Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: На территории муниципальных образований образованы несанкционированные свалки, которые в нарушение требований природоохранного законодательства не ликвидированы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Чупошев Е.Н.
Дело поступило 29 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Кротовой Л.М.,
судей коллегии Гимадеевой О.Л., Холонгуевой О.Р.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Нижнежиримское", Республиканскому агентству лесного хозяйства об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Саянтуйское", Республиканскому агентству лесного хозяйства об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов по апелляционной жалобе представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю. на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Тарбагатайского района РБ к Администрации МО СП "Нижнежиримское", Республиканскому агентству лесного хозяйства об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО СП "Нижнежиримское" не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <...>
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства очистить от захламления земельный участок, расположенный в лесном фонде <...> ликвидировать на указанной территории, расположенной на проселочной дороге от <...> от автомобильной дороги, свалку площадью ... кв. м, не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства очистить от захламления земельный участок, расположенный в квартале <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га, не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства очистить от захламления земельный участок, расположенный в квартале <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га. не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении исковых требований прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Нижнежиримское" в части свалки, расположенной в лесном фонде Заудинского лесничества, к Администрации МО СП "Саянтуйское" об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, отказать.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения представителя прокуратуры О.А.М., представителей Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю., К., главы МО СП "Саянтуйское" Ш., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
установил:
обращаясь в суд, прокурор Тарбагатайского района Бурятии, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию МО СП "Саянтуйское" организовать в срок до ... г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории: в квартале <...>, площадью ... га; в квартале <...>, площадью ... га; в квартале <...> площадью ... га.
Прокурор Тарбагатайского района Бурятии, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию МО СП "Нижнежиримское" организовать в срок до ... г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в <...>, в овраге в .... от домов N <...>, площадью ... кв. м, координаты <...>; несанкционированную свалку, расположенную на проселочной дороге от <...> в ... м. от автомобильной дороги в сторону лесного массива площадью ... кв. м, координаты <...>.
Исковые требования мотивированы тем, что отходы образованы от жизнедеятельности людей, проживающих на территории МО СП "Нижнежиримское" и МО СП "Саянтуйское" и находятся на территории данных муниципальных образований.
В нарушение требований природоохранного законодательства, несанкционированные свалки на территории муниципальных образований сельских поселений "Нижнежиримское" и "Саянтуйское" до настоящего времени не ликвидированы. Наличие несанкционированных свалок на территории муниципального образования свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования сельского поселения "Нижнежиримское", "Саянтуйское" принимаются недостаточные меры по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе заключению соответствующих договоров, определению мест сбора отходов, установке контейнеров. В силу указанных факторов население муниципального образования осуществляет сброс отходов на указанную территорию.
Указанные дела были соединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и просил обязать администрацию МО СП "Нижнежиримское", Республиканское агентство лесного хозяйства в срок до .... в солидарном порядке организовать сбор и вывоз бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на проселочной дороге от <...> в ... метрах от автомобильной дороги в сторону лесного массива площадью ... кв. м, координаты <...>; обязать Администрацию МО СП "Нижнежиримское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной в <...>, в овраге в ... метрах от домов N ... по <...>, площадью ... кв. м, координаты <...>.
А также просил обязать Администрацию МО СП "Саянтуйское", Республиканское агентство лесного хозяйства, в срок до ... в солидарном порядке организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок: в квартале <...> площадью ... га, в квартале <...> площадью ... га.
В судебном заседании представитель истца Б.И., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения и дополнения поддержала.
Представитель ответчика глава МО СП "Нижнежиримское" П. признал исковые требования в части свалки, расположенной в <...>, в овраге в ... метрах от домов N ... по <...>, площадью ... кв. м, в части остальных требований иск не признал, поскольку свалка расположена на землях лесного фонда. Пояснил, что на территории сельского поселения отведено место для временного хранения мусора за <...>. Обращался к начальнику ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Иволгинском районе Т. с вопросом официального оформления свалки в ...., однако он отказался, пояснив, что в полномочия сельского поселения входит сбор и вывоз бытовых отходов, а не организация полигона ТБО. Администрация муниципального района оказывала помощь в организации бортовки мусора путем сваливания в кучу, чтобы он не разлетался от ветра. Полагает, что свалка может быть образована и по причине выбрасывания мусора лесниками. В .... горел лес, имеются остатки от пожара, свежего мусора нет.
Представитель ответчика Администрации МО СП "Саянтуйское" А. исковые требования не признала в полном объеме, поддержала письменные возражения. Пояснила, что рядом со свалками, расположенными на землях лесного фонда, граничат ДНТ, собственники мусора не установлены, в данном случае речь идет не о сборе и вывозе мусора, а утилизации, что не входит в полномочия сельского поселения. Администрация МО СП "Саянтуйское" занимается сбором и вывозом мусора на территории сельского поселения.
Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю. исковые требования к агентству не признал в полном объеме ввиду их необоснованности. Полагает, что в рассматриваемом деле установлена вина сельских поселений по уборке территорий. На территории сельских поселений имеются несанкционированные свалки, сельские жители выбрасывают мусор на земли лесного фонда. Сельскими поселениями ненадлежащим образом проводятся мероприятия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, которые располагаются вблизи ДНТ. Мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов должны быть возложены на органы местного самоуправления, орган государственной власти осуществляет контрольные и надзорные функции, имеет право проводить санитарные мероприятия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Мухоршибирском районе Х. требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации МО "Тарбагатайский район" - В. полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пояснил, что в бюджете Тарбагатайского района на текущий год не предусмотрено выделение средств на утилизацию бытовых отходов. Строительство полигона твердых бытовых отходов в <...> запланировано в ... г., согласно Приложению N 5 к Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденной Постановлением Правительства РБ от 30.05.2013 N 261.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю. просит отменить решение суда в отношении их агентства, ссылаясь на те же доводы, что были изложены им в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представители Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю., К. доводы жалобы поддержали.
Представитель прокуратуры О.А.М. полагала, что иск прокурором заявлен обоснованно.
Глава МО СП "Саянтуйское" Ш. полагала, что работа ими осуществляется должным образом. Граждане поселения вывозят мусор в отведенные места.
Остальные участники в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав названных лиц, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из документов следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах и потребления, проведенной прокуратурой района совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по Бурятии, были выявлены указанные в иске несанкционированные свалки.
Суд по мотивам, изложенным в решении, пришел к верному выводу о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <...>, в овраге в ... метрах от домов N ... по <...>, площадью ... кв. м, координаты <...>, на администрацию МО СП "Нижнежиримское".
Однако суд первой инстанции посчитал, что такая обязанность по организации ликвидации других свалок должна быть возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства, с чем согласиться нельзя.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 7 названного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Части 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, к вопросам местного значения поселения относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно п. 18 ст. 2 Устава муниципального образования СП "Нижнежиримское" Тарбагатайского района Республики Бурятия, согласно п. 19 ст. 2 Устава муниципального образования СП "Саянтуйское" Тарбагатайского района Республики Бурятия, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения.
Из материалов дела следует, что в границах данных поселений на землях лесного фонда, в указанных в иске местах, имеются стихийные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности людей (стекло, бумага, пластиковые бутылки, полиэтилен, строительный мусор), что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как проживающего на территории данных сельских поселений, так и неопределенного круга лиц.
Причиной возникновения несанкционированной свалки могут являться как недостаточная организация на территории сельских поселений мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды.
Поэтому, учитывая положения вышеизложенных норм закона, обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на органы местного самоуправления, т.е. на МО СП "Нижнежиримское", МО СП "Саянтуйское".
Ссылки представителей названных органов на принятие мер в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора во внимание принять нельзя, поскольку наличие несанкционированных свалок на названных территориях свидетельствует о недостаточности и неэффективности предпринятых мер в данном направлении деятельности.
При этом в данном случае ввиду того, что несанкционированные свалки, располагающиеся на землях лесного фонда, находятся в границах сельских поселений (иное не доказано), а свалки, как было уже сказано, состоят из бытовых отходов и мусора, которые образовались в результате жизнедеятельности населения муниципальных образований, то меры по их ликвидации должны быть организованы муниципалитетами.
Республиканское агентство лесного хозяйства отношения к образованию несанкционированной свалки не имеет, действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности населения сельских поселений, поэтому оснований для понуждения его организовать ликвидацию несанкционированной свалки не имеется.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11 названного закона).
Таким образом, местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Исходя из сказанного, судебная коллегия находит выводы суда и решение суда в части возложения обязанности по организации сбора и вывоза мусора на Республиканское агентство лесного хозяйства неверным. Решение суда в указанной части подлежит отмене, с возложением данной обязанности на МО СП "Нижнежиримское", МО СП "Саянтуйское", которую необходимо осуществить до ... г.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года отменить в части удовлетворения требований прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства.
В указанной части вынести новое решение об обязании Администрации МО СП "Нижнежиримское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на участке, расположенном в лесном фонде <...>", ликвидировать на указанной территории, расположенной на проселочной дороге от <...> в ... метрах от автомобильной дороги, свалку площадью ... кв. м.
Обязать Администрацию МО СП "Саянтуйское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на участке, расположенном в квартале 3 <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га; в квартале <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га.
Обязать ответчиков осуществить данные мероприятия до ....
В удовлетворении требований прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства отказать.
В остальном решение оставить без изменения.
Председательствующий
Л.М.КРОТОВА
Судьи
О.Л.ГИМАДЕЕВА
О.Р.ХОЛОНГУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 08.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2662
Требование: Об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: На территории муниципальных образований образованы несанкционированные свалки, которые в нарушение требований природоохранного законодательства не ликвидированы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу N 33-2662
судья Чупошев Е.Н.
Дело поступило 29 июня 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Кротовой Л.М.,
судей коллегии Гимадеевой О.Л., Холонгуевой О.Р.,
при секретаре Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Нижнежиримское", Республиканскому агентству лесного хозяйства об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Саянтуйское", Республиканскому агентству лесного хозяйства об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов по апелляционной жалобе представителя Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю. на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Тарбагатайского района РБ к Администрации МО СП "Нижнежиримское", Республиканскому агентству лесного хозяйства об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора удовлетворить частично.
Обязать Администрацию МО СП "Нижнежиримское" не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <...>
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства очистить от захламления земельный участок, расположенный в лесном фонде <...> ликвидировать на указанной территории, расположенной на проселочной дороге от <...> от автомобильной дороги, свалку площадью ... кв. м, не позднее 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства очистить от захламления земельный участок, расположенный в квартале <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га, не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства очистить от захламления земельный участок, расположенный в квартале <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га. не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении исковых требований прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП "Нижнежиримское" в части свалки, расположенной в лесном фонде Заудинского лесничества, к Администрации МО СП "Саянтуйское" об обязании организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, отказать.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения представителя прокуратуры О.А.М., представителей Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю., К., главы МО СП "Саянтуйское" Ш., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
установил:
обращаясь в суд, прокурор Тарбагатайского района Бурятии, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию МО СП "Саянтуйское" организовать в срок до ... г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории: в квартале <...>, площадью ... га; в квартале <...>, площадью ... га; в квартале <...> площадью ... га.
Прокурор Тарбагатайского района Бурятии, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать Администрацию МО СП "Нижнежиримское" организовать в срок до ... г. сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории поселения, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в <...>, в овраге в .... от домов N <...>, площадью ... кв. м, координаты <...>; несанкционированную свалку, расположенную на проселочной дороге от <...> в ... м. от автомобильной дороги в сторону лесного массива площадью ... кв. м, координаты <...>.
Исковые требования мотивированы тем, что отходы образованы от жизнедеятельности людей, проживающих на территории МО СП "Нижнежиримское" и МО СП "Саянтуйское" и находятся на территории данных муниципальных образований.
В нарушение требований природоохранного законодательства, несанкционированные свалки на территории муниципальных образований сельских поселений "Нижнежиримское" и "Саянтуйское" до настоящего времени не ликвидированы. Наличие несанкционированных свалок на территории муниципального образования свидетельствует о том, что администрацией муниципального образования сельского поселения "Нижнежиримское", "Саянтуйское" принимаются недостаточные меры по исполнению обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе заключению соответствующих договоров, определению мест сбора отходов, установке контейнеров. В силу указанных факторов население муниципального образования осуществляет сброс отходов на указанную территорию.
Указанные дела были соединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования и просил обязать администрацию МО СП "Нижнежиримское", Республиканское агентство лесного хозяйства в срок до .... в солидарном порядке организовать сбор и вывоз бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на проселочной дороге от <...> в ... метрах от автомобильной дороги в сторону лесного массива площадью ... кв. м, координаты <...>; обязать Администрацию МО СП "Нижнежиримское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной в <...>, в овраге в ... метрах от домов N ... по <...>, площадью ... кв. м, координаты <...>.
А также просил обязать Администрацию МО СП "Саянтуйское", Республиканское агентство лесного хозяйства, в срок до ... в солидарном порядке организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированных свалок: в квартале <...> площадью ... га, в квартале <...> площадью ... га.
В судебном заседании представитель истца Б.И., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения и дополнения поддержала.
Представитель ответчика глава МО СП "Нижнежиримское" П. признал исковые требования в части свалки, расположенной в <...>, в овраге в ... метрах от домов N ... по <...>, площадью ... кв. м, в части остальных требований иск не признал, поскольку свалка расположена на землях лесного фонда. Пояснил, что на территории сельского поселения отведено место для временного хранения мусора за <...>. Обращался к начальнику ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Иволгинском районе Т. с вопросом официального оформления свалки в ...., однако он отказался, пояснив, что в полномочия сельского поселения входит сбор и вывоз бытовых отходов, а не организация полигона ТБО. Администрация муниципального района оказывала помощь в организации бортовки мусора путем сваливания в кучу, чтобы он не разлетался от ветра. Полагает, что свалка может быть образована и по причине выбрасывания мусора лесниками. В .... горел лес, имеются остатки от пожара, свежего мусора нет.
Представитель ответчика Администрации МО СП "Саянтуйское" А. исковые требования не признала в полном объеме, поддержала письменные возражения. Пояснила, что рядом со свалками, расположенными на землях лесного фонда, граничат ДНТ, собственники мусора не установлены, в данном случае речь идет не о сборе и вывозе мусора, а утилизации, что не входит в полномочия сельского поселения. Администрация МО СП "Саянтуйское" занимается сбором и вывозом мусора на территории сельского поселения.
Представитель ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю. исковые требования к агентству не признал в полном объеме ввиду их необоснованности. Полагает, что в рассматриваемом деле установлена вина сельских поселений по уборке территорий. На территории сельских поселений имеются несанкционированные свалки, сельские жители выбрасывают мусор на земли лесного фонда. Сельскими поселениями ненадлежащим образом проводятся мероприятия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, которые располагаются вблизи ДНТ. Мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов должны быть возложены на органы местного самоуправления, орган государственной власти осуществляет контрольные и надзорные функции, имеет право проводить санитарные мероприятия.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Мухоршибирском районе Х. требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации МО "Тарбагатайский район" - В. полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Пояснил, что в бюджете Тарбагатайского района на текущий год не предусмотрено выделение средств на утилизацию бытовых отходов. Строительство полигона твердых бытовых отходов в <...> запланировано в ... г., согласно Приложению N 5 к Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденной Постановлением Правительства РБ от 30.05.2013 N 261.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю. просит отменить решение суда в отношении их агентства, ссылаясь на те же доводы, что были изложены им в суде первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции представители Республиканского агентства лесного хозяйства Г.Р.Ю., К. доводы жалобы поддержали.
Представитель прокуратуры О.А.М. полагала, что иск прокурором заявлен обоснованно.
Глава МО СП "Саянтуйское" Ш. полагала, что работа ими осуществляется должным образом. Граждане поселения вывозят мусор в отведенные места.
Остальные участники в суд не явились, что не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав названных лиц, проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из документов следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах и потребления, проведенной прокуратурой района совместно с ТО Управления Роспотребнадзора по Бурятии, были выявлены указанные в иске несанкционированные свалки.
Суд по мотивам, изложенным в решении, пришел к верному выводу о возложении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <...>, в овраге в ... метрах от домов N ... по <...>, площадью ... кв. м, координаты <...>, на администрацию МО СП "Нижнежиримское".
Однако суд первой инстанции посчитал, что такая обязанность по организации ликвидации других свалок должна быть возложена на Республиканское агентство лесного хозяйства, с чем согласиться нельзя.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 7 названного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Части 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, к вопросам местного значения поселения относится использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно п. 18 ст. 2 Устава муниципального образования СП "Нижнежиримское" Тарбагатайского района Республики Бурятия, согласно п. 19 ст. 2 Устава муниципального образования СП "Саянтуйское" Тарбагатайского района Республики Бурятия, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения.
Из материалов дела следует, что в границах данных поселений на землях лесного фонда, в указанных в иске местах, имеются стихийные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора, образовавшихся в результате жизнедеятельности людей (стекло, бумага, пластиковые бутылки, полиэтилен, строительный мусор), что может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как проживающего на территории данных сельских поселений, так и неопределенного круга лиц.
Причиной возникновения несанкционированной свалки могут являться как недостаточная организация на территории сельских поселений мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды.
Поэтому, учитывая положения вышеизложенных норм закона, обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на органы местного самоуправления, т.е. на МО СП "Нижнежиримское", МО СП "Саянтуйское".
Ссылки представителей названных органов на принятие мер в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора во внимание принять нельзя, поскольку наличие несанкционированных свалок на названных территориях свидетельствует о недостаточности и неэффективности предпринятых мер в данном направлении деятельности.
При этом в данном случае ввиду того, что несанкционированные свалки, располагающиеся на землях лесного фонда, находятся в границах сельских поселений (иное не доказано), а свалки, как было уже сказано, состоят из бытовых отходов и мусора, которые образовались в результате жизнедеятельности населения муниципальных образований, то меры по их ликвидации должны быть организованы муниципалитетами.
Республиканское агентство лесного хозяйства отношения к образованию несанкционированной свалки не имеет, действующее законодательство не возлагает на органы государственной власти обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образовавшегося в результате жизнедеятельности населения сельских поселений, поэтому оснований для понуждения его организовать ликвидацию несанкционированной свалки не имеется.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11 названного закона).
Таким образом, местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Исходя из сказанного, судебная коллегия находит выводы суда и решение суда в части возложения обязанности по организации сбора и вывоза мусора на Республиканское агентство лесного хозяйства неверным. Решение суда в указанной части подлежит отмене, с возложением данной обязанности на МО СП "Нижнежиримское", МО СП "Саянтуйское", которую необходимо осуществить до ... г.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
определила:
решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года отменить в части удовлетворения требований прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства.
В указанной части вынести новое решение об обязании Администрации МО СП "Нижнежиримское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на участке, расположенном в лесном фонде <...>", ликвидировать на указанной территории, расположенной на проселочной дороге от <...> в ... метрах от автомобильной дороги, свалку площадью ... кв. м.
Обязать Администрацию МО СП "Саянтуйское" организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на участке, расположенном в квартале 3 <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га; в квартале <...> площадью ... га, ликвидировать на указанной территории свалку площадью ... га.
Обязать ответчиков осуществить данные мероприятия до ....
В удовлетворении требований прокурора к Республиканскому агентству лесного хозяйства отказать.
В остальном решение оставить без изменения.
Председательствующий
Л.М.КРОТОВА
Судьи
О.Л.ГИМАДЕЕВА
О.Р.ХОЛОНГУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)