Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2014 ПО ДЕЛУ N А65-32501/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N А65-32501/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
при участии представителей:
заявителя - Ялилова А.Д. (доверенность от 27.01.2014),
ответчика (Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета города Казани) - Багаутдиновой А.Р. (доверенность от 06.06.2014),
третьего лица (религиозной организации "Казанская иудейская община") - Хамидуллина И.В. (доверенность от 09.12.2013),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2014 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Морозов В.А., Бажан П.В.)
по делу N А65-32501/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия", г. Казань (ОГРН 1021602864140) к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани, при участии третьих лиц - религиозной организации "Казанская иудейская община", г. Казань, частного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Институт социальных и гуманитарных знаний", г. Казань, Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г. Казань, о признании незаконными бездействий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия" (далее - фирма, ООО "АФ "Лигия", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком) и Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Комитет) о признании незаконным отказа, оформленного письмом Комитета от 15.10.2012 N 18100, в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 282 кв. м, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 13/16, и обязании Исполкома утвердить схему расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в аренду сроком на пять лет общей площадью 282 кв. м во дворе здания, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 13/16.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена религиозная организация "Казанская иудейская община" (далее - Казанская иудейская община).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2013 отказ Комитета об утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 15.10.2012, признан незаконным, суд обязал Комитет устранить допущенные нарушения путем принятия соответствующего решения. В остальной части заявления отказано.
Решением суда Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.05.2013 удовлетворено заявление Комитета о пересмотре вступившего в законную силу решения Арбитражного суда от 18.03.2013 по вновь открывшимся обстоятельствам, судебный акт отменен.
Решением суда Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2013 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства, частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Институт социальных и гуманитарных знаний".
До принятия решения ООО "АФ "Лигия" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требования, просило признать незаконными бездействия Исполкома, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 282 кв. м во дворе здания, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Профсоюзная, д. 13/16, на кадастровом плане соответствующей территории, и не принятию решения о передаче в аренду указанного земельного участка и направлению копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка, по не заключению договора аренды указанного земельного участка; и об обязании Исполком совершить вышеуказанные действия, которые были приняты судом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что отсутствует бездействия со стороны Исполкома, поскольку последним было принято решение и направлено в адрес фирмы, кроме того, Исполкомом ведутся работы по утверждению схемы земельного участка и, соответственно, действия по принятию решения о передаче земельного участка и заключение договора аренды являются преждевременными, также необходимо отметить, что спорный земельный участок подлежит реализации с аукционных торгов.
В кассационной жалобе ООО "АФ "Лигия", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что на момент направления заявителем письма от 02.07.2012 N 02/10-67 действовали положения решения Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", впоследствии данное решение признано утратившим силу решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством", следовательно, спор по данному делу должен быть разрешен на основе ранее действовавшего порядка предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, кроме того, в предмет и основания заявления по данному делу не входят фактические обстоятельства вторичного обращения заявителя.
Представитель ООО "АФ "Лигия" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Комитета и Казанской иудейской общины возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
В процессе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции лица, участвующие в деле, заявили дополнительные доводы и возражения относительно принятых судебных актов, в связи с чем в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании 26.08.2014 объявлен перерыв до 09 часов 10 минут 02.09.2014, о чем размещена информация на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ООО "АФ "Лигия" является собственником земельных участков общей площадью 802 кв. м (кадастровый номер 16:50:010401:18) и общей площадью 410 кв. м (16:50:01 04 01:0010), расположенных по адресу: г. Казань, ул. Профсоюзная, 13/16, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 14.10.2005 серии 16 ТА N 270288 и от 23.04.2009 серии 16-АБ N 177170.
В целях предоставления смежного земельного участка в аренду под благоустройство в адрес Комитета фирма направила письмо от 02.07.2012 N 02/10-67 (в редакции письма от 02.08.2012 N 164-АФ) с приложением Эскизного проекта благоустройства, согласованного Министерством культуры Республики Татарстан, Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
На основании градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.08.2012 N 31р-20-9288 Комитет отклонил заявку фирмы о предоставлении земельного участка общей площадью 282 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Профсоюзная, 13/16, для благоустройства территории (письмо Комитета от 28.08.2012 N 15288).
В письме от 15.10.2012 N 18100 Комитет земельных и имущественных отношений сообщил о том, что Исполком отклонил подготовленный проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.
Впоследствии ООО "АФ "Лигия" повторно обратилось в Управление Архитектуры и градостроительства с заявлением от 15.11.2013 N 11649/УАиГ об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Профсоюзная на кадастровом плане территорий для целей, не связанных со строительством, а именно для эксплуатации объекта капитального строительства, и с заявлением от 28.02.2014 N 2648/УАиГ о приостановке реализации с аукционных торгов запрашиваемого участка.
В ответе на указанные заявления Управление архитектуры и градостроительства в письме от 13.03.2014 N согл-1149495-2 сообщило, что для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19, сообщение о предстоящем предоставлении в аренду сроком до 10 лет земельного участка площадью 282 кв. м по ул. Профсоюзная для целей, не связанных со строительством, а именно для эксплуатации объектов капитального строительства, без права возведения капитальных сооружений, опубликовано в Сборнике документов и правовых актов МО г. Казани от 06.02.2014 N 4 (235) с приемом заявок в течение месяца с даты публикации, при этом на данное сообщение в Управление архитектуры и градостроительства представлено заявление от Казанской иудейской общины, в связи с чем, спорный земельный участок по ул. Профсоюзная подлежит реализации с аукционных торгов, что свидетельствует о заинтересованности третьего лица в приобретении данного земельного участка, расположенного по адресу: Профсоюзная.
Считая, что бездействия Исполкома являются незаконными и нарушают права и законные интересы фирмы, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенного значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно абзацу 2 пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2013, принятого в рамках настоящего спора, дано системное толкование положений статей 1, 7, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) применительно к спорным правоотношениям, однако указанные обстоятельства не были учтены судебными инстанциями при повторном рассмотрении спора в части требований общества о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы земельного участка на кадастровом плане.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусматривается, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Правилами пункта 4 названной нормы устанавливают, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Из анализа названных норм следует, что утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в административной процедуре предоставления участков.
Нормы статей 29, 34 ЗК РФ не содержат прямого запрета органу местного самоуправления утверждать схемы расположения земельных участков, в том числе в случаях, когда их границы пересекают границы иных земельных участков.
Из имеющихся в деле градостроительных заключений от 16.08.2012 N 31-р-20-9288 и от 01.11.2009 N 31р-20-10229, а также ситуационного плана объекта следует, что испрашиваемый земельный участок является территорией внутридомового проезда к дому N 13/16, принадлежащего на праве собственности ООО "АФ "Лигия".
В пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" разъяснено, что согласно части 3 статьи 133 АПК РФ к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства.
В связи с этим в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права судье необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Из содержания требований заявителя с учетом законного материального интереса общество преследовало цель получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку уполномоченным органом местного самоуправления было отказано в выдаче документа.
Суд первой инстанции по формальным признакам счел достаточным основанием для отказа в защите прав фирмы, считая, что бездействия со стороны публичного образования не имелось.
Однако отказ в утверждении и выдаче схемы был оформлен письмом от 15.10.2012 N 18100, указанные действия и были предметом первоначального требования фирмы, которые подлежали судебной оценке.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.05.2009 N 17426/08, в основу судебного акта суда апелляционной (кассационной) инстанции могут быть положены доказательства, удостоверяющие факты, которые имели место до вынесения решения первой инстанции.
Применительно к спорному случаю фирма оспаривает законность отказа органа местного самоуправления в утверждении и выдаче схемы, оформленного письмом от 15.10.2012, в связи с чем проверке подлежали действия названного органа на их соответствие законодательству, действующему на момент отказа.
Однако суды двух инстанций, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, указали на то, что фирма 15.11.2013 повторно обратилась с заявлением об утверждении схемы и по этому вопросу Управлением архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани ведутся работы.
Вместе с тем передача (перераспределение) полномочий от одного органа местного самоуправления другому органу не исключает права на оспаривание действий таких органов и не может служить основанием для отказа в защите охраняемых законом прав и интересов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 10853/10).
Выводы суда первой инстанции о том, что, поскольку на момент принятия решения изменен орган, обладающий правом на утверждение схемы, в связи с чем заявленные требования фирмы не могут быть удовлетворены, не основаны на нормах действующего законодательства.
Кроме того, поскольку фирмой было направлено заявление об уточнении цели использования испрашиваемого земельного участка (эксплуатация объекта недвижимости и автостоянка), а также учитывая, что участок фактически является территорией внутридомового проезда, выводы судов в указанной части противоречат статьям 1, 7, 34 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации применяемой во взаимосвязи с частью 1 статьи 198 АПК РФ проверка действий (решений) органов, осуществляющих публичные полномочия, осуществляется судом на соответствие закону, действующему на момент их совершения.
На момент подачи заявления фирмой и отказа в утверждении схемы, оформленного письмом от 15.10.2012, действовало решение Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок предоставления земельных участков).
При обращении с заявлением фирмой были соблюдены требования пунктов 4.1 - 4.6 названного Порядка предоставления земельных участков, в силу которого допускалось предоставление земельных участков, в том числе и для благоустройства.
В связи с чем к спорным правоотношениям не применимо решение Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19 "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством".
Осуществление подготовительных работ другим уполномоченным органом Исполкома по утверждению схемы в рамках повторного заявления общества от 15.11.2013, правового значения для настоящего спора не имеет, правовая оценка этих действий осуществлялась судом ошибочно.
Поскольку административная процедура предоставления земельного участка была начата в рамках Порядка, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, применение к данному спору вновь утвержденного Порядка, принятого 27.12.2012, не допустимо.
Разрешая спор по вопросу законности отказа в выдаче схемы, суд первой инстанции без учета пределов предмета и основании рассматриваемых требований сделал вывод о том, что Казанская иудейская община обладает равными правами на приобретение земельного участка, в связи с чем право на заключение договора аренды подлежит реализации с аукциона.
Однако на момент рассмотрения заявления фирмы Комитет письмом от 20.02.2012 N 5790 отказал Казанской иудейской общине в предоставлении земельного участка, который, по сути, является внутридомовым проездом к дому N 13/16, принадлежащему ООО "АФ "Лигия".
Поскольку судами двух инстанций не было установлено правовых оснований, предусмотренных законом, для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 34 ЗК РФ и пунктами 4.4, 4.8 решения Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, требования в указанной части подлежали удовлетворению.
Следует отметить, что при принятии решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.03.2013 по данному делу, которое впоследствии было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, судебная инстанция, удовлетворяя требования фирмы, исходила из положений статьи 34 ЗК РФ, установив незаконность отказа в утверждении схемы, тогда как при повторном рассмотрении спора каких-либо иных обстоятельств установлено не было.
Согласно пункту 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Из анализа статей 22, 38 ЗК РФ с учетом статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости служат подтверждением о виде объекта и его уникальных характеристиках, в связи с чем предоставление земельного участка, не прошедшего кадастровый учет, не допускается.
Поскольку земельный участок не прошел государственный кадастровый учет и не обладает признаками индивидуально-определенной вещи, в удовлетворении требований об обязании принять решение о передаче имущества в аренду и заключить договор отказано правомерно, оснований для отмены судебных актов в указанной части не имеется.
При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении требований фирмы о признании незаконным отказа в утверждении схемы судами дана оценка всем обстоятельствам дела, однако не правильно применены нормы действующего законодательства, суд кассационной инстанции в указанной части принимает новое решение об удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А65-32501/2012 в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка отменить.
Признать незаконным отказ Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в утверждении и выдаче схемы земельного участка, расположенного по ул. Профсоюзная на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 15.10.2012 N 18100.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в пользу общества с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия" 2000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной и кассационной жалоб.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Антикварная фирма "Лигия" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.06.2014 N 40.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН

Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
В.А.КАРПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)