Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, полагал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка является завышенной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Ермак А.А. (доверенность от 21.01.2015 N 15)
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Липкинд Е.Я., Садило Г.М.)
по делу N А55-17945/2014
по иску федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" (ОГРН 1036302392356, ИНН 6367080065) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управление государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Российское общество оценщиков" (ОГРН 1027700149146, ИНН 7708022445), закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги" (ОГРН 1026300973160, ИНН 6315342182), Правительства Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области,
установил:
федеральное казенное предприятие "Самарский завод "Коммунар" (далее - ФКП "Самарский завод "Коммунар", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, равной его рыночной стоимости в размере 729 932 732 руб. и понуждении ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка, указав его рыночную стоимость в размере 729 932 732 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 исковые требования удовлетворены.
Определением от 28.01.2015 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку установил, что Арбитражным судом Самарской области допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данным определением на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Самарской области и администрация муниципального района Волжский Самарской области.
Предприятия в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 855 437 044 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 отменено, установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м, кадастровый номер 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, равной его рыночной стоимости в размере 855 437 044 руб.
Территориальное управление Федерального агентства по управление государственным имуществом в Самарской области, не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ФКП "Самарский завод "Коммунар", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКП "Самарский завод "Коммунар" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава.
Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 N 815 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области.
Спорный земельный участок не вошел в перечень земельных участков, в отношении которых была утверждена кадастровая стоимость вышеуказанным постановлением.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровый номер 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 586 460 526 руб.
Данная кадастровая стоимость была определена, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности соответствующей группы в размере 637,97 руб., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 N 815, путем умножения на площадь земельного участка, как предусмотрено пунктами 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
ФКП "Самарский завод "Коммунар" является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету от 17.07.2014 N 09/14, выполненного оценщиком закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги", рыночная стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247 по состоянию на 23.01.2013 составляет 729 932 732 руб.
ФКП "Самарский завод "Коммунар", полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанций при принятии обжалуемого судебного акта правильно исходил из того, что предприятие, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав, как плательщика земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Как следует из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.09.2014, работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения, результаты которых утверждены постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 N 815, проводились в соответствии с государственным контрактом от 10.09.2008 N 73Д в период 2009-2012 годов по состоянию на 01.01.2009.
Поскольку государственный контракт заключен 10.09.2008 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области были утверждены по истечению шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что на спорные правоотношения нормы Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не распространяются и предприятие воспользоваться механизмом данного Закона не может.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается, равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. При этом рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана ФКП "Самарский завод "Коммунар" на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, т.е. по состоянию на 01.01.2009.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в отчете от 17.07.2014 N 09/14, выполненном оценщиком закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги", рыночная стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247 была определена по состоянию на 23.01.2013, пришел к правильному выводу о том, что данный отчет является недопустимым доказательством.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, по ходатайству истца, назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка" Ананьеву Игорю Валентиновичу.
Согласно заключению судебной экспертизы от 22.05.2015 N 28/15/СЭ рыночная стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, по состоянию на 01.01.2009 составляет 855 437 044 руб.
Суд апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, установив, что заключение судебной экспертизы от 22.05.2015 N 28/15/СЭ соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и правил оценочной деятельности, пришел к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 в сумме 855 437 044 руб.
Довод кассационной жалобы о том, что предприятие не уполномочено заключать договор на проведение оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, подлежит отклонению.
Согласно статье 6 Федерального закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Как указывалось выше, спорный земельный участок принадлежит ФКП "Самарский завод "Коммунар" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие является плательщиком земельного налога, размер которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется от размера кадастровой стоимости земельного участка.
ФКП "Самарский завод "Коммунар", заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав, как плательщика земельного налога.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ФКП "Самарский завод "Коммунар" обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу N А55-17945/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.10.2015 N Ф06-1022/2015 ПО ДЕЛУ N А55-17945/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, полагал, что кадастровая стоимость спорного земельного участка является завышенной.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2015 г. N Ф06-1022/2015
Дело N А55-17945/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
истца - Ермак А.А. (доверенность от 21.01.2015 N 15)
в отсутствие лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 (председательствующий судья Карпов В.В., судьи Липкинд Е.Я., Садило Г.М.)
по делу N А55-17945/2014
по иску федерального казенного предприятия "Самарский завод "Коммунар" (ОГРН 1036302392356, ИНН 6367080065) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управление государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Российское общество оценщиков" (ОГРН 1027700149146, ИНН 7708022445), закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги" (ОГРН 1026300973160, ИНН 6315342182), Правительства Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области,
установил:
федеральное казенное предприятие "Самарский завод "Коммунар" (далее - ФКП "Самарский завод "Коммунар", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, равной его рыночной стоимости в размере 729 932 732 руб. и понуждении ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка, указав его рыночную стоимость в размере 729 932 732 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 исковые требования удовлетворены.
Определением от 28.01.2015 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку установил, что Арбитражным судом Самарской области допущены процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данным определением на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Самарской области и администрация муниципального района Волжский Самарской области.
Предприятия в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило исковые требования и просило суд установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 855 437 044 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2014 отменено, установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м, кадастровый номер 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, равной его рыночной стоимости в размере 855 437 044 руб.
Территориальное управление Федерального агентства по управление государственным имуществом в Самарской области, не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ФКП "Самарский завод "Коммунар", явившийся в судебное заседание, с кассационной жалобой не согласился, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФКП "Самарский завод "Коммунар" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава.
Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 N 815 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области.
Спорный земельный участок не вошел в перечень земельных участков, в отношении которых была утверждена кадастровая стоимость вышеуказанным постановлением.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровый номер 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 586 460 526 руб.
Данная кадастровая стоимость была определена, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности соответствующей группы в размере 637,97 руб., утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 N 815, путем умножения на площадь земельного участка, как предусмотрено пунктами 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
ФКП "Самарский завод "Коммунар" является плательщиком земельного налога, величина которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации зависит от размера кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету от 17.07.2014 N 09/14, выполненного оценщиком закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги", рыночная стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247 по состоянию на 23.01.2013 составляет 729 932 732 руб.
ФКП "Самарский завод "Коммунар", полагая, что результаты кадастровой оценки нарушают его права и законные интересы, поскольку возлагают на него обязанность по уплате завышенного и экономически необоснованного земельного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанций при принятии обжалуемого судебного акта правильно исходил из того, что предприятие, заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав, как плательщика земельного налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Как следует из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 15.09.2014, работы по государственной кадастровой оценке земель промышленности и иного специального назначения, результаты которых утверждены постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2012 N 815, проводились в соответствии с государственным контрактом от 10.09.2008 N 73Д в период 2009-2012 годов по состоянию на 01.01.2009.
Поскольку государственный контракт заключен 10.09.2008 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области были утверждены по истечению шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что на спорные правоотношения нормы Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не распространяются и предприятие воспользоваться механизмом данного Закона не может.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается, равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права собственника, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом предъявленное к органу государственного кадастрового учета требование о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства, включая положения о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении действительной рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 определена правовая позиция, согласно которой установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. При этом рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости
Таким образом, рыночная стоимость объекта должна быть доказана ФКП "Самарский завод "Коммунар" на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, т.е. по состоянию на 01.01.2009.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в отчете от 17.07.2014 N 09/14, выполненном оценщиком закрытого акционерного общества "Консалтинговая компания "Ценные бумаги", рыночная стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247 была определена по состоянию на 23.01.2013, пришел к правильному выводу о том, что данный отчет является недопустимым доказательством.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, по ходатайству истца, назначена судебная экспертиза об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2009, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка" Ананьеву Игорю Валентиновичу.
Согласно заключению судебной экспертизы от 22.05.2015 N 28/15/СЭ рыночная стоимость земельного участка площадью 4 054 204 кв. м с кадастровым номером 63:17:0000000:247, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, п. Петра-Дубрава, по состоянию на 01.01.2009 составляет 855 437 044 руб.
Суд апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, установив, что заключение судебной экспертизы от 22.05.2015 N 28/15/СЭ соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и правил оценочной деятельности, пришел к правильному выводу о том, что в государственном кадастре недвижимости должны быть отражены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходя из его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2009 в сумме 855 437 044 руб.
Довод кассационной жалобы о том, что предприятие не уполномочено заключать договор на проведение оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, подлежит отклонению.
Согласно статье 6 Федерального закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Как указывалось выше, спорный земельный участок принадлежит ФКП "Самарский завод "Коммунар" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие является плательщиком земельного налога, размер которого в соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации определяется от размера кадастровой стоимости земельного участка.
ФКП "Самарский завод "Коммунар", заявив требования по настоящему делу, по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением его прав, как плательщика земельного налога.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ФКП "Самарский завод "Коммунар" обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено, коллегия считает необходимым постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 по делу N А55-17945/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки установленные законом.
Председательствующий судья
Р.В.АНАНЬЕВ
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)