Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Государственный орган не рассмотрел в установленный срок заявление о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Петрова А.Л., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Сидоровой Т.В. (доверенность от 10.12.2013),
ответчика - Сараева И.С. (доверенность от 26.12.2013),
в отсутствие:
третьего лица - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Самарской области кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-10797/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТК", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НТК" (далее - общество, ООО "НТК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействие Министерства по заявлению ООО "НТК" о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V - IV классов вредности; обязании Министерство в двухнедельный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "НТК" указанного земельного участка за выкуп по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка; обязании Министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес общества проект договора купли-продажи названного земельного участка за выкуп по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2014 постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции исходили из того, что заявитель относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции на момент обращения), поскольку здания на спорном земельном участке ранее было приобретено в процессе приватизации государственного имущества, кроме того, момент формирования данного земельного участка в существующих границах, его площадь была определена уполномоченным на то органом в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, оспариваемые судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку сведения о спорном земельном участке отсутствуют, предоставление его в собственность не возможно, кроме того, обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, а именно не направлен проект договора с предложением о его заключении, также к заявлению о предоставлении земельного участка не был приложен кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0415005:625.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "НТК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "НТК" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "НТК" является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30 "А":
- - нежилого здания (литера М) площадью 102,20 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11844, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2010 серии 63-АЕ N 062657;
- - нежилого здания охранного пункта (литера 5) площадью 19 кв. м, кадастровый номер (или условный номер) 63:01:0000000:0000//0:36:401:001:004654660:0015:5//0001:05:1121:030:А:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2004 серии 63-АБ N 237192;
- - нежилого здания механической мастерской (литера 7) площадью 371,30 кв. м, кадастровый номер (или условный номер) 63:01:0000000:0000//0:36:401:001:004654660:0014:7//0001:05:1121:030:А:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2004 серии 63-АБ N 173184;
- - нежилого строения, не являющегося, согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.11.2012 N 09/13781, объектом капитального строительства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 по делу N А55-1429/2010, принятым по иску ООО "НТК" к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности и прекращении права собственности, было установлено, что ООО "НТК" является собственником объектов недвижимости - нежилого здания (пропускного пункта), литера М, площадью 11,70 кв. м и нежилого помещения, литера к2, площадью 90,50 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А.
В соответствии с заключением ЗАО "Горжилпроект" объекты литера К2 и М являются единым объектом недвижимости в результате чего Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области поставила на государственный кадастровый технический учет нежилое здание площадью 102,2 кв. м.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 16.12.2011 N 63-00-102/11-342410 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 16.12.2011, имеет разрешенное использование: занимаемый промышленными предприятиями и складами V - IV классов вредности, площадь земельного участка соответствует материалам межевания в разделе В.3 отражены сведения о частях земельного участка и обременения, в том числе земельного участка площадью 127 кв. м, который зарегистрирован за ООО "НТК" 03.07.2010 за N 63-63-01/282/2009-621.
ООО "НТК" 13.06.2012 обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V - IV классов вредности, приложив к нему, в том числе: кадастровый паспорт земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу, однако решение в установленные сроки принято не было.
Считая, что бездействие Министерства нарушают права и законные интересы общества, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Применительно к спорному случаю Министерство не оспаривает исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "НТК".
В нарушение установленного законом административного порядка для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность Министерством не рассмотрено заявление ООО "НТК", которое было подано 13.06.2012.
Из анализа имеющихся в материалах дела доказательств следует, что к заявлению были приложены, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу.
В связи с чем выводы судов двух инстанций о том, что общество представило полный и достаточный пакет документов для приобретения земельного участка в собственность, при этом также установив факт того, что земельный участок на момент обращения в Министерство был сформирован и прошел кадастровый учет в установленном порядке, что подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими по делу.
Суды двух инстанций руководствуясь абзацами вторым и восьмым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, строений, если эти здания, сооружения, строения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, признали за ООО "НТК" исключительное право на выкуп земельного участка и обязали Министерство произвести расчет выкупа земельного участка, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что, в свою очередь, нежилые здания (литера К2) и (литера М) были приобретены ОАО "Самарской автотранспортная компания" (далее - ОАО "САК") в порядке закона о приватизации, о чем свидетельствует договор о передаче в собственность от 27.11.1992 N 107, заключенный с Фондом имущества Самарской области, и свидетельство о собственности от 27.11.1992 N 107, указанные объекты передавались из состава имущества Автотранспортного комбината N 2.
Впоследствии строения были переданы ООО "Автоволга" по договору от 24.04.2001, заключенного с ОАО "САК", в настоящий момент собственником здании является ООО "НТК", что также подтверждается и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 по делу N А55-1429/2010.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 действие пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427) распространяется на собственников зданий, находящихся ранее в государственной или муниципальной собственности, для приобретения земельного участка по льготной цене достаточно установить факт отчуждения имущества в процессе приватизации государственного (муниципального) предприятия.
В связи с чем суды правильно установили, что ООО "НТК" относится к субъективному составу лиц, на которых распространяется пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку заявитель обратился с заявлением 13.06.2012 (до 01.07.2012).
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от его заключения осуществляется в исковом производстве, суть спора сводится к внесению определенности сторон в правоотношениях (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
В рамках особого производства дел, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ, разрешаются заявления заинтересованных лиц об оспаривании ненормативных актов.
Таким образом, доводы Министерства о том, что при рассмотрении заявления общества об оспаривании бездействий органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо было направить проект договора купли-продажи, основаны на неправильном толковании норм, регулирующих способы защиты гражданских прав, а также процессуальных норм, определяющих процедуру рассмотрения споров. В данном конкретном случае спор о понуждении к заключению договора между сторонами не рассматривался.
На момент обращения с заявлением и его рассмотрения земельный участок находится на кадастровом учете и соответственно существовал как объект гражданских прав.
Сам факт последующего (14.07.2012) аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415005:607 (со статусом "временный") и присвоении нового номера на тот же участок (63:01:0415005:625), не исключало обязанности Министерства рассматривать вопрос о выкупе земельного участка.
В целях оспаривания действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" ООО "НТК" обратилось с заявлением в арбитражный суд (дело N А55-19283/2013).
После присвоения нового кадастрового номера на тот же испрашиваемый земельный участок, существующего в тех же границах координат повторных точек, ООО "НТК" направило в адрес Министерства кадастровый паспорт от 21.01.2014 (заявления от 30.01.2014 и от 19.02.2014).
Однако какого-либо решения Министерством по заявлению общества принято не было, следовательно, выводы судов о бездействии органа государственной власти подтверждены документально.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 29, 36 ЗК РФ, установив, что в нарушение установленной законом административной процедуры рассмотрения заявлении Министерством не было принято решение, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу N А55-10797/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2014 N Ф06-17217/2013 ПО ДЕЛУ N А55-10797/2013
Требование: О признании незаконным бездействия государственного органа, обязании устранить допущенные нарушения прав.Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Государственный орган не рассмотрел в установленный срок заявление о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 г. по делу N А55-10797/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Петрова А.Л., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Пашиной Ж.А.
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
заявителя - Сидоровой Т.В. (доверенность от 10.12.2013),
ответчика - Сараева И.С. (доверенность от 26.12.2013),
в отсутствие:
третьего лица - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Самарской области кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Кузнецов В.В., Холодная С.Т.)
по делу N А55-10797/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТК", г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, третье лицо - Департамент управления имуществом городского округа Самара,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "НТК" (далее - общество, ООО "НТК") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействие Министерства по заявлению ООО "НТК" о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V - IV классов вредности; обязании Министерство в двухнедельный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ООО "НТК" указанного земельного участка за выкуп по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка; обязании Министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, направить в адрес общества проект договора купли-продажи названного земельного участка за выкуп по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2014 постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции исходили из того, что заявитель относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции на момент обращения), поскольку здания на спорном земельном участке ранее было приобретено в процессе приватизации государственного имущества, кроме того, момент формирования данного земельного участка в существующих границах, его площадь была определена уполномоченным на то органом в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, оспариваемые судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что поскольку сведения о спорном земельном участке отсутствуют, предоставление его в собственность не возможно, кроме того, обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, а именно не направлен проект договора с предложением о его заключении, также к заявлению о предоставлении земельного участка не был приложен кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0415005:625.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "НТК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "НТК" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "НТК" является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных на земельном участке по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30 "А":
- - нежилого здания (литера М) площадью 102,20 кв. м, кадастровый номер 63:01:0000000:0:11844, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.07.2010 серии 63-АЕ N 062657;
- - нежилого здания охранного пункта (литера 5) площадью 19 кв. м, кадастровый номер (или условный номер) 63:01:0000000:0000//0:36:401:001:004654660:0015:5//0001:05:1121:030:А:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2004 серии 63-АБ N 237192;
- - нежилого здания механической мастерской (литера 7) площадью 371,30 кв. м, кадастровый номер (или условный номер) 63:01:0000000:0000//0:36:401:001:004654660:0014:7//0001:05:1121:030:А:0, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2004 серии 63-АБ N 173184;
- - нежилого строения, не являющегося, согласно заключению ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 06.11.2012 N 09/13781, объектом капитального строительства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 по делу N А55-1429/2010, принятым по иску ООО "НТК" к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности и прекращении права собственности, было установлено, что ООО "НТК" является собственником объектов недвижимости - нежилого здания (пропускного пункта), литера М, площадью 11,70 кв. м и нежилого помещения, литера к2, площадью 90,50 кв. м, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А.
В соответствии с заключением ЗАО "Горжилпроект" объекты литера К2 и М являются единым объектом недвижимости в результате чего Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области поставила на государственный кадастровый технический учет нежилое здание площадью 102,2 кв. м.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 16.12.2011 N 63-00-102/11-342410 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м был сформирован и поставлен на кадастровый учет 16.12.2011, имеет разрешенное использование: занимаемый промышленными предприятиями и складами V - IV классов вредности, площадь земельного участка соответствует материалам межевания в разделе В.3 отражены сведения о частях земельного участка и обременения, в том числе земельного участка площадью 127 кв. м, который зарегистрирован за ООО "НТК" 03.07.2010 за N 63-63-01/282/2009-621.
ООО "НТК" 13.06.2012 обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:607, площадью 14 278 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д. 30А, занимаемого промышленными предприятиями и складами V - IV классов вредности, приложив к нему, в том числе: кадастровый паспорт земельного участка, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу, однако решение в установленные сроки принято не было.
Считая, что бездействие Министерства нарушают права и законные интересы общества, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Применительно к спорному случаю Министерство не оспаривает исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "НТК".
В нарушение установленного законом административного порядка для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность Министерством не рассмотрено заявление ООО "НТК", которое было подано 13.06.2012.
Из анализа имеющихся в материалах дела доказательств следует, что к заявлению были приложены, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, градостроительное обоснование на использование земельного участка под производственную базу.
В связи с чем выводы судов двух инстанций о том, что общество представило полный и достаточный пакет документов для приобретения земельного участка в собственность, при этом также установив факт того, что земельный участок на момент обращения в Министерство был сформирован и прошел кадастровый учет в установленном порядке, что подтверждено документально и не оспаривается лицами, участвующими по делу.
Суды двух инстанций руководствуясь абзацами вторым и восьмым пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, строений, если эти здания, сооружения, строения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, осуществляется в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, признали за ООО "НТК" исключительное право на выкуп земельного участка и обязали Министерство произвести расчет выкупа земельного участка, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Из имеющихся в деле доказательств следует, что, в свою очередь, нежилые здания (литера К2) и (литера М) были приобретены ОАО "Самарской автотранспортная компания" (далее - ОАО "САК") в порядке закона о приватизации, о чем свидетельствует договор о передаче в собственность от 27.11.1992 N 107, заключенный с Фондом имущества Самарской области, и свидетельство о собственности от 27.11.1992 N 107, указанные объекты передавались из состава имущества Автотранспортного комбината N 2.
Впоследствии строения были переданы ООО "Автоволга" по договору от 24.04.2001, заключенного с ОАО "САК", в настоящий момент собственником здании является ООО "НТК", что также подтверждается и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 14.12.2010 по делу N А55-1429/2010.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 действие пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 12.12.2011 N 427) распространяется на собственников зданий, находящихся ранее в государственной или муниципальной собственности, для приобретения земельного участка по льготной цене достаточно установить факт отчуждения имущества в процессе приватизации государственного (муниципального) предприятия.
В связи с чем суды правильно установили, что ООО "НТК" относится к субъективному составу лиц, на которых распространяется пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку заявитель обратился с заявлением 13.06.2012 (до 01.07.2012).
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от его заключения осуществляется в исковом производстве, суть спора сводится к внесению определенности сторон в правоотношениях (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
В рамках особого производства дел, рассматриваемых в порядке главы 24 АПК РФ, разрешаются заявления заинтересованных лиц об оспаривании ненормативных актов.
Таким образом, доводы Министерства о том, что при рассмотрении заявления общества об оспаривании бездействий органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо было направить проект договора купли-продажи, основаны на неправильном толковании норм, регулирующих способы защиты гражданских прав, а также процессуальных норм, определяющих процедуру рассмотрения споров. В данном конкретном случае спор о понуждении к заключению договора между сторонами не рассматривался.
На момент обращения с заявлением и его рассмотрения земельный участок находится на кадастровом учете и соответственно существовал как объект гражданских прав.
Сам факт последующего (14.07.2012) аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415005:607 (со статусом "временный") и присвоении нового номера на тот же участок (63:01:0415005:625), не исключало обязанности Министерства рассматривать вопрос о выкупе земельного участка.
В целях оспаривания действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" ООО "НТК" обратилось с заявлением в арбитражный суд (дело N А55-19283/2013).
После присвоения нового кадастрового номера на тот же испрашиваемый земельный участок, существующего в тех же границах координат повторных точек, ООО "НТК" направило в адрес Министерства кадастровый паспорт от 21.01.2014 (заявления от 30.01.2014 и от 19.02.2014).
Однако какого-либо решения Министерством по заявлению общества принято не было, следовательно, выводы судов о бездействии органа государственной власти подтверждены документально.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 29, 36 ЗК РФ, установив, что в нарушение установленной законом административной процедуры рассмотрения заявлении Министерством не было принято решение, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.07.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2014 по делу N А55-10797/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
А.Л.ПЕТРОВ
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)