Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-624/2015) общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 по делу N А46-13760/2014 (судья Яркова С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" (ОГРН 1085543050779; ИНН 5503047244)
к Администрации г. Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244)
3-е лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 08.09.2014 года N ИсхДИО/13945 и обязании совершить действия
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Скрешникова Яна Игоревна (паспорт, по доверенности от 27.10.2014 сроком действия три года);
- от заинтересованного лица: Веселкова Ирина Анатольевна (удостоверение, по доверенности N АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия один год),
от третьего лица: Гаак Ирина Александровна (удостоверение, по доверенности N 22 от 08.04.2014 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельское дело" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сельское дело") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация), о признании недействительным постановления от 22.08.2014 N 1103-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а, а также обязании Администрации принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а.
Определением суда от 13.10.2014 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 по делу N А46-13760/2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ, изложенный в постановлении от 22.08.2014 N 1103-п, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку пунктом 5 рекомендаций Комиссии от 04.08.2014 в предоставлении испрашиваемого ООО "Сельское дело" разрешения рекомендовано отказать, что является основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в обжалуемом постановлении указано, что оно принято на основании заключения о результатах публичных слушаний от 31.07.2014 и рекомендаций Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска от 04.08.2014, однако в самом постановлении содержится лишь перечень земельных участков, по которым отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, каких либо оснований и мотивов отказа в указанном постановлении не содержится.
По мнению подателя апелляционной жалобы, решение главы местной Администрации по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ, поскольку закон не обязывает главу Администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями.
Общество также указало, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 0103:98 и расположенный на нем объект капитального строительства на праве собственности принадлежит заявителю, а оспариваемый отказ лишает собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, препятствует использованию земельного участка в необходимых собственнику целях, в соответствии с действующим законодательством.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заинтересованного и третьего лиц просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
01.04.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "АЛАССИО" (Продавец) и ООО "Сельское дело" (Покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с предметом которого, Продавец продал, а Покупатель приобрел в собственность следующее недвижимое имущество:
- - детский сад, назначение нежилое, общей площадью 413,6 кв. м, адрес (местоположение): г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а;
- - земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для общественно-деловых целей под строение, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, площадью 1739 кв. м.
Указанное недвижимое имущество передано Покупателю по акту приема-передачи б/н от 01.04.2014.
Данный договор 15.04.2014 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "Сельское дело" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а.
Разрешенное использование данного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, определено как зона жилой застройки высокой этажности (Ж4).
Для земельных участков территориальной зоны Ж4 условно разрешенным видом использования является - индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более трех этажей).
Поскольку Обществом было решено перевести нежилое помещение, находящееся на указанном земельном участке в жилое, ООО "Сельское дело" 05.06.2014 обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка - для перевода расположенного на нем здания из нежилого в жилое.
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 31.07.2014, на основании заключения и рекомендаций Комиссии Администрацией города Омска 22.08.2014 было вынесено постановление N 1103-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", среди которых земельный участок с кадастровым номером 55:36: 12 01 03:98.
Полагая данное постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
16.12.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Общества подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое решение повлекло нарушение прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 названной нормы).
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (часть 3 статьи 39 ГрК РФ).
Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 N 272 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 постановления Мэра города Омска от 11.07.2014 N 21-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков" проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 27-я Линия, дом 17а, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.
В соответствии с частью 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-0), таких как, закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно пункту 4.6 заключения Комиссии от 31.07.2014 по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком участниками публичных слушаний отмечено, что проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Б.Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п" на рассматриваемой территории предусмотрено размещение комплексной жилой застройки средней этажности с объектами дошкольного образования на 190 мест и объектами начального общего и среднего (полного) общего образования на 650 мест.
Пунктом 5 рекомендаций Комиссии от 04.08.2014 в предоставлении испрашиваемого ООО "Сельское дело" разрешения рекомендовано отказать.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 ГрК РФ глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании указанных рекомендаций. Закон устанавливает, что такое решение глава администрации принимает самостоятельно, но с учетом как мнения населения по результатам публичных слушаний, так и комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Решение об отказе в выдаче разрешения на испрошенный вид землепользования принято главой Администрации с учетом отрицательных заключения и рекомендаций комиссии. В данном случае, и при отсутствии возражений населения относительно предоставления заявителю испрошенного права землепользования, глава Администрации принимает решение в пределах своих дискреционных полномочий, закон не определяет конкретных оснований, как для выдачи разрешения, так и для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, отказ Администрации в выдаче разрешения на испрошенный заявителем условно разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка не противоречит закону.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводами заявления и верно оценены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "Сельское дело".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 по делу N А46-13760/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2015 N 08АП-624/2015 ПО ДЕЛУ N А46-13760/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N А46-13760/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-624/2015) общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 по делу N А46-13760/2014 (судья Яркова С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" (ОГРН 1085543050779; ИНН 5503047244)
к Администрации г. Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244)
3-е лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 08.09.2014 года N ИсхДИО/13945 и обязании совершить действия
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Скрешникова Яна Игоревна (паспорт, по доверенности от 27.10.2014 сроком действия три года);
- от заинтересованного лица: Веселкова Ирина Анатольевна (удостоверение, по доверенности N АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия один год),
от третьего лица: Гаак Ирина Александровна (удостоверение, по доверенности N 22 от 08.04.2014 сроком действия один год).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сельское дело" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сельское дело") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация), о признании недействительным постановления от 22.08.2014 N 1103-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", в части отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а, а также обязании Администрации принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а.
Определением суда от 13.10.2014 к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 по делу N А46-13760/2014 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый отказ, изложенный в постановлении от 22.08.2014 N 1103-п, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку пунктом 5 рекомендаций Комиссии от 04.08.2014 в предоставлении испрашиваемого ООО "Сельское дело" разрешения рекомендовано отказать, что является основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в обжалуемом постановлении указано, что оно принято на основании заключения о результатах публичных слушаний от 31.07.2014 и рекомендаций Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Омска от 04.08.2014, однако в самом постановлении содержится лишь перечень земельных участков, по которым отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, каких либо оснований и мотивов отказа в указанном постановлении не содержится.
По мнению подателя апелляционной жалобы, решение главы местной Администрации по вопросу отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно содержать указание на основания, по которым произведен данный отказ, поскольку закон не обязывает главу Администрации безоговорочно согласиться с заключением публичных слушаний и рекомендациями.
Общество также указало, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 0103:98 и расположенный на нем объект капитального строительства на праве собственности принадлежит заявителю, а оспариваемый отказ лишает собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, препятствует использованию земельного участка в необходимых собственнику целях, в соответствии с действующим законодательством.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заинтересованного и третьего лиц просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
01.04.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "АЛАССИО" (Продавец) и ООО "Сельское дело" (Покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в соответствии с предметом которого, Продавец продал, а Покупатель приобрел в собственность следующее недвижимое имущество:
- - детский сад, назначение нежилое, общей площадью 413,6 кв. м, адрес (местоположение): г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а;
- - земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов - для общественно-деловых целей под строение, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, площадью 1739 кв. м.
Указанное недвижимое имущество передано Покупателю по акту приема-передачи б/н от 01.04.2014.
Данный договор 15.04.2014 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в установленном законом порядке.
Таким образом, ООО "Сельское дело" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 площадью 1 739 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов. Адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а.
Разрешенное использование данного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, определено как зона жилой застройки высокой этажности (Ж4).
Для земельных участков территориальной зоны Ж4 условно разрешенным видом использования является - индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более трех этажей).
Поскольку Обществом было решено перевести нежилое помещение, находящееся на указанном земельном участке в жилое, ООО "Сельское дело" 05.06.2014 обратилось в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Омска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования данного земельного участка - для перевода расположенного на нем здания из нежилого в жилое.
По результатам публичных слушаний, состоявшихся 31.07.2014, на основании заключения и рекомендаций Комиссии Администрацией города Омска 22.08.2014 было вынесено постановление N 1103-п "Об отказе в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков", среди которых земельный участок с кадастровым номером 55:36: 12 01 03:98.
Полагая данное постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
16.12.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Общества подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое по адресу: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 27-я Линия, д. 17а закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое решение повлекло нарушение прав и законных интересов Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 названной нормы).
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение (часть 3 статьи 39 ГрК РФ).
Решением Омского городского Совета от 20.07.2005 N 272 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Омске.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 постановления Мэра города Омска от 11.07.2014 N 21-пм "Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования некоторых земельных участков" проведены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир - 2-этажное кирпичное здание. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, улица 27-я Линия, дом 17а, для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком.
В соответствии с частью 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует и действующему земельному законодательству Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-0), таких как, закрепленная статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Согласно пункту 4.6 заключения Комиссии от 31.07.2014 по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:98 для размещения индивидуального жилого дома с прилегающим земельным участком участниками публичных слушаний отмечено, что проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Б.Хмельницкого - левый берег реки Оми - Окружная дорога - улица 2-я Производственная - улица 25-я Линия - улица Лермонтова - улица 3-й Разъезд - улица Бердникова - улица Ипподромная - в Центральном, Октябрьском административных округах города Омска, утвержденному постановлением Администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п" на рассматриваемой территории предусмотрено размещение комплексной жилой застройки средней этажности с объектами дошкольного образования на 190 мест и объектами начального общего и среднего (полного) общего образования на 650 мест.
Пунктом 5 рекомендаций Комиссии от 04.08.2014 в предоставлении испрашиваемого ООО "Сельское дело" разрешения рекомендовано отказать.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 ГрК РФ глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения на основании указанных рекомендаций. Закон устанавливает, что такое решение глава администрации принимает самостоятельно, но с учетом как мнения населения по результатам публичных слушаний, так и комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Решение об отказе в выдаче разрешения на испрошенный вид землепользования принято главой Администрации с учетом отрицательных заключения и рекомендаций комиссии. В данном случае, и при отсутствии возражений населения относительно предоставления заявителю испрошенного права землепользования, глава Администрации принимает решение в пределах своих дискреционных полномочий, закон не определяет конкретных оснований, как для выдачи разрешения, так и для отказа в выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, отказ Администрации в выдаче разрешения на испрошенный заявителем условно разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка не противоречит закону.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводами заявления и верно оценены судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ООО "Сельское дело".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельское дело" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2014 по делу N А46-13760/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)