Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2015 по делу N А40-210123/14 принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи: 176-1258)
по заявлению ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" (ОГРН 1037715083988, 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 6, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (115191, Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка
при участии:
- от заявителя: Рокоссовский П.В. по доверенности от 04.02.2015;
- от ответчика: Скиперский А.С. по доверенности от 30.12.2014;
- от третьего лица: Борисова О.В. по доверенности от 30.12.2014;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, оформленного сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок от 28.07.2014 N И-03-000640 по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2, (кадастровый номер 77:03:0003025:5121), и об обязании Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 28.07.2014 N И-03-000640.
Определением суда от 26.12.2014 (т. 1 л.д. 1) к участию в деле в качестве третьего лица, привлечен Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением суда от 07.04.2015 признано незаконным и отменено решение Управления Росреестра по Москве, оформленное сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" путем государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 28.07.2014 N И-03-000640 в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С решением суда не согласился ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует копия решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, а также на то, что правовых оснований для удовлетворения требований ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель и третье лицо возражают против удовлетворения апелляционной жалобы и просят решение суда оставить без изменения. Заявителем и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.11.2012 N 8435 "О предварительном согласовании места размещения лечебно-оздоровительного объекта по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2 (Восточный административный округ города Москвы)" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного объекта.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.05.2014 N 1987-03 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" в аренду земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2 (Восточный административный округ города Москвы) для целей проектирования и строительства лечебно-оздоровительного объекта" заявителю в аренду был предоставлен земельный участок общей площадью 10.891 кв. м с кадастровым номером 77:03:0003025:5121, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2.
На основании вышеуказанного распоряжения между Департаментом городского имущества города и ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" 28.07.2014 был заключен договор аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-03-000640.
Заявитель 09.10.2014 в порядке ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением вх. N 77-77-03/014/2014-388 о государственной регистрации договора.
Решением, оформленным сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2, (кадастровый номер 77:03:0003025:5121), Управлением отказано обществу в государственной регистрации договора.
В качестве оснований для отказа указано на то, что предоставление земельных участков без использования процедуры торгов на основании актов о выборе возможно только для целей проектирования и строительства объектов, имеющих гаражное или религиозное назначение либо являющихся государственными дошкольными общеобразовательными учреждениями, а также, что при предоставлении обществу в аренду земельного участка Департаментом городского имущества города Москвы в нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ не была исполнена обязанность по информированию населения.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
На основании ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе в случаях, установленных Федеральным законодательством.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременении и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующее земельное законодательство, не исключает возможности предоставления земельных участков в аренду под строительство в городе Москве без проведения торгов на основании ранее полученного предварительного согласования места размещения объекта.
Довод ответчика о том, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует копия решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как правильно установлено судом первой инстанции для регистрации договора заявителем был представлен полный комплект документов, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 14).
Кроме того, договор был заключен по процедуре предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Документы, свидетельствующие о выполнении названных этапов, - акт выбора земельного участка, кадастровый паспорт, решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта и о предоставлении земельного участка обществу в аренду также были представлены на государственную регистрацию договора.
В решении Управление Росреестра по Москве, оформленного сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 (т. 1 л.д. 10-13) об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок от 28.07.2014 N И-03-000640 по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2, (кадастровый номер 77:03:0003025:5121) указано, что среди представленных документов отсутствуют сведения об информации населения, подтверждающие публичный порядок предоставления земельного участка в аренду.
Вместе с тем с учетом положения п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, обязанность проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка возлагается на орган местного самоуправления, и не может быть возложена на заявителя.
Кроме того Департамент городского имущества города выполнил требования п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, проинформировав население о возможном предоставлении спорного земельного участка для строительства на своем официальном сайте 22.06.2012, зарегистрированном в качестве СМИ (свидетельство от 02.12.2013 серии ЭЛ N ФС77-56359) (т. 2 л.д. 89).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 28.07.2014 N И-03-000640.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2015 по делу N А40-210123/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.07.2015 N 09АП-23529/2015 ПО ДЕЛУ N А40-210123/14
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N 09АП-23529/2015
Дело N А40-210123/14
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2015 по делу N А40-210123/14 принятое судьей Рыбиным Д.С. (шифр судьи: 176-1258)
по заявлению ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" (ОГРН 1037715083988, 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 6, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (115191, Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка
при участии:
- от заявителя: Рокоссовский П.В. по доверенности от 04.02.2015;
- от ответчика: Скиперский А.С. по доверенности от 30.12.2014;
- от третьего лица: Борисова О.В. по доверенности от 30.12.2014;
- установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, оформленного сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок от 28.07.2014 N И-03-000640 по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2, (кадастровый номер 77:03:0003025:5121), и об обязании Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 28.07.2014 N И-03-000640.
Определением суда от 26.12.2014 (т. 1 л.д. 1) к участию в деле в качестве третьего лица, привлечен Департамент городского имущества г. Москвы.
Решением суда от 07.04.2015 признано незаконным и отменено решение Управления Росреестра по Москве, оформленное сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" путем государственной регистрации договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 28.07.2014 N И-03-000640 в десятидневный срок с даты вступления решения по настоящему делу в законную силу. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С решением суда не согласился ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует копия решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, а также на то, что правовых оснований для удовлетворения требований ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" отсутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель и третье лицо возражают против удовлетворения апелляционной жалобы и просят решение суда оставить без изменения. Заявителем и третьим лицом представлены отзывы на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.11.2012 N 8435 "О предварительном согласовании места размещения лечебно-оздоровительного объекта по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2 (Восточный административный округ города Москвы)" утвержден акт о выборе земельного участка для строительства лечебно-оздоровительного объекта.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.05.2014 N 1987-03 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" в аренду земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2 (Восточный административный округ города Москвы) для целей проектирования и строительства лечебно-оздоровительного объекта" заявителю в аренду был предоставлен земельный участок общей площадью 10.891 кв. м с кадастровым номером 77:03:0003025:5121, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2.
На основании вышеуказанного распоряжения между Департаментом городского имущества города и ООО "МЕДСТРОЙИНВЕСТ" 28.07.2014 был заключен договор аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-03-000640.
Заявитель 09.10.2014 в порядке ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением вх. N 77-77-03/014/2014-388 о государственной регистрации договора.
Решением, оформленным сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2, (кадастровый номер 77:03:0003025:5121), Управлением отказано обществу в государственной регистрации договора.
В качестве оснований для отказа указано на то, что предоставление земельных участков без использования процедуры торгов на основании актов о выборе возможно только для целей проектирования и строительства объектов, имеющих гаражное или религиозное назначение либо являющихся государственными дошкольными общеобразовательными учреждениями, а также, что при предоставлении обществу в аренду земельного участка Департаментом городского имущества города Москвы в нарушение ст. 31 Земельного кодекса РФ не была исполнена обязанность по информированию населения.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах) и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 30 Земельного кодекса РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
На основании ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременении и ограничений по использованию этих земельных участков. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в том числе в случаях, установленных Федеральным законодательством.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной власти города Москвы, устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременении и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующее земельное законодательство, не исключает возможности предоставления земельных участков в аренду под строительство в городе Москве без проведения торгов на основании ранее полученного предварительного согласования места размещения объекта.
Довод ответчика о том, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует копия решения Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества, на момент совершения сделки.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как правильно установлено судом первой инстанции для регистрации договора заявителем был представлен полный комплект документов, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 14).
Кроме того, договор был заключен по процедуре предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ. Документы, свидетельствующие о выполнении названных этапов, - акт выбора земельного участка, кадастровый паспорт, решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта и о предоставлении земельного участка обществу в аренду также были представлены на государственную регистрацию договора.
В решении Управление Росреестра по Москве, оформленного сообщением от 21.11.2014 N 03/014/2014-388 (т. 1 л.д. 10-13) об отказе в государственной регистрации договора аренды на земельный участок от 28.07.2014 N И-03-000640 по адресу: г. Москва, ул. Потешная, вл. 5, стр. 1, 2, (кадастровый номер 77:03:0003025:5121) указано, что среди представленных документов отсутствуют сведения об информации населения, подтверждающие публичный порядок предоставления земельного участка в аренду.
Вместе с тем с учетом положения п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, обязанность проинформировать население о предстоящем предоставлении земельного участка возлагается на орган местного самоуправления, и не может быть возложена на заявителя.
Кроме того Департамент городского имущества города выполнил требования п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ, проинформировав население о возможном предоставлении спорного земельного участка для строительства на своем официальном сайте 22.06.2012, зарегистрированном в качестве СМИ (свидетельство от 02.12.2013 серии ЭЛ N ФС77-56359) (т. 2 л.д. 89).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя суд правомерно обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка для целей капитального строительства от 28.07.2014 N И-03-000640.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2015 по делу N А40-210123/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
Т.Т.МАРКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)