Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.06.2010 ПО ДЕЛУ N А44-6282/2009

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2010 г. по делу N А44-6282/2009


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Габидуллина Флорита Санагатовича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 марта 2010 года по делу N А44-6282/2009 (судья Чепрасов А.В.),

установил:

индивидуальный предприниматель Габидуллин Флорит Санагатович (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МИАС" (далее - Общество) о возложении обязанности на Общество заключить с Предпринимателем договор подряда на проведение кадастровых работ с целью подготовки документов для постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено принадлежащее Предпринимателю кафе (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 29 марта 2010 года в удовлетворении исковых требований Предпринимателю отказано.
Предприниматель с решением не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы отмечает, что судом указаны не все нормативные акты, на которых истец основывал свои требования, в частности перечислены не все статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), не указаны Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) и статьи Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Считает, что в пункте 23 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412) содержится нечетко определенный перечень обязательных документов, которые должны быть предоставлены кадастровому инженеру при подготовке межевого плана, а лишь перечень возможных документов, которые может использовать кадастровый инженер в работе над межевым планом. Кроме того, из текста приказа N 412 не следует то, что документы должны быть предоставлены инженеру именно заказчиком работ. В жалобе истец также указывает на то, что вопрос о предоставлении земельного участка не является предметом настоящего спора, Предприниматель требовал от ответчика заключить с ним договор подряда на проведение кадастровых работ. Апеллянт указывает, что суд необоснованно в решении сослался на часть 1 статьи 69 ЗК РФ, поскольку понятие землеустройство не тождественно понятию кадастровые работы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в марте 2009 года, действуя в интересах предпринимателя Габидуллина Ф.С., в Общество обратилась супруга предпринимателя с просьбой подготовить межевой план земельного участка, на котором расположено кафе, принадлежащее ее мужу, с целью дальнейшей постановки его на кадастровый учет.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В Общество Предпринимателем были представлены следующие документы: договор аренды земельного участка с Красностанской сельской администрацией от 16.01.2003, срок действия которого истек 31.12.2005, проект размещения временной торговой точки-кафе (не согласованный должным образом) и план временной торговой точки.
Правоустанавливающих документов на земельный участок и кафе представлено не было.
Поскольку земельный участок не был сформирован как отдельный и не был поставлен на кадастровый учет, потребовалась проведение его топографической съемки с выездом на место.
Выехав на место, проведя топографическую съемку, сделав запрос в кадастр недвижимости и получив кадастровую выписку о земельном участке, Общество установило, что предполагаемый к образованию и постановке на кадастровый учет земельный участок расположен на землях федеральной собственности автодороги "Россия" с кадастровым номером 53:11:1000 301:5, на землях федеральной собственности "Новоселицкое ОЛХ" с кадастровым номером 53:11:1000 301:12 (лесные земли I категории) и частично на землях запаса муниципальной собственности.
Установив данные факты, ответчик отказался как от заключения письменного договора подряда на проведение кадастровых работ, так и от дальнейшего продолжения работ, что послужило основание для обращения Предпринимателя в суд с настоящим иском.
В соответствии с Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.
В статье 35 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указано, что кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором (часть 3 статьи 36 Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
На основании части 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заключение договора подряда является обязательным для кадастрового инженера, но только при наличии возможности выполнения для заказчика соответствующих работ.
Земельным участком в соответствии со статьей 6 ЗК РФ является часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно статье 11.3 данного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что законодательством не предусмотрена обязанность предоставления заказчиком инженеру документов, необходимых для выполнения кадастровых работ, по следующим основаниям.
Конечной целью обращения истца к Обществу за подготовкой межевого плана земельного участка являлась постановка земельного участка на кадастровый учет и приобретение прав на него.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ под кадастровой деятельностью понимается выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Кадастровым инженером является физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (пункт 1 статьи 29 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
На основании части 2 статьи 36 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 37 указанного Закона, результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 412 в межевой план должны включаться следующие сведения:
1) о земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (преобразуемые (исходные) земельные участки) или выделе из земельных участков;
2) о земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
3) о земельных участках, из которых в результате выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 1 марта 2008 г.) земельных участках, представляющих собой единое землепользование (измененные земельные участки);
4) о земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки).
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание.
К текстовой части межевого плана относятся следующие разделы:
1) исходные данные;
2) сведения о выполненных измерениях и расчетах;
3) сведения об образуемых земельных участках и их частях;
4) сведения об измененных земельных участках и их частях;
5) сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам;
6) сведения об уточняемых земельных участках и их частях;
7) сведения об образуемых частях земельного участка;
8) заключение кадастрового инженера;
9) акт согласования местоположения границы земельного участка.
К графической части межевого плана относятся следующие разделы:
1) схема геодезических построений;
2) схема расположения земельных участков;
3) чертеж земельных участков и их частей;
4) абрисы узловых точек границ земельных участков.
Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежат следующие разделы:
1) исходные данные;
2) сведения о выполненных измерениях и расчетах;
3) схема геодезических построений;
4) схема расположения земельных участков;
5) чертеж земельных участков и их частей (далее - Чертеж).
Межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
При осуществлении своей деятельности кадастровый инженер обязан руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим данную деятельность.
Пунктом 23 Приказа N 412 установлен перечень документов, необходимых для подготовки межевого плана земельных участков в зависимости от того, в чьей собственности находятся земельные участки, права на которые приобретаются гражданами, а также в зависимости от целевого использования таких участков.
Для подготовки межевого плана используются:
1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;
3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий);
4) утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;
8) вступившие в законную силу судебные акты;
9) иные предусмотренные законодательством документы.
Для определения собственника земельного участка и получения истцом в компетентных органах необходимых для изготовления межевого плана документов ответчиком предварительно была произведена съемка кафе и прилегающей территории и обведены предполагаемые истцом границы. При этом ответчиком было установлено, что часть земельного участка находится на землях лесного фонда, часть на землях Новгородского муниципального района и часть на землях федерального значения.
Приобретение прав на такой участок регулируется положениями части 7 статьи 36 ЗК РФ, согласно которой в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что документы, необходимые для изготовления межевого плана, могут и должны быть представлены заказчиком межевого плана является законным и обоснованным.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд необоснованно в решении сослался на часть 1 статьи 69 ЗК РФ, поскольку понятие "землеустройство" не тождественно понятию "кадастровые работы" не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
В статье 68 Земельного кодекса РФ указано, что землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (статья 69 ЗК РФ).
Кроме того, суд первой инстанции применил вышеуказанную статью в совокупности с другими нормами права.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом должным образом, выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на Общество заключить с Предпринимателем договор подряда на проведение кадастровых работ с целью подготовки документов для постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено принадлежащее Предпринимателю кафе, с учетом того, что истцом не было представлено ответчику ни правоустанавливающих документов на земельный участок, ни правоустанавливающих документов на кафе, у суда первой инстанции не имелось.
Ввиду изложенного доводы подателя жалобы являются несостоятельными, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 марта 2010 года по делу N А44-6282/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Габидуллина Флорита Санагатовича - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Е.В.НОСАЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)