Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Березниковский содовый завод" - Толмачев В.И. (доверенность от 09.09.2013),
от ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Шистерова О.Л. (доверенность от 10.10.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2013 года
по делу N А50-11013/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Березниковский содовый завод" (ОГРН 1025901701143, ИНН 5911013780),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Березниковский содовый завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111, расположенного по адресу: Пермский край г. Березники ул. Новосодовая, 19, равной рыночной в размере 211 825 000 руб. Обязать Управление Росреестра внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 в размере 311 825 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
Определением суда от 18.06.2013 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2013 исковые требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200008:111 площадью 486 597 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Новосодовая, 19, равной рыночной в размере 211 825 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010. В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе указывает, что требование истца заявлены о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости, а также организация проведения государственной кадастровой оценки в силу п. 5.1.4, 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложены на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и принятых в соответствии с ним Приказов Управления Росреестра по Пермскому краю и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" от 23.07.2010 N 197/129 "О сроках передачи полномочий органа кадастрового учета Федеральному государственному учреждению Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 179/115 от 09.07.2010 "О порядке действий в переходный период передачи полномочий органа кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" полномочия органа кадастрового учета переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" (в настоящее время филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю). Таким образом, Управление Росреестра в силу своей компетенции не может признать кадастровую стоимость, равной рыночной, и внести сведения о ней в кадастр, так как в настоящее время Управление Росреестра не наделено полномочиями по осуществлению кадастрового учета, ведению ГКН, внесению в ГКН каких-либо сведений, изменений. Полагает, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, отправило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы, так как в резолютивной части решения каких либо обязанностей на Управление Росреестра по совершению определенных действий не возложено.
От третьего лица, ФГУ "Земельная кадастровая палата" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 площадью 486 597 кв. м, расположенного по адресу Пермский край г. Березники ул. Новосодовая, 19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2010 серии 59 ББ N 676319 (л.д. 25).
Согласно кадастровому паспорту от 20.05.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 составляет 633 909 966 руб. 67 коп. Указанная кадастровая стоимость была определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-П по состоянию на 01.01.2013, и применяется с 01.01.2013.
Согласно подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Капитал и право" N 007/13-Н отчета рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.1010 составляет 211 825 000 руб.
Указывая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка (633 909 966 руб. 67 коп.) значительно превышает его рыночную стоимость, общество 19.04.2013 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пермского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200008:111.
Комиссией 07.05.2013 принято отрицательное решение. Мотивы его принятия не изложены. Вместе с тем указано, что отличие кадастровой стоимости от рыночной составляет 66%.
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, и установив на основании исследования и оценки представленного отчета оценщика N 007/13-Н от 27.02.2013 о рыночной стоимости спорного земельного участков по состоянию на 01.01.2010 и экспертного заключения N 366/2013 от 18.03.2013 вышеуказанного отчета, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, принимая во внимание непредставление ответчиком и третьим лицом доказательств, свидетельствующих о несоответствии представленных обществом доказательств требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, удовлетворил требования общества, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
Изучив материалы дела в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края. Кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 определена на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных указанным Постановлением, и составила 633 909 966 руб. 67 коп.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно отчету N 007/13-Н от 27.02.2013, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Капитал и право", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 211 825 000 руб.
В соответствии с заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет" от 18.03.2013 N 366/2013 отчет общества с ограниченной ответственностью "Капитал и право" от 27.02.2013 N 007/13-Н соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ответчик и третье лицо данный отчет не оспорили, доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайства о назначении экспертизы никто из лиц участвующих в деле не заявлял.
При таких обстоятельствах, установив существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенные на одну дату 01.01.2010.
Довод жалобы о том, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как в настоящее время полномочия органа кадастрового учета переданы кадастровой палате, Управление Росреестра не наделено полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета (п. 2 ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако функции по государственной кадастровой оценке остались у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пункт 5 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 457) к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Несмотря на то, что кадастровая палата является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, органом, осуществляющим кадастровый учет и государственную кадастровую оценку земель в период определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, являлось управление Росреестра, которое и в настоящее время сохраняет свои контрольные функции в отношении бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета, следовательно, оснований полагать, что настоящий спор рассмотрен к ненадлежащему ответчику, не имеется.
Резолютивная часть решение не содержит указания на то, что обязанность по внесению сведений в кадастр о стоимости участка возложена на Управление Росреестра, кадастровая палата являлась лицом, участвующим в деле, следовательно, оснований для применения ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вывода о том, что решение принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, также не имеется.
Иных доводов относительно незаконности и необоснованности решения суда, основанных на доказательствах, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 12.09.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2013 года по делу N А50-11013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2013 N 17АП-13106/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-11013/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. N 17АП-13106/2013-ГК
Дело N А50-11013/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Виноградовой Л.Ф., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - открытого акционерного общества "Березниковский содовый завод" - Толмачев В.И. (доверенность от 09.09.2013),
от ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Шистерова О.Л. (доверенность от 10.10.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2013 года
по делу N А50-11013/2013,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Березниковский содовый завод" (ОГРН 1025901701143, ИНН 5911013780),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Открытое акционерное общество "Березниковский содовый завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111, расположенного по адресу: Пермский край г. Березники ул. Новосодовая, 19, равной рыночной в размере 211 825 000 руб. Обязать Управление Росреестра внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 в размере 311 825 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
Определением суда от 18.06.2013 в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Пермскому краю (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Решением Арбитражного суда Пермского края от 12.09.2013 исковые требования удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200008:111 площадью 486 597 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Новосодовая, 19, равной рыночной в размере 211 825 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010. В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В жалобе указывает, что требование истца заявлены о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости, а также организация проведения государственной кадастровой оценки в силу п. 5.1.4, 5.2.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложены на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" и принятых в соответствии с ним Приказов Управления Росреестра по Пермскому краю и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" от 23.07.2010 N 197/129 "О сроках передачи полномочий органа кадастрового учета Федеральному государственному учреждению Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" N 179/115 от 09.07.2010 "О порядке действий в переходный период передачи полномочий органа кадастрового учета ФГУ "Земельная кадастровая палата по Пермскому краю" полномочия органа кадастрового учета переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" (в настоящее время филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Пермскому краю). Таким образом, Управление Росреестра в силу своей компетенции не может признать кадастровую стоимость, равной рыночной, и внести сведения о ней в кадастр, так как в настоящее время Управление Росреестра не наделено полномочиями по осуществлению кадастрового учета, ведению ГКН, внесению в ГКН каких-либо сведений, изменений. Полагает, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, отправило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы, так как в резолютивной части решения каких либо обязанностей на Управление Росреестра по совершению определенных действий не возложено.
От третьего лица, ФГУ "Земельная кадастровая палата" поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 площадью 486 597 кв. м, расположенного по адресу Пермский край г. Березники ул. Новосодовая, 19, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.07.2010 серии 59 ББ N 676319 (л.д. 25).
Согласно кадастровому паспорту от 20.05.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 составляет 633 909 966 руб. 67 коп. Указанная кадастровая стоимость была определена на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-П по состоянию на 01.01.2013, и применяется с 01.01.2013.
Согласно подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Капитал и право" N 007/13-Н отчета рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.1010 составляет 211 825 000 руб.
Указывая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка (633 909 966 руб. 67 коп.) значительно превышает его рыночную стоимость, общество 19.04.2013 обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пермского края с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:03:0200008:111.
Комиссией 07.05.2013 принято отрицательное решение. Мотивы его принятия не изложены. Вместе с тем указано, что отличие кадастровой стоимости от рыночной составляет 66%.
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, и установив на основании исследования и оценки представленного отчета оценщика N 007/13-Н от 27.02.2013 о рыночной стоимости спорного земельного участков по состоянию на 01.01.2010 и экспертного заключения N 366/2013 от 18.03.2013 вышеуказанного отчета, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, принимая во внимание непредставление ответчиком и третьим лицом доказательств, свидетельствующих о несоответствии представленных обществом доказательств требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, удовлетворил требования общества, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
Изучив материалы дела в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние (взвешенные по площади) значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края. Кадастровая стоимость, утвержденная данным Постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111 определена на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных указанным Постановлением, и составила 633 909 966 руб. 67 коп.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно отчету N 007/13-Н от 27.02.2013, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Капитал и право", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 211 825 000 руб.
В соответствии с заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков "Экспертный совет" от 18.03.2013 N 366/2013 отчет общества с ограниченной ответственностью "Капитал и право" от 27.02.2013 N 007/13-Н соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ответчик и третье лицо данный отчет не оспорили, доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайства о назначении экспертизы никто из лиц участвующих в деле не заявлял.
При таких обстоятельствах, установив существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка с кадастровым номером 59:03:0210128:111, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования и установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенные на одну дату 01.01.2010.
Довод жалобы о том, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как в настоящее время полномочия органа кадастрового учета переданы кадастровой палате, Управление Росреестра не наделено полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета (п. 2 ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости).
В силу п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако функции по государственной кадастровой оценке остались у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пункт 5 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 457) к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Несмотря на то, что кадастровая палата является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, органом, осуществляющим кадастровый учет и государственную кадастровую оценку земель в период определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, являлось управление Росреестра, которое и в настоящее время сохраняет свои контрольные функции в отношении бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета, следовательно, оснований полагать, что настоящий спор рассмотрен к ненадлежащему ответчику, не имеется.
Резолютивная часть решение не содержит указания на то, что обязанность по внесению сведений в кадастр о стоимости участка возложена на Управление Росреестра, кадастровая палата являлась лицом, участвующим в деле, следовательно, оснований для применения ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вывода о том, что решение принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, также не имеется.
Иных доводов относительно незаконности и необоснованности решения суда, основанных на доказательствах, и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 12.09.2013 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12 сентября 2013 года по делу N А50-11013/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)