Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "АМК-фарма" Полухина А.С., представителя по доверенности от 27.01.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АМК-фарма"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 января 2014 года по делу N А33-21777/2013, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
закрытое акционерное общество "АМК-фарма" (ИНН 7704260495, ОГРН 1037704019308, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск) об установлении по состоянию на 01.01.2011, и подлежащую к применению в целях исчисления арендной платы с 01.01.2012, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29 389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2, в размере 19 397 000 руб., т.е. в размере, соответствующем его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N ОН/160-26-06-2013-4 от 28.06.2013.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2013 года к участию в дело привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; Комитет по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорск.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке, заявил отказ от требования о применении кадастровой стоимости в целях исчисления арендной платы с 01.01.2012.
В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
При рассмотрении дела судом первой инстанции сделан неверный вывод о существе заявленного требования, требование, которое было заявлено по существу - это установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной. Невозможность распространения рыночной стоимости на предыдущий период не является основанием для отказа в иске.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2014 года апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "АМК-фарма" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10.04.2014.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение ответчика и третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 06.03.2014.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает ответчика и третьих лиц надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ЗАО "АМК-фарма" на основании договора аренды земельного участка от 08.04.2008, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.04.2009, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.04.2010 является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 24:59:0303045:71, общей площадью 29389,00 кв. м, предоставленного для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, 2. Договор аренды земельного участка заключен на срок с 21.06.2006 по 20.06.2031.
Договор аренды земельного участка и вышеуказанные соглашения о передаче прав и обязанностей прошли процедуру государственной регистрации.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.05.2013 N 24/13-204182 земельный участок с КН 24:59:0303045:71 поставлен на государственный кадастровый учет 07.07.2005, разрешенное использование земельного участка - для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.05.2013 N 24/13-204182 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 86 393 079 рублей 96 копеек.
Данная кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (приложение N 1, Таблица 57, порядковый номер 8452, УПКС 2939,64 руб. за 1 кв. м).
Не согласившись с данной кадастровой оценкой земельного участка, заявителем посредством подачи заявки обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" от 26.06.2013, произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с КН 24:59:0303045:71.
Согласно отчету ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" N ОН/160-26-06-2013-4 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации здания гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2." определена рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011, которая составила - 19 397 000 рублей.
Оценка производилась оценщиком Бардокиным Д.Е., являющегося членом саморегулируемой организации некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" (свидетельство от 23.01.2012 г. N 0922).
Саморегулируемой организацией некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" проведена экспертиза Отчета N ОН/160-26-06-2013-4, по итогам которой составлено Экспертное заключение N 519/11-13 от 28.06.2013.
В соответствии с выводом экспертного заключения (листы 18) отчет соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2012 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:59:0303045:71 в размере 86 393079 рублей 96 копеек.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы, при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
Согласно отчету ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" N ОН/160-26-06-2013-4 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации здания гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2." определена рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011, которая составила - 19 397 000 рублей.
Представленным в дело Экспертным заключением Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" N 519/11-13 от 28.06.2013 на отчет N ОН/160-26-06-2013-4 по определению рыночной стоимости имущества подтвержден факт соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков".
Установленная в Отчете рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е. на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета об оценке от N ОН/160-26-06-2013-4, суду апелляционной инстанции не представлены. О проведении иной оценки кадастровая палата ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявляла.
Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка определена с учетом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Как следует из императивного характера нормы, изложенной в пункте 3 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая палата является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Отказывая в удовлетворении требования полностью, суд первой инстанции указал на то, что нормативный акт, устанавливающий кадастровую стоимость, в части определения кадастровой стоимости земельного участка 24:59:0303045:71 не оспаривался и являлся действующим, как на 01.01.2011, так и на 01.01.2012, в связи с чем, распространение ретроспективного эффекта установления кадастровой стоимости в размере рыночной на предыдущий (до определения рыночной стоимости земельного участка) период не может быть произведено.
Вместе с тем, помимо ретроспективного эффекта, истец заинтересован в установлении судом новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу решения суда, основания для отказа в защите данного интереса у суда первой инстанции отсутствовали. В данной части требования истца подлежат удовлетворению.
Довод кадастровой палаты о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
В силу изложенное ответчик по настоящему делу является надлежащим.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Третий арбитражный апелляционный суд считает, что отказ от требования о применении кадастровой стоимости в целях исчисления арендной платы с 01.01.2012, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов других лиц, совершен представителем, имеющим полномочия на отказ от требований, поэтому подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска (4000 рублей) и апелляционной жалобы (2000 рублей) возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ закрытого акционерного общества "АМК-фарма" от требования о применении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости для расчета арендной платы с 01.01.2012.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2014 года по делу N А33-21777/2013 отменить.
В части отказа от требования производство по делу прекратить.
В части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29 389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2, в размере его рыночной стоимости 19 397 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом об оценке N ОН/160-26-06-2013-4 от 28.06.2013 по состоянию на 01.01.2011.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю в пользу закрытого акционерного общества "АМК-фарма" 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
О.В.МАГДА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2014 ПО ДЕЛУ N А33-21777/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 г. по делу N А33-21777/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
секретаря судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "АМК-фарма" Полухина А.С., представителя по доверенности от 27.01.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АМК-фарма"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 января 2014 года по делу N А33-21777/2013, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
закрытое акционерное общество "АМК-фарма" (ИНН 7704260495, ОГРН 1037704019308, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск) об установлении по состоянию на 01.01.2011, и подлежащую к применению в целях исчисления арендной платы с 01.01.2012, кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29 389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2, в размере 19 397 000 руб., т.е. в размере, соответствующем его рыночной стоимости, определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N ОН/160-26-06-2013-4 от 28.06.2013.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2013 года к участию в дело привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю; Комитет по управлению имуществом Администрации ЗАТО г. Зеленогорск.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2014 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке, заявил отказ от требования о применении кадастровой стоимости в целях исчисления арендной платы с 01.01.2012.
В обоснование апелляционной жалобы истец привел следующие обстоятельства.
При рассмотрении дела судом первой инстанции сделан неверный вывод о существе заявленного требования, требование, которое было заявлено по существу - это установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной. Невозможность распространения рыночной стоимости на предыдущий период не является основанием для отказа в иске.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2014 года апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "АМК-фарма" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10.04.2014.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не прибыли.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение ответчика и третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 06.03.2014.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает ответчика и третьих лиц надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ЗАО "АМК-фарма" на основании договора аренды земельного участка от 08.04.2008, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.04.2009, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.04.2010 является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 24:59:0303045:71, общей площадью 29389,00 кв. м, предоставленного для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, 2. Договор аренды земельного участка заключен на срок с 21.06.2006 по 20.06.2031.
Договор аренды земельного участка и вышеуказанные соглашения о передаче прав и обязанностей прошли процедуру государственной регистрации.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.05.2013 N 24/13-204182 земельный участок с КН 24:59:0303045:71 поставлен на государственный кадастровый учет 07.07.2005, разрешенное использование земельного участка - для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 27.05.2013 N 24/13-204182 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 86 393 079 рублей 96 копеек.
Данная кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" (приложение N 1, Таблица 57, порядковый номер 8452, УПКС 2939,64 руб. за 1 кв. м).
Не согласившись с данной кадастровой оценкой земельного участка, заявителем посредством подачи заявки обществу с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" от 26.06.2013, произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с КН 24:59:0303045:71.
Согласно отчету ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" N ОН/160-26-06-2013-4 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации здания гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2." определена рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011, которая составила - 19 397 000 рублей.
Оценка производилась оценщиком Бардокиным Д.Е., являющегося членом саморегулируемой организации некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" (свидетельство от 23.01.2012 г. N 0922).
Саморегулируемой организацией некоммерческое партнерство "Межрегиональный союз оценщиков" проведена экспертиза Отчета N ОН/160-26-06-2013-4, по итогам которой составлено Экспертное заключение N 519/11-13 от 28.06.2013.
В соответствии с выводом экспертного заключения (листы 18) отчет соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2012 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:59:0303045:71 в размере 86 393079 рублей 96 копеек.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального права Российской Федерации, статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей определения размера платы за пользование землей и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении арендной платы, при исчислении арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости спорных земельных участков и их кадастровой стоимости нарушает права истца как арендатора, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца.
Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемых им земельных участков со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельных участков и рыночной стоимостью данных земельных участков, определенной оценщиком.
Согласно отчету ООО "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" N ОН/160-26-06-2013-4 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации здания гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2." определена рыночная стоимость земельного участка на 01.01.2011, которая составила - 19 397 000 рублей.
Представленным в дело Экспертным заключением Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" N 519/11-13 от 28.06.2013 на отчет N ОН/160-26-06-2013-4 по определению рыночной стоимости имущества подтвержден факт соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков".
Установленная в Отчете рыночная стоимость определена по состоянию на 01.01.2011, т.е. на ту же дату, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета об оценке от N ОН/160-26-06-2013-4, суду апелляционной инстанции не представлены. О проведении иной оценки кадастровая палата ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не заявляла.
Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка определена с учетом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Как следует из императивного характера нормы, изложенной в пункте 3 статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровая палата является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Отказывая в удовлетворении требования полностью, суд первой инстанции указал на то, что нормативный акт, устанавливающий кадастровую стоимость, в части определения кадастровой стоимости земельного участка 24:59:0303045:71 не оспаривался и являлся действующим, как на 01.01.2011, так и на 01.01.2012, в связи с чем, распространение ретроспективного эффекта установления кадастровой стоимости в размере рыночной на предыдущий (до определения рыночной стоимости земельного участка) период не может быть произведено.
Вместе с тем, помимо ретроспективного эффекта, истец заинтересован в установлении судом новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу решения суда, основания для отказа в защите данного интереса у суда первой инстанции отсутствовали. В данной части требования истца подлежат удовлетворению.
Довод кадастровой палаты о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
В силу изложенное ответчик по настоящему делу является надлежащим.
В силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Третий арбитражный апелляционный суд считает, что отказ от требования о применении кадастровой стоимости в целях исчисления арендной платы с 01.01.2012, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов других лиц, совершен представителем, имеющим полномочия на отказ от требований, поэтому подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска (4000 рублей) и апелляционной жалобы (2000 рублей) возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Принять отказ закрытого акционерного общества "АМК-фарма" от требования о применении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости для расчета арендной платы с 01.01.2012.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2014 года по делу N А33-21777/2013 отменить.
В части отказа от требования производство по делу прекратить.
В части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:59:0303045:71, площадью 29 389 кв. м, разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации гипермаркета "АЛПИ" и прилегающей территории, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Песчаная, д. 2, в размере его рыночной стоимости 19 397 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом об оценке N ОН/160-26-06-2013-4 от 28.06.2013 по состоянию на 01.01.2011.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю в пользу закрытого акционерного общества "АМК-фарма" 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
О.В.МАГДА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)