 N 2689.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются; пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с представленным истцом отчетом общества с ограниченной ответственностью "ОценКинг" от 12.03.2014 N 0202/14, рыночная стоимость земельного участка площадью 1439 кв. м по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Петрова, д. 59Л, кадастровый номер 66:36:0113001:54, по состоянию на 10.08.2013 составляет 1 132 493 руб. 00 коп.
Следовательно, содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 10.08.2013.
Достоверность данных, указанных в названном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 14.04.2014 N 979/2014.
Ответчики представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка не оспорили; доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, не представили.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования истца на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что по смыслу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по рассматриваемому делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом полномочия указанного органа на основании его решений вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения; в этих случаях, в целях применения установленных данным Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Из системного толкования положений Закона о кадастре, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако, делегируя в данном случае часть своих управленческих функций учрежденному им лицу - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", государственный орган - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии остается органом кадастрового учета и сохраняет контрольные полномочия в отношении учреждения.
Таким образом, суд правомерно рассмотрел спор к двум ответчикам - управлению и кадастровой палате, доводы которых о том, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются как несостоятельные.
В соответствии со ст. 101 и 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, к которым, в частности, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные участвующими в деле лицами в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 названного Кодекса предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
С учетом изложенного, суд правомерно в порядке распределения понесенных истцом, в пользу которого принят судебный акт, расходов по уплате государственной пошлины и оплате услуг представителя взыскал с ответчиков по 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины и по 7500 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя (по 9500 руб. с каждого из ответчиков).
В части отказа в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов на представителя и расходов на проведенную оценку решение суда обществом не оспаривается.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы по изложенным в них доводам - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 сентября 2014 года по делу N А60-25270/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА

Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Т.В.МАКАРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)