Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 N 15АП-12012/2014 ПО ДЕЛУ N А32-3750/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. N 15АП-12012/2014

Дело N А32-3750/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
- от истца - представителя Ажиба А.Г. по доверенности от 01.09.2013;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.05.2014 по делу N А32-3750/2014
по иску закрытого акционерного общества "СК "ЭПРОН-8"
к Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Администрации города Сочи
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, принятое судьей Гречко О.А.,

установил:

закрытое акционерное общество "СК "ЭПРОН-8" обратилось с иском в Арбитражный суд Краснодарского края к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю в котором просило:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3, площадью 13 000 кв. м, вид разрешенного использования: "для изготовления Ж\\Б конструкций, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, п. Кудепста, участок N 1 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011-47 385 000 руб.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю в течение 5-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3, площадью 13 000 кв. м, вид разрешенного использования: "для изготовления Ж\\Б конструкций, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, п. Кудепста, участок N 1 по состоянию на 01.01.2011 в размере 47 385 000 руб.
Истец в суде первой инстанции заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просит суд:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3, площадью 13 000 кв. м, вид разрешенного использования: "для изготовления Ж\\Б конструкций, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, п. Кудепста, участок N 1 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011-47 385 000 руб.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю в течение 5-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3, площадью 13 000 кв. м, вид разрешенного использования: "для изготовления Ж\\Б конструкций, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, п. Кудепста, участок N 1 по состоянию на 01.01.2011 в размере 47 385 000 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:1002, площадью 22 026 кв. м, вид разрешенного использования "для базы отряда", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, район Адлерский, улица Эпроновская, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011-88 654 650 рублей.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю в течение 5-ти дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:1002, площадью 22 026 кв. м, вид разрешенного использования "для базы отряда", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, район Адлерский, улица Эпроновская, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 года - 88 654 650 рублей.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и администрация города Сочи обжаловали решение в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просили отменить решение, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае основаны на том, что доказательства обращения истцом в уполномоченный орган исполнительной власти о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Сочи основаны на том, что истец не представил доказательств рыночной стоимости земельного участка на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, устанавливалась ранее на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края".
В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края".
Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 01.01.2011.
Несогласие с определенным размером кадастровой стоимости земельных участков ввиду их несоответствия рыночной стоимости стало основанием для обращения общества в суд с указанными выше требованиями.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
По заказу заявителя Обществом с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" подготовлен отчет "Об оценке" от 20.12.2012 N 1-207-0, согласно которого, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:3, площадью 13 000 кв. м, вид разрешенного использования: "для изготовления Ж\\Б конструкций, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, п. Кудепста, участок N 1 по состоянию на 01.01.2011 составляет 47 385 000 руб.
Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" (экспертный совет) была проведена экспертиза упомянутого отчета.
В соответствии с экспертным заключением N 1339/2012-2 от 26.03.2013, отчет "Об оценке" от 20.12.2012 N 1-207-0, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" соответствует всем требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", федеральным стандартам оценки, стоимость объекта оценки определенная оценщиком по состоянию на 01.01.2011, соответствует действительной рыночной стоимости названного объекта оценки на указанную дату.
По поручению ЗАО "СК Эпрон-8" обществом с ограниченной ответственностью "Институт оценки и управления собственностью" также подготовлен отчет N 1-602-О/2014 от 19.02.2014 "Об оценке", согласно которого, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402001:1002, площадью 22 026 кв. м, вид разрешенного использования "для базы отряда", расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, г. Сочи, район Адлерский, улица Эпроновская, определенная по состоянию на 01.01.2011, составила - 88 654 650 рублей.
Указанный отчет оценщика N 1-602-0/2014 от 19.02.2014 был подвергнут нормативно-методической экспертизе, выполненной Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертный совет.
Согласно полученного в результате нормативно-методической экспертизы, экспертного заключения N 499/2014 от 03.03.2014 отчет оценщика N 1-602-0/2014 от 19.02.2014 соответствует всем необходимым требованиям действующего законодательства.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, поскольку их кадастровая стоимость определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, из которых они образуются.
Рыночная стоимость спорного земельного участка была правильно определена оценщиком на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно принял отчет об оценке в качестве допустимого доказательства по настоящему делу.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью.
Суд апелляционной инстанции признает доводы истца обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о том, что обжалуемый судебный акт нарушает права населения г. Краснодара, так как приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью вызовет уменьшение бюджетных поступлений.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Защищаемый иском интерес истца является законным, поскольку арендная плата за пользование им земельными участками устанавливается в зависимости от размера кадастровой стоимости этих участков. Договоры аренды являются действительными, так как заключены в отношении земельных участков, федеральная собственность на которые разграничена, от имени Российской Федерации уполномоченным органом.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 по делу N А32-3750/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
Н.Н.МИСНИК
О.Х.ТИМЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)