Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2015 N Ф09-6698/15 ПО ДЕЛУ N А76-22546/2014

Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на незаконность действий органа местного самоуправления по необеспечению подготовки и заблаговременной публикации информации о возможности предоставления земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2015 г. N Ф09-6698/15

Дело N А76-22546/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Гусева О.Г., Гавриленко О.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Лепинских Н.С., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2015 по делу N А76-22546/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи, организованной Арбитражным судом Челябинской области, принял участие представитель антимонопольного органа - Пазуха З.В. (доверенность N 50).

Администрация Аргаяшского района Челябинской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа от 22.05.2014 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 15-07/14.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федоров С.Н.; Мухамадеев Р.Ф.; Каюмов Р.Ф.; Каримов М.З.; Ахмадеев Х.И.
Решением суда от 26.03.2015 (судья Белякович Е.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Решение управления от 22.05.2014 по делу N 15-07/14 признано незаконным в части признания нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действий администрации Аргаяшского муниципального района по необеспечению подготовки и заблаговременной публикации информации о возможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:1212002:1560, 74:02:1212002:1561, 74:02:1212002:1562, 74:02:1212002:1860 как не соответствующее Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения требований администрации, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
По мнению антимонопольного органа, в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие нарушение администрацией ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в необеспечении подготовки и заблаговременной публикации информации о возможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:1212002:1560, 74:02:1212002:1561, 74:02:1212002:1562, 74:02:1212002:1860.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в оспариваемой части в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Согласно материалов дела, по результатам рассмотрения поступивших заявлений от Мухамадеева Р.Ф., Каюмова Р.Ф., Каримова М.З. и Ахмадеева Х.И. о предоставлении в аренду "под КФХ" земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:1212002:1560, 74:02:1212002:1561, 74:02:1212002:1562, 74:02:1212002:1860, администрацией приняты постановления о предоставлении указанных земельных участков в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от 14.10.2013 N 1814, N 1815, N 1816 и от 04.12.2013 N 2151, а также с данными лицами заключены договоры аренды земельного участка от 14.10.2013 N 268, N 269, N 270 и от 14.12.2013 N 323 сроком до 01.10.2018 и до 01.11.2018.
Кроме того, в администрацию 07.11.2013 поступило заявление Федорова С.Н. о предоставлении в аренду для ведения крестьянского фермерского хозяйства на сорок девять лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии 1000 метров севернее деревни Уразбаева площадью по 5 га каждый, с кадастровыми номерами 74:02:1212002:1560, 74:02:1212002:1561, 74:02:1212002:1562, 74:02:1212002:1860. Письмом от 15.11.2013 N 4269 администрация сообщила Федорову С.Н. о том, что испрашиваемые земельные участки уже предоставлены в аренду иным лицам.
В связи с отказом, Федоров С.Н. обратился в антимонопольный орган с жалобой на незаконные действия администрации.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 15-07/14, управлением принято решение от 22.05.2014, которым: признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции действия администрации по: необеспечению подготовки и заблаговременной публикации информации о возможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:1212002:1560, 74:02:1212002:1561, 74:02:1212002:1562, 74:02:1212002:1860; принятию решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 74:02:1212002:1560 (постановление администрации Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 04.12.2013 N 2151 "О предоставлении земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства") и заключению договора аренды земельного участка с индивидуальным предпринимателем Ахмадеевым Х.И. без проведения торгов при наличии заявления Федорова С.Н. о предоставлении земельного участка в пользование; принятию решения и предоставлению земельных участков хозяйствующим субъектам, которые не отнесены законодательством к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, и при условии несоответствия заявлений о предоставлении указанных земельных участков ст. 12 Закона N 74-ФЗ, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности предпринимателям Мухададееву Р.Ф., Каюмову Р.Ф., Каримову М.З., Ахмадееву Х.И.
Полагая, что названное решение управления незаконно, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования о признании решения управления незаконным в части признания нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции действий администрации по необеспечению подготовки и заблаговременной публикации информации о возможности представления земельных участков с кадастровыми номерами 74:02:1212002:1560, 74:02:1212002:1561, 74:02:1212002:1562, 74:02:1212002:1860, суды руководствовались выводами о несоответствии оспоренного ненормативного правового акта в указанной части закону.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с этим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Закона N 74-ФЗ, определяющей последовательность действий заинтересованных субъектов в получении соответствующего земельного участка и принятия решения уполномоченным органом по вопросу такого предоставления.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 N 7865/13, нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в том числе и по отношению к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу ст. 12 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент существования спорных правоотношений) орган местного самоуправления на основании соответствующего заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного выше решения (ч. ч. 3, 4, 5).
Таким образом, в целях принятия решения о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не требуется проведение обязательной заблаговременной подготовки и публикации информации о предоставлении таких участков.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что у антимонопольного органа не имелось оснований для квалификации в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 135-ФЗ действий администрации в части необеспечения подготовки и заблаговременной публикации информации о возможности предоставления рассматриваемых земельных участков.
С учетом изложенного требования администрации в оспариваемой части удовлетворены судами правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы, аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. По существу указанные доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2015 по делу N А76-22546/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
О.Л.ГАВРИЛЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)