Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.08.2014 N 18АП-8022/2014 ПО ДЕЛУ N А07-2530/2014

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. N 18АП-8022/2014

Дело N А07-2530/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафина Альберта Фаритовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2014 по делу N А07-2530/2014 (судья Юсеева И.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- индивидуального предпринимателя Сафина Альберта Фаритовича - Кабиров Алмаз Уралович (доверенность от 01.10.2013);
- общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания" - Юсупов Марат Харасович (доверенность от 05.12.2013 N 223).

Индивидуальный предприниматель Сафин Альберт Фаритович (далее - заявитель, ИП Сафин А.Ф., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 3612 от 18.07.2013 в части включения в его наименование и пункты 1, 2, 3, 4.1 адреса "ул. Революционная, 98/4", а также в части включения в пункт 1 земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:161 (л.д. 4-7).
Определением суда от 07.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания" (далее - ООО "НФСК", третье лицо) (л.д. 55-56).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2014 (резолютивная часть от 29.05.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано (л. д. 107-115).
В апелляционной жалобе ИП Сафин А.Ф. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на нарушение норм материального права; неправильное истолкование закона; неприменение закона, подлежащего применению.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что у органа местного самоуправления возникла потребность в изъятии земельного участка для развития застроенной территории в соответствии с муниципальной адресной программой.
Податель жалобы полагает, что в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Из системного и буквального толкования указанной статьи применительно к настоящему спору следует, что решение о развитии застроенной территории могло быть принято при условии, если на этой территории расположены: многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления; а также иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Предприниматель указал в жалобе, что на основании сведений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан земельный участок с кадастровым номером 02:55:010608:161, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, ул. Революционная имеет разрешенное использование: под производственную базу по производству автомобильной светотехники. Исходя из изложенного, апеллянт считает, что ненормативный акт, принятый администрацией не соответствует положениям статей 46.1 ГрК РФ, ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия администрации.
В судебном заседании представитель ООО "НФСК" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии градостроительного заключения N ГЗ-382/К от 18.02.2011 и проекта планировки территории в подтверждение возражений на доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, удовлетворил заявленное ходатайство, приобщил к материалам дела вышеуказанные документы, в качестве подтверждения возражений на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ИП Сафина А.Ф. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель ООО "НФСК" возражал относительно доводов апелляционной жалобы, дал пояснения в обоснование своих возражений.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Сафин А.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:161, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 04 АВ 6033467 от 22.04.2010, а также объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке: нежилого здания (материально - технической базы) по адресу: г. Уфа, ул. Революционная, 98/4 (л.д. 17-18).
На основании статьи 46.1 Федерального закона от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 21.10.2005 года N 1226 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, постановления Правительства Российской Федерации N 344 от 4 июня 2007 года "Об утверждении Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа", поэтапной реализации постановления Правительства Республик Башкортостан от 27.03.2003 года N 82 "О республиканской Программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы", статьи 36 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, реализации генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан "Об утверждении корректировки генерального плана города Уфы Республики Башкортостан N 14/4 от 04.08.2006 была разработана муниципальная адресная Программа "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы" (л.д. 87-101).
Для подготовки документов и организации торгов на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан Главным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан было подготовлено и утверждено Градостроительное заключение от 18.02.2011 N ГN-382/К
Во исполнение муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий на 2007-2015 годы", утвержденной Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 05.07.2007 N 25/8, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, Градостроительным заключением от 18.02.2011 N ГN-382/К, ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан было издано постановление N 5643 от 07.10.2011 "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л.д. 73).
07.08.2012 между Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и ООО "НФСК" в соответствии с условиями аукциона по продаже права на заключение договоров о развитии застроенной территории, утвержденными постановлениями главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 07.10.11 N 5643, N 6204 от 01.11.11 заключен договор N 32-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (л.д. 35-38).
Во исполнение заключенного по результатам аукциона договора N 32-РТ от 07.08.2012, в соответствии с п. 2.1 ст. 30 ЗК РФ, ст. ст. 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст. ст. 46.1, 46 - 2 ГрК РФ Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан было издано постановление N 3612 от 18.07.2013 "Об изъятии земельных участков, жилых помещений и расселении граждан, проживающих в жилых домах NN 117, 128а по ул. Кирова, N 2б по ул. Владивостокской и нежилых помещений по адресам: ул. Кирова, ул. Революционная, 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154, 154/1, ул. Владивостокская, 1, 3а, ул. Кирова, 107/3, ул. Революционная, рядом с домом NN 96, 96/1, в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" (л. д. 11-15)
Заявитель, полагая, что указанное постановление вынесено администрацией с превышением полномочий, предоставленных органу местного самоуправления, нарушающего права собственника земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем в силу требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов обжалуемым постановлением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Из анализа норм статей 198, 200 АПК РФ следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемого решения и действия (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту; нарушение таким решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения и действия (бездействия) лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 АПК РФ, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
В рассматриваемом деле такая совокупность условий для удовлетворения заявленных требований отсутствует.
Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 названного Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (п. 2 ст. 63 ЗК РФ).
Исходя из системного толкования данных норм, следует, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, непосредственное изъятие.
Таким образом, принятие оспариваемого постановления является первым этапом в процессе изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения в соответствии со ст. 62 указанного Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
В п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (ст. 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 279 ГК РФ), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.
Согласно п. 28 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК РФ и п. 4 ст. 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 239 ГК РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. 279 - 282 и 284-286 настоящего Кодекса.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что изъятие, в том числе спорного земельного участка, напрямую связано с исполнением принятых ранее решений о развитии застроенной территории, а также заключенного по результатам аукциона договора N 32-РТ от 07.08.2012.
В соответствии постановлением главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 5643 от 07.10.2011 "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в границах вышеназванной застроенной территории было предусмотрено снести или реконструировать следующие объекты: жилые дома NN 117, 128а по ул. Кирова, N 2б по ул. Владивостокской; нежилые здания NN 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154/1 по ул. Революционной, N 107/3 по ул. Кирова, NN 1, 3а по ул. Владивостокской.
Сведений об оспаривании вышеуказанных правовых актов в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Оспариваемый в настоящем деле ненормативный правовой акт издан Администрацией в развитие ранее принятых решений и связан с исполнением обязательств по договору о развитии застроенной территории от 07.08.2012 N 32-РТ.
Цель изъятия земельного участка соответствует разрешенной действующим земельным законодательством (п. 3 ч. 1 ст. 49 ЗК РФ).
Из договора о развитии застроенной территории N 32-РТ от 07.08.2012 года следует, что ориентировочные площади объектов, планируемых к строительству составляют: жилые помещения 31 436 кв. м, встроенно-пристроенные нежилые помещения - 5 305 кв. м, встроенный детский сад на 75 мест - 1 501 кв. м, встроенное учреждение дополнительного (внешкольного) образования - 300 кв. м, торгово-офисное здание - 3 420 кв. м.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование заявителя об оспаривании ненормативного правового акта администрации подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий - несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Поскольку заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав обжалуемым постановлением, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Ссылки апеллянта на нарушения положений ст. 46 1. Градостроительного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого ненормативного правового акта подлежат отклонению.
В соответствии с положениями Статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования Такое решение принимается, если на территории расположены: 1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; 2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Из представленного в материалы дела Градостроительного заключения от 18.02.2011 N ГN-382/К следует, что испрашиваемая территория квартала входит в перечень застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно приложению N 1 к муниципальной адресной программе "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы" N 25/8 от 05.07.2007 как территория, разрешенные виды использования существующих объектов и земельных участков на которой не соответствуют градостроительному регламенту. Кроме того, на указанной территории квартала расположен многоквартирный жилой дом N 117 по ул. Кирова, подлежащий сносу, реконструкции.
Документального подтверждения соответствия градостроительному регламенту принадлежащих заявителю на праве собственности объектов материалы дела не содержат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ИП Сафина А.Ф.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.06.2014 по делу N А07-2530/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафина Альберта Фаритовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
М.И.КАРПАЧЕВА

Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)