Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
- от Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области: представитель не явился;
- от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
- от ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ": представитель не явился;
- от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
на решение от 25.12.2013
по делу N А37-1378/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения от 14.05.2013 N 16 и возложении обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании Банка России
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, далее - банк), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1044900038391, ИНН 4909007240, далее - управление) от 14.05.2013 N 16 об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и возложении обязанности по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании банка России.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2013 по делу N А37-1378/2013 заявленные требования банка удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление и банк обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 25.12.2013 по делу N А37-1378/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные ими в жалобах требования. В обоснование доводов апелляционных жалоб управление и банк ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление, банк, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Банк заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание апелляционной инстанции 13.03.2014 откладывалось до 10.04.2014. В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена в составе суда.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области от имени Центрального банка Российской Федерации действует на основании Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" и Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П.
Банк имеет право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под объектами недвижимости, имеющих кадастровые номера:
- - 49:09:030118:5, г. Магадан, ул. Пушкина, д. 4, свидетельство о государственной регистрации права 49АА 106072 от 25.07.2012;
- - 49:08:070107:239, Магаданская область, Ягоднинский район, пгт Ягодное, ул. Металлистов, д. 1 А, свидетельство о государственной регистрации права 49 АА 049940 от 10.12.2008;
- - 49:02:030304:11 Магаданская область, Омсукчанский район, пгт Омсукчан, ул. Ленина, д. 8, свидетельство о государственной регистрации права 49 АА 103223 от 20.06.2012;
- - 49:07:040012:21 Магаданская область, Хасынский район, пгт Палатка, ул. Юбилейная, д. 16, свидетельство о государственной регистрации 49 АА 084402 от 29.03.2011;
- - 49:06:030004:219 Магаданская область, Тенькинский район, пгт Усть- Омчуг, ул. Горняцкая, д. 44А, свидетельство о государственной регистрации 49 АА 049994 от 09.12.2008;
- - 49:05:010209:40 Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Ленина, д. 31, свидетельство о государственной регистрации 49 АА 049936 от 09.12.2008.
В 2012 году в соответствии с законодательством об оценочной деятельности на территории Магаданской области по решению Росреестра проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Государственная кадастровая оценка указанных земельных участков в составе земель населенных пунктов Магаданской области проведена на основе их отнесения к виду разрешенного использования, предусмотренного пунктом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
В связи с указанными обстоятельствами банк обратился в управление с запросом от 29.12.2012 N 19-12/8644 об уточнении вида разрешенного использования закрепленных за Банком России земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в редакции приказа N 3.
Письмом от 18.01.2013 N 08-000139 управление сообщило, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Магаданской области от 07.11.2012 N ГКОЗНП-49-2012 закрепленные за Банком России земельные участки в соответствии с Методическими указаниями отнесены к виду разрешенного использования, установленному пунктом 1.2.7 Методических указаний ("Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения"). Отчет имеет положительное экспертное заключение, проведенное в соответствии с федеральным стандартом оценки. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены постановлением администрации Магаданской области от 27.12.2012 N 999-па.
22.04.2013 банк, не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при управлении на основании приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 49:09:030118:5, 49:08:070107:239, 49:02:030304:11, 49:07:040012:21, 49:06:030004:219, 49:05:010209:40 в связи с недостоверностью сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
В качестве документов, подтверждающих недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, представлен Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Решением комиссии от 14.05.2013 N 16 заявление отклонено в связи с не подтверждением недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости сведений об объектах недвижимости банка.
Не согласившись с решением комиссии, банк обратился в Арбитражный суд Магаданской области, который частично удовлетворил требование банка. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционных жалоб исходя из следующего.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель".
Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Пунктом 1.2.7 ранее действующей редакции Методических указаний предусматривалось выделение одной группы видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии.
Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 в Методические указания внесены изменения, согласно которым выделены в отдельную группу видов разрешенного использования земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии (п. 1.2.17 Методических указаний).
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе требования к содержанию такого запроса.
Согласно статье 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом в соответствии с установленной подведомственностью, или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Статья 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в арбитражном суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Магаданской области создана приказом Росреестра N П/488 от 26.12.2012 при Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
По материалам дела установлено, что в соответствии с законодательством об оценочной деятельности на территории Магаданской области в 2012 году по решению Росреестра проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земель определена по состоянию на 04.06.2012.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу совместно с Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу по состоянию на 04.06.2012 сформирован перечень земельных участков населенных пунктов с указанием количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости Магаданской области.
Основаниями выполнения работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Магаданской области являлись - государственный контракт от 15.08.2012 N 85Д/2012, заключенный между Росреестром и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", договор от 21.09.2012 N 03558-9000-Р, заключенный между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ООО "Центр оценки и аудита".
Принят отчет об определении кадастровой стоимости с положительным экспертным заключением от 14.11.2012 N ЭК-151012 Саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
На основании статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением администрации Магаданской области от 27.12.2012 N 999-па, опубликованы в газете "Магаданская правда" 22.01.2013 N 5-6 (20553-20554).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов внесены в государственный кадастр недвижимости филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 10.02.2013.
По материалам дела установлено, что при проведении государственной кадастровой оценки ООО "Центр оценки и аудита" использовались сведения из Государственного кадастра недвижимости по состоянию на 04.06.2012:
- - земельный участок с кадастровым номером 49:09:030118:5, г. Магадан, ул. Пушкина, дом 4, разрешенное использование - под здание банка, площадь участка - 1 619 кв. м, сведения о правах - Центральный Банк РФ (Банк России), Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка РФ (Банка России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2157 от 25.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:02:030304:11, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан, ул. Ленина, дом 8, разрешенное использование - под здание расчетно-кассового центра и опорную башню, площадь участка - 897 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/12-1212 от 27.02.2012;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:08:070107:239, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное, ул. Металлистов, дом 1А, разрешенное использование - под размещение расчетно-кассового центра, площадь участка - 997 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2122 от 25.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:07:040012:21, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Юбилейная, дом 16, разрешенное использование - под административное здание и гараж, площадь участка - 2 295 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2118 от 22.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:06:030004:219, адрес - Магаданская обл., Тенькинский район, п. Усть-Омчуг, ул. Горняцкая, дом 44-а, разрешенное использование - под здание расчетно-кассового центра, площадь участка - 1 844 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2185 от 25.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:05:010209:40, адрес: Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Ленина, дом 31, разрешенное использование - под здание расчетно-кассового центра, площадь участка - 958 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2184 от 25.02.2013.
ООО "Центр оценки и аудита" произвел государственную кадастровую оценку указанных земельных участков на основе отнесения их к 7 группе видов разрешенного использования, использованных для проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленной пунктом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Согласно отчету об оценке от 07.11.2012 N ГКОЗНП-49-2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Магаданской области" в 7 группу отнесены земельные участки, входящие в состав общественно-деловых зон и предназначенные для застройки административными зданиями, объектами делового и коммерческого назначения, предназначенными преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающимися от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
В данную группу были объединены земельные участки со следующими видами разрешенного использования:
- - под помещения и здания, в которых работают служащие, хранят и обрабатывают документы;
- - под административно-офисные здания и помещения;
- - под здания и помещения кредитно-финансовых и страховых организаций, банков;
- - под здания и помещения нотариально-юридических учреждений;
- - под административные здания (за исключением административно-производственных, административно-бытовых и иных административных зданий, относящихся к производственной сфере деятельности);
- - под общественно-деловые цели.
К 17 группе видов разрешенного использования, использованных для проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленной п. 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 отнесены земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Согласно отчету об оценке от 07.11.2012 N ГКОЗНП-49-2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель заселенных пунктов, расположенных на территории Магаданской области" в 17 группу отнесены земельные участки, предназначенные для размещения государственных учреждений общего и социально-экономического характера, зданий и помещений учебных заведений для получения образования, учреждений, специально созданных для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок, зданий и помещений объектов здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В данную группу были объединены земельные участки со следующими видами разрешенного использования:
- - под здания и помещения органов государственного управления общего и социально-экономического характера, в том числе здания администраций, конторы (если нет прямого указания на принадлежность к 9 группе), здания муниципалитета;
- - под здания и помещения органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, в том числе учреждения социальной защиты населения (собесы, биржи труда и др.);
- - под здания и помещения органов по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, в том числе суды и прокуратура, правоохранительные организации (налоговые службы, милиция, таможня);
- - под здания и помещения организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг, в том числе дома- интернаты для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов и т.п.;
- - под здания и помещения спортивных клубов коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, в том числе клубы;
- - под здания и помещения спортивно-технических школ; образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта; общероссийских физкультурно-спортивных объединений (физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества);
- - под здания и помещения театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии; выставок, музеев; музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек;
- - под здания и помещения объектов религиозных групп и организаций; гидрометеорологической службы;
- - под здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе учреждения образования и подготовки кадров, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи колледжи, школы-интернаты и т.п.), учреждения профессионального образования начального, среднего, высшего и последипломного, внешкольные учреждения (школьников и молодежи), специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.);
- - под здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов;
- - под объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения: со зрителями, без зрителей;
- - под здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций: библиотеки и читальные залы, музеи и выставки, религиозные организации и учреждения для населения, зрелищные и досугово-развлекательные учреждения, зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и т.п.), клубные и досугово-развлекательные учреждения;
- - под административные учреждения, учреждения социально-направленные и иные учреждения;
- - под научно-исследовательские организации, проектные и конструкторские организации, лаборатории;
- - под редакционно-издательские и информационные организации (за исключением типографий);
- - под библиотеки, фильмотеки, медиатеки;
- - под лаборатории медицинских учреждений, лаборатории образовательных учреждений и иные лаборатории;
- - под многофункциональные здания с преимущественной социальной направленностью.
Указанные характеристики свидетельствуют о правомерности отнесения земельных участков, находящихся в пользовании банка, к 7 группе видов разрешенного использования.
В соответствии с положительным экспертным заключением N ЖЭК-151012 от 14.11.2012 саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" отчет ООО "Центр оценки и аудита" N ГКОЗНП-49-2012 от 07.11.2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Магаданской области" признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом верно отмечено, что несмотря на положение статьи 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" о том, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, статьей 11 этого закона установлено, что прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". О получении прибыли банком предусмотрено статьей 26 о том, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России его Совет директоров перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Банк России наделен определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Между тем, Банк России не имеет статуса федерального органа государственной власти. Указанный вывод подтверждается разъяснением ВАС РФ в пункте 1.1 Информационного письма от 13.03.2013 N 117.
Судом верно признан несостоятельным довод банка о том, что все спорные земельные участки, находящиеся в пользовании банка, однородны по целевому назначению, поэтому их кадастровая оценка должна производится, исходя из отнесения их к одному виду разрешенного использования - предусмотренному п. 1.2.17 Методических указаний, т.е. "под административное здание". Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам по указанным земельным участкам в Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о разных видах разрешенного использования - под здание расчетно-кассового центра и здание банка.
По представленному банком в материалы дела кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 49:07:040012:21, находящийся по адресу: Магаданская область, Хасынский район, п.Палатка, ул. Юбилейная, дом 16, с указанием вида разрешенного использования - "под административное здание и гараж" судом верно установлено, что в отношении него кадастровая оценка произведена на основании недостоверных сведений. Постановлением администрации муниципального образования "Поселок Палатка" от 28.09.2010 N 62 вид разрешенного использования данного земельного участка был изменен в связи с закрытием расчетно - кассового центра, что подтверждается письмом администрации от 21.11.2013 N 1811.
Суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку указанные сведения внесены в кадастровый паспорт N 4900/301/13-2118 от 22.02.2013, а при проведении государственной кадастровой оценки использовались сведения из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 04.06.2012, то кадастровая стоимость указанного земельного участка фактически недостоверна, т.к. при ее определении применен неправильный вид разрешенного использования земельного участка. У комиссии отсутствовали основания для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка с номером 49:07:040012:21.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств апелляционный суд считает правомерным частичное удовлетворение судом первой инстанции заявленных требований банка.
В определении Арбитражного суда Магаданской области от 10.09.2013 указано по заявлению банка наименование ответчика по настоящему делу - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу. Судом правомерно возложены судебные расходы на ответчика в соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2013 по делу N А37-1378/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 22.01.2014 N 174 в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.А.ШВЕЦ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2014 N 06АП-776/2014 ПО ДЕЛУ N А37-1378/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. N 06АП-776/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
- от Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области: представитель не явился;
- от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
- от ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ": представитель не явился;
- от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
на решение от 25.12.2013
по делу N А37-1378/2013
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области
к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения от 14.05.2013 N 16 и возложении обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании Банка России
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице главного управления Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, далее - банк), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1044900038391, ИНН 4909007240, далее - управление) от 14.05.2013 N 16 об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и возложении обязанности по пересмотру кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании банка России.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2013 по делу N А37-1378/2013 заявленные требования банка удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление и банк обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 25.12.2013 по делу N А37-1378/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные ими в жалобах требования. В обоснование доводов апелляционных жалоб управление и банк ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление, банк, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Банк заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. О времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ. С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание апелляционной инстанции 13.03.2014 откладывалось до 10.04.2014. В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена в составе суда.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области от имени Центрального банка Российской Федерации действует на основании Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" и Положения о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 N 46-П.
Банк имеет право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под объектами недвижимости, имеющих кадастровые номера:
- - 49:09:030118:5, г. Магадан, ул. Пушкина, д. 4, свидетельство о государственной регистрации права 49АА 106072 от 25.07.2012;
- - 49:08:070107:239, Магаданская область, Ягоднинский район, пгт Ягодное, ул. Металлистов, д. 1 А, свидетельство о государственной регистрации права 49 АА 049940 от 10.12.2008;
- - 49:02:030304:11 Магаданская область, Омсукчанский район, пгт Омсукчан, ул. Ленина, д. 8, свидетельство о государственной регистрации права 49 АА 103223 от 20.06.2012;
- - 49:07:040012:21 Магаданская область, Хасынский район, пгт Палатка, ул. Юбилейная, д. 16, свидетельство о государственной регистрации 49 АА 084402 от 29.03.2011;
- - 49:06:030004:219 Магаданская область, Тенькинский район, пгт Усть- Омчуг, ул. Горняцкая, д. 44А, свидетельство о государственной регистрации 49 АА 049994 от 09.12.2008;
- - 49:05:010209:40 Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Ленина, д. 31, свидетельство о государственной регистрации 49 АА 049936 от 09.12.2008.
В 2012 году в соответствии с законодательством об оценочной деятельности на территории Магаданской области по решению Росреестра проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Государственная кадастровая оценка указанных земельных участков в составе земель населенных пунктов Магаданской области проведена на основе их отнесения к виду разрешенного использования, предусмотренного пунктом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения".
В связи с указанными обстоятельствами банк обратился в управление с запросом от 29.12.2012 N 19-12/8644 об уточнении вида разрешенного использования закрепленных за Банком России земельных участков в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" в редакции приказа N 3.
Письмом от 18.01.2013 N 08-000139 управление сообщило, что в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Магаданской области от 07.11.2012 N ГКОЗНП-49-2012 закрепленные за Банком России земельные участки в соответствии с Методическими указаниями отнесены к виду разрешенного использования, установленному пунктом 1.2.7 Методических указаний ("Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения"). Отчет имеет положительное экспертное заключение, проведенное в соответствии с федеральным стандартом оценки. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков утверждены постановлением администрации Магаданской области от 27.12.2012 N 999-па.
22.04.2013 банк, не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков, обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при управлении на основании приказа Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 49:09:030118:5, 49:08:070107:239, 49:02:030304:11, 49:07:040012:21, 49:06:030004:219, 49:05:010209:40 в связи с недостоверностью сведений об объектах недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
В качестве документов, подтверждающих недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, представлен Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Решением комиссии от 14.05.2013 N 16 заявление отклонено в связи с не подтверждением недостоверности использованных при определении кадастровой стоимости сведений об объектах недвижимости банка.
Не согласившись с решением комиссии, банк обратился в Арбитражный суд Магаданской области, который частично удовлетворил требование банка. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционных жалоб исходя из следующего.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель".
Во исполнение указанных Правил приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Пунктом 1.2.7 ранее действующей редакции Методических указаний предусматривалось выделение одной группы видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии.
Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 3 в Методические указания внесены изменения, согласно которым выделены в отдельную группу видов разрешенного использования земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии (п. 1.2.17 Методических указаний).
В силу статьи 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по определению кадастровой стоимости по его запросу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, и включающем в себя, в том числе требования к содержанию такого запроса.
Согласно статье 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом в соответствии с установленной подведомственностью, или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Статья 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в арбитражном суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Магаданской области создана приказом Росреестра N П/488 от 26.12.2012 при Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
По материалам дела установлено, что в соответствии с законодательством об оценочной деятельности на территории Магаданской области в 2012 году по решению Росреестра проведены работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. Кадастровая стоимость земель определена по состоянию на 04.06.2012.
Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу совместно с Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу по состоянию на 04.06.2012 сформирован перечень земельных участков населенных пунктов с указанием количественных и качественных характеристик объектов недвижимости, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости Магаданской области.
Основаниями выполнения работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Магаданской области являлись - государственный контракт от 15.08.2012 N 85Д/2012, заключенный между Росреестром и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", договор от 21.09.2012 N 03558-9000-Р, заключенный между ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ООО "Центр оценки и аудита".
Принят отчет об определении кадастровой стоимости с положительным экспертным заключением от 14.11.2012 N ЭК-151012 Саморегулируемой организации оценщиков - Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет".
На основании статьи 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением администрации Магаданской области от 27.12.2012 N 999-па, опубликованы в газете "Магаданская правда" 22.01.2013 N 5-6 (20553-20554).
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов внесены в государственный кадастр недвижимости филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Магаданской области и Чукотскому автономному округу 10.02.2013.
По материалам дела установлено, что при проведении государственной кадастровой оценки ООО "Центр оценки и аудита" использовались сведения из Государственного кадастра недвижимости по состоянию на 04.06.2012:
- - земельный участок с кадастровым номером 49:09:030118:5, г. Магадан, ул. Пушкина, дом 4, разрешенное использование - под здание банка, площадь участка - 1 619 кв. м, сведения о правах - Центральный Банк РФ (Банк России), Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального Банка РФ (Банка России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2157 от 25.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:02:030304:11, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан, ул. Ленина, дом 8, разрешенное использование - под здание расчетно-кассового центра и опорную башню, площадь участка - 897 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/12-1212 от 27.02.2012;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:08:070107:239, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное, ул. Металлистов, дом 1А, разрешенное использование - под размещение расчетно-кассового центра, площадь участка - 997 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2122 от 25.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:07:040012:21, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Юбилейная, дом 16, разрешенное использование - под административное здание и гараж, площадь участка - 2 295 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2118 от 22.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:06:030004:219, адрес - Магаданская обл., Тенькинский район, п. Усть-Омчуг, ул. Горняцкая, дом 44-а, разрешенное использование - под здание расчетно-кассового центра, площадь участка - 1 844 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2185 от 25.02.2013;
- - земельный участок с кадастровым номером 49:05:010209:40, адрес: Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Ленина, дом 31, разрешенное использование - под здание расчетно-кассового центра, площадь участка - 958 кв. м, сведения о правах - Центральный банк РФ (Банк России), кадастровый паспорт N 4900/301/13-2184 от 25.02.2013.
ООО "Центр оценки и аудита" произвел государственную кадастровую оценку указанных земельных участков на основе отнесения их к 7 группе видов разрешенного использования, использованных для проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленной пунктом 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Согласно отчету об оценке от 07.11.2012 N ГКОЗНП-49-2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Магаданской области" в 7 группу отнесены земельные участки, входящие в состав общественно-деловых зон и предназначенные для застройки административными зданиями, объектами делового и коммерческого назначения, предназначенными преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающимися от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
В данную группу были объединены земельные участки со следующими видами разрешенного использования:
- - под помещения и здания, в которых работают служащие, хранят и обрабатывают документы;
- - под административно-офисные здания и помещения;
- - под здания и помещения кредитно-финансовых и страховых организаций, банков;
- - под здания и помещения нотариально-юридических учреждений;
- - под административные здания (за исключением административно-производственных, административно-бытовых и иных административных зданий, относящихся к производственной сфере деятельности);
- - под общественно-деловые цели.
К 17 группе видов разрешенного использования, использованных для проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов, установленной п. 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 отнесены земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Согласно отчету об оценке от 07.11.2012 N ГКОЗНП-49-2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель заселенных пунктов, расположенных на территории Магаданской области" в 17 группу отнесены земельные участки, предназначенные для размещения государственных учреждений общего и социально-экономического характера, зданий и помещений учебных заведений для получения образования, учреждений, специально созданных для организации научных исследований и проведения опытно-конструкторских разработок, зданий и помещений объектов здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии. В данную группу были объединены земельные участки со следующими видами разрешенного использования:
- - под здания и помещения органов государственного управления общего и социально-экономического характера, в том числе здания администраций, конторы (если нет прямого указания на принадлежность к 9 группе), здания муниципалитета;
- - под здания и помещения органов по реализации внешней политики, обеспечению законности, прав и свобод граждан, в том числе учреждения социальной защиты населения (собесы, биржи труда и др.);
- - под здания и помещения органов по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, в том числе суды и прокуратура, правоохранительные организации (налоговые службы, милиция, таможня);
- - под здания и помещения организаций обязательного социального обеспечения и объектов предоставления социальных услуг, в том числе дома- интернаты для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов и т.п.;
- - под здания и помещения спортивных клубов коллективов физической культуры, действующих на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, в том числе клубы;
- - под здания и помещения спортивно-технических школ; образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта; общероссийских физкультурно-спортивных объединений (физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества);
- - под здания и помещения театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии; выставок, музеев; музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек;
- - под здания и помещения объектов религиозных групп и организаций; гидрометеорологической службы;
- - под здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе учреждения образования и подготовки кадров, дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи колледжи, школы-интернаты и т.п.), учреждения профессионального образования начального, среднего, высшего и последипломного, внешкольные учреждения (школьников и молодежи), специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.);
- - под здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов;
- - под объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения: со зрителями, без зрителей;
- - под здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций: библиотеки и читальные залы, музеи и выставки, религиозные организации и учреждения для населения, зрелищные и досугово-развлекательные учреждения, зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и т.п.), клубные и досугово-развлекательные учреждения;
- - под административные учреждения, учреждения социально-направленные и иные учреждения;
- - под научно-исследовательские организации, проектные и конструкторские организации, лаборатории;
- - под редакционно-издательские и информационные организации (за исключением типографий);
- - под библиотеки, фильмотеки, медиатеки;
- - под лаборатории медицинских учреждений, лаборатории образовательных учреждений и иные лаборатории;
- - под многофункциональные здания с преимущественной социальной направленностью.
Указанные характеристики свидетельствуют о правомерности отнесения земельных участков, находящихся в пользовании банка, к 7 группе видов разрешенного использования.
В соответствии с положительным экспертным заключением N ЖЭК-151012 от 14.11.2012 саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" отчет ООО "Центр оценки и аудита" N ГКОЗНП-49-2012 от 07.11.2012 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Магаданской области" признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Судом верно отмечено, что несмотря на положение статьи 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" о том, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, статьей 11 этого закона установлено, что прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". О получении прибыли банком предусмотрено статьей 26 о том, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России его Совет директоров перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Банк России наделен определенными властными полномочиями. Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Между тем, Банк России не имеет статуса федерального органа государственной власти. Указанный вывод подтверждается разъяснением ВАС РФ в пункте 1.1 Информационного письма от 13.03.2013 N 117.
Судом верно признан несостоятельным довод банка о том, что все спорные земельные участки, находящиеся в пользовании банка, однородны по целевому назначению, поэтому их кадастровая оценка должна производится, исходя из отнесения их к одному виду разрешенного использования - предусмотренному п. 1.2.17 Методических указаний, т.е. "под административное здание". Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам по указанным земельным участкам в Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о разных видах разрешенного использования - под здание расчетно-кассового центра и здание банка.
По представленному банком в материалы дела кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 49:07:040012:21, находящийся по адресу: Магаданская область, Хасынский район, п.Палатка, ул. Юбилейная, дом 16, с указанием вида разрешенного использования - "под административное здание и гараж" судом верно установлено, что в отношении него кадастровая оценка произведена на основании недостоверных сведений. Постановлением администрации муниципального образования "Поселок Палатка" от 28.09.2010 N 62 вид разрешенного использования данного земельного участка был изменен в связи с закрытием расчетно - кассового центра, что подтверждается письмом администрации от 21.11.2013 N 1811.
Суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку указанные сведения внесены в кадастровый паспорт N 4900/301/13-2118 от 22.02.2013, а при проведении государственной кадастровой оценки использовались сведения из государственного кадастра недвижимости по состоянию на 04.06.2012, то кадастровая стоимость указанного земельного участка фактически недостоверна, т.к. при ее определении применен неправильный вид разрешенного использования земельного участка. У комиссии отсутствовали основания для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка с номером 49:07:040012:21.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств апелляционный суд считает правомерным частичное удовлетворение судом первой инстанции заявленных требований банка.
В определении Арбитражного суда Магаданской области от 10.09.2013 указано по заявлению банка наименование ответчика по настоящему делу - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу. Судом правомерно возложены судебные расходы на ответчика в соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 25.12.2013 по делу N А37-1378/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Магаданской области (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 22.01.2014 N 174 в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
Судьи
Е.А.ШВЕЦ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)