Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А33-1612/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. N А33-1612/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнауховой К.А.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Курбатова Е.В., секретарь судебного заседания Блянкинштейн О.Г.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Майснера Виктора Федоровича - Левицкой Татьяны Дмитриевны (доверенность от 04.02.2013), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 июля 2013 года по делу N А33-1612/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Калашникова К.Г.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Борисов Г.Н., Морозова Н.А.),

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Майснер Виктор Федорович (д. Кубеково Емельяновского района Красноярского края; ОГРН 310241121600012; далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 14.01.2013 N 27 решения муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - учреждение) об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 24:11:0000000:800, 24:11:0350001:639, 24:11:0350001:642, 24:11:0350001:640, 24:11:0000000:12238 (далее - земельные участки) для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства и об обязании администрацию Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация) принять решение о предоставлении в аренду сроком на 4 года указанных земельных участков для создания и осуществления деятельности фермерского хозяйства с последующим заключением договора аренды в порядке, предусмотренном положениями пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 1 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены, распределены судебные расходы.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 1 июля 2013 года изменено в части распределения судебных расходов, в остальной части решение оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и заявляя об их отмене, администрация оспаривает вывод судов о незаконности отказа в предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков; полагает, что суды проигнорировали доводы о том, что на дату обращения заявителя он не имел статуса главы крестьянского фермерского хозяйства; суды не учли, что заявителем не был приложен полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, а указание в заявлении на наличие трех человек в качестве членов фермерского хозяйства недостаточно для осуществления заявленной главой крестьянского фермерского хозяйства деятельности.
В кассационной жалобе администрация указывает, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства регламентирован не только статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, но и нормами Земельного кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), в связи с чем, по мнению администрации, одним из условий предоставления земельных участков является необходимость публикации в средствах массовой информации сведений о предоставлении участков в аренду.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит отказать в ее удовлетворении, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя подтвердила доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Из материалов дела следует, что 23.06.2010 заявитель обратился к главе Емельяновского района с заявлением о предоставлении ему для ведения фермерского хозяйства 1 000 га земель сельскохозяйственного назначения в районе д. Кубеково.
Согласно заключениям учреждения от 25.02.2011 N 43/1, 44/1, 45/1, 46/1, 47/1 согласована площадь земельных участков по адресу: в районе д. Кубеково, участок N 1 (130 га), участок N 2 (2,5 га), участок N 3 (140,6 га), участок N 4 (169 га), участок N 5 (9,7 га).
В соответствии с предоставленными в материалы дела кадастровыми паспортами от 07.04.2011 N 24ЗУ/11-47534 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0000000:800 площадью 1 304 046 +/- 9 992 кв. м), от 07.02.2012 N 24/12-23179 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:640 площадью 97 162 +/- 2 727 кв. м), от 15.08.2011 N 24ЗУ/11-130459 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:000000:12238 площадью 1 684 633 +/- 11 357 кв. м, от 07.04.2011 N 24ЗУ/11-46941 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:642 площадью 1 406 071 +/- 10 376 кв. м), от 06.04.2011 N 24ЗУ/11-45814 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0350001:639 площадью 248 084 +/- 4 358 кв. м), указанные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
12.07.2012 заявитель вновь обратился к главе администрации Емельяновского района с соответствующим заявлением относительно каждого из приведенных выше земельных участков с просьбой об их предоставлении для осуществления деятельности фермерского хозяйства в аренду сроком на 4 года, приложив к заявлению по каждому участку кадастровый паспорт земельного участка, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства "Вектор" (далее - КФХ "Вектор"), копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского фермерского хозяйства, заключения о согласовании площади земельного участка, копию заявления о предоставлении земельного участка от 23.06.2010, копию своего паспорта.
20.12.2012 заявитель обратился в администрацию Емельяновского района с очередным заявлением о предоставлении спорных земельных участков в аренду на 4 года, при этом указал количество членов КФХ "Вектор" - 3 человека, основные виды деятельности КФХ "Вектор": 1) 01.11.1 выращивание зерновых и зернобобовых культур; 2) 01.11.6 выращивание кормовых культур, заготовка растительных кормов; 3) 15.72 производство готовых кормов для домашних животных.
Учреждение письмом от 14.01.2013 N 27 сообщило заявителю об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков со ссылкой на непредставление обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов КФХ, виды деятельности фермерского хозяйства).
В обоснование доводов о законности принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков учреждение представило в материалы дела письмо от 01.08.2012 N 2740, в котором в ответ на обращение Майснера В.Ф. от 16.07.2012 предложило предоставить обоснование площади испрашиваемых земельных участков, а также письмо от 12.10.2012 N 4071, в котором учреждением со ссылкой на обращения Майснера В.Ф. от 16.07.2012 принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков по причине неподтверждения площади испрашиваемых земельных участков. В качестве доказательства направления в адрес заявителя писем от 01.08.2012 и от 12.10.2012 учреждением в материалы дела представлены копии журналов исходящих документов за 2012 год.
Из пояснений заявителя следует, что указанные выше письма им не получены, об их содержании не было известно до судебного разбирательства по настоящему делу.
Указывая на противоречие закону решения от 14.01.2013 N 27 об отказе в предоставлении земельных участков в аренду, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и возлагая на администрацию обязанность принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков, исходил из незаконности отказа в предоставлении земельных участок и нарушения таким отказом прав и законных интересов заявителя.
Суд отклонил доводы администрации о необходимости публикации сообщения о предоставлении в аренду земельных участков.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела, вместе с тем суд изменил решение арбитражного суда в части распределения судебных расходов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что требования заявителя подлежат удовлетворению при установлении судами совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким отказом прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обоснованно включив в предмет судебного исследования наличие либо отсутствие вышеуказанных условий, арбитражные суды двух инстанций, исходя из установленных обстоятельств дела, правомерно руководствовались положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Федерального закона N 74-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Федеральный закон N 74-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 которого (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя) граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 12).
Судами на основании правовой оценки представленных в дело доказательств установлено соблюдение заявителем требований пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, вследствие чего судами постановлен обоснованный вывод об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельных участков по основаниям, изложенным в письме от 14.01.2013 N 27.
Довод администрации о том, что на дату обращения заявителя о предоставлении испрашиваемых земельных участков, КФК "Вектор" не было зарегистрировано в установленном законом порядке и, вследствие этого, заявление не подлежало рассмотрению, подлежит отклонению, поскольку, как правильно, указал суд апелляционной инстанции Федеральный закон N 74-ФЗ предусматривает обращение граждан, заинтересованных в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в связи с чем наличие зарегистрированного в установленном порядке КФХ не является обязательным условием для рассмотрения соответствующего заявления.
Учитывая, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, довод кассационной жалобы администрации о необходимости такой публикации также подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Суд кассационной инстанции с учетом положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает оснований для переоценки установленных судами обстоятельств, вследствие чего иные доводы кассационной жалобы, подлежат отклонению, как не влияющие на законность судебных актов.
Учитывая, что постановлением суда апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции обоснованно изменено, по результатам рассмотрения кассационной жалобы в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения постановление Третьего арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 года по делу N А33-1612/2013 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧУПРОВ

Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)