Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2015 N 02АП-2847/2015 ПО ДЕЛУ N А82-10315/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N А82-10315/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Ярославской области:
представителя заявителя - Соколовой Ю.И., действующей на основании доверенности от 05.05.2015,
представителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Управление) - Карачинской Е.О., действующей на основании доверенности от 14.10.2014,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" - Беломоевой Э.В., действующей на основании доверенности от 09.10.2014,
рассмотрев апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2015 по делу N А82-10315/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению департамента лесного хозяйства Ярославской области
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика", Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по Ярославской области, Администрация Некоузского муниципального района, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области,
об обязании внести изменения в кадастровый учет земельного участка,

установил:

департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - ответчик, Кадастровая палата) внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135 в части указания его категории - "земли лесного фонда".
Определениями суда первой инстанции от 28.10.2014 и от 14.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Балттранснефтепродукт" (далее - ООО "Балттранснефтепродукт"), Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по Ярославской области (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), администрация Некоузского муниципального района, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Территориальное управление, ТУ Росимущества).
Определением арбитражного суда от 04.12.2014 произведена замена третьего лица - ООО "Балттранснефтепродукт" на общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" (далее - ООО "Транснефть-Балтика") в связи с его реорганизацией и сменой фирменного наименования.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2015 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
ТУ Росимущества с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного Департаментом требования. Территориальное управление находит ошибочным, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, вывод арбитражного суда о том, что Департаментом избран неверный способ защиты нарушенного права в связи с тем, что в данном случае имеет место спор о праве. ТУ Росимущества полагает, что наличие спора о праве не подтверждается материалами дела. При этом заявитель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что земельный участок с кадастровым номером 76:08:000000:135 в силу прямого указания закона относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности; администрацией Некоузского муниципального района право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не оспаривалось; собственник объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке (ООО "Транснефть-Балтика"), право пользования земельным участком не оформил.
Стороны, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), администрация Некоузского муниципального района отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ООО "Транснефть-Балтика" в отзыве на жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", администрация Некоузского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
В заседании суда присутствующие представители заявителя и третьих лиц поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с данными кадастрового паспорта земельного участка от 08.11.2013 N 7600/301/2013-262522 земельный участок площадью 139 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ярославская область, Некоузский район поставлен на кадастровый учет 29.02.2008 г с присвоением кадастрового номера 76:08:000000:135.
19.02.2009 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 76:08:031601:92, площадью 14 542 772 кв. м категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: использование, охрана, защита и воспроизводство лесов, расположенный по адресу: Ярославская область, Некоузский район, ГУ ЯО "Некоузское лесничество", участок N 1.
25.02.2009 поставлен на кадастровый учет аналогичный земельный участок с кадастровым номером 76:08:050101:216, площадью 24756982 кв. м, расположенный по адресу: Ярославская область, Некоузский район, ГУ ЯО "Некоузское лесничество", участок N 31.
Согласно данным кадастрового паспорта от 28.05.2013 N 7600/301/2013-88813 на земельном участке с кадастровым номером 76:08:031601:92 проходит "охранная зона вдоль трассовых ВЛ-10кВ ООО "Балтнефтепровод", "охранная зона магистральных нефтепроводов ООО "Балтнефтепровод".
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 15.07.2011 N 76АБ328711 и N 76АБ328715 земельные участки с кадастровыми номерами 76:08:031601:92, 76:08:050101:216 находятся в собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 15.07.2011 сделаны записи о регистрации.
06.02.2014 Департамент обратился в Кадастровую палату за разъяснением вопроса об изменении категории и целевого назначения земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135.
Письмом от 06.03.2014 N 08-09/307/1599 Кадастровой палаты указано заявителю, что сведения о категории земель, виде разрешенного использования внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с описанием земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135.
Письмом от 27.03.2014 N 04-30-10/743, адресованным в адрес Кадастровой палаты, Департамент заявил об исправлении в государственном кадастре недвижимости технической ошибки в части категории и разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135.
По результатам рассмотрения данного обращения, Кадастровая палата письмом от 15.04.2014 N 08-09/510/2796 сообщила Департаменту, что изменение сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, производится на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о ГКН).
В соответствии с письмом от 12.05.2014 N 04-30-13/1056 Департамент повторно обратился в Кадастровую палату с запросом об исправлении в государственном кадастре недвижимости технической ошибки в части изменения категории и разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135. В ответе Кадастровой палаты от 20.05.2014 N 08-09/716/3829 указано, что данный вопрос уже рассмотрен.
Полагая, что действия Кадастровой палаты по отнесению частей земельных участков с кадастровыми номерами 76:08:031601:92, 76:08:050101:216 к категории земель сельскохозяйственного назначения не соответствуют положениям действующего законодательства, Департамент обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об обязании Кадастровую палату внести изменения в кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135 в части указания его категории - "земли лесного фонда".
Оставляя заявление Департамента без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем выбран неверный способ защиты своего нарушенного права.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Частями 1, 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Обращение в арбитражный суд осуществляется, в числе прочих: в форме искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; в форме заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обратившееся в суд лицо самостоятельно определяет способ защиты гражданских прав. При этом избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в определении от 21.12.2004 N 409-О, конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судебная защита в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с ответчиком посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов и действий, а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории является одним из принципов земельного законодательства, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда (статья 7; главы 14, 18 ЗК РФ).
Частью 3.1 статьи 20 Закона N 221-ФЗ установлено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 7, 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, вправе обратиться любые лица.
Как установлено судом первой инстанции, целью обращения Департамента в Кадастровую палату, а также с требованиями в арбитражный суд является внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории земельного участка с последующим отнесением его к собственности Российской Федерации.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что границы земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135 утверждены постановлением главы Некоузского муниципального района от 06.03.2006 N 129 "Об утверждении границ и предоставлении земельных участков в аренду ООО "Балттранснефтепродукт" на территории Некоузского района Ярославской области" (в редакции Постановления от 31.03.2006 N 194). Спорный земельный участок сформирован из категории земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель лесного фонда для строительства магистрального нефтепродуктопровода "Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск" вдоль трассовой ВЛ-10 кВ и сопутствующими сооружениями на территории Некоузского района Ярославской области общей площадью 338 297 кв. м, в том числе:
- земельный участок площадью 13 093 кв. м из земель Некоузского сельского округа,
- земельный участок площадью 5 694 кв. м из земель Рожаловского сельского округа,
- земельные участки, покрытые лесом из земель, расположенных на территории Некоузского муниципального района общей площадью 319 510 кв. м.
При этом земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, покрытые лесом, расположенные на территории Некоузского муниципального района Ярославской области изъяты из постоянного (бессрочного) пользования СПК "Некоузский", СПК "Правдино", СПК "Герой", СПК "Полесье", к/х "Белка", СПК "Восход", общей площадью 319 510 кв. м на период строительства магистрального нефтепродуктопровода "Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск" с вдольтрассовой ВЛ-10 кВ и сопутствующими сооружениями ООО "Балттранснефтепродукт".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.07.2008 N 76АА727116 в ЕГРП зарегистрировано право собственности ООО "Балттранснефтепродукт" на магистральный нефтепродуктопровод "Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск" (I очередь) на участке км. 331,6 - км. 376,6, протяженностью 45,1, расположенный по адресу: Ярославская область, Некоузский район.
При таких обстоятельствах следует вывод о том, что, заявляя требование об изменении категории данного земельного участка, Департамент фактически оспаривает полномочия органов местного самоуправления на его распоряжение, в том числе предоставление в аренду иным лицам. При этом у ООО "Транснефть-Балтика", как у собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 76:08:000000:135, также имеются правовые притязания на этот объект.
В этой связи суд апелляционной инстанции находит правомерной и обоснованной позицию суда первой инстанции о том, что в данном случае имеет место спор о праве (спор о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135), который не может быть разрешен путем обращения с требованием об оспаривании категории земельного участка с кадастровым номером 76:08:000000:135 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Департамент не учел, что избранный им способ защиты нарушенного права не может обеспечить его восстановление.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы Территориального управления о том, что в данном случае отсутствует спор о праве, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они должным образом не опровергают выводы суда первой инстанции.
В силу изложенного, решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТУ Росимущества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос об уплате государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.02.2015 по делу N А82-10315/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Л.И.ЧЕРНЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)