Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 04.06.2013 г. Сперанский В.К.; представитель по доверенности от 15.06.2012 г. Чумаченко С.Ю.;
- от заинтересованных лиц:
- Главы администрации Краснодарского края: представитель по доверенности от 10.12.2013 г. N 01-894/13-08 Свашенко Е.С.;
- Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: представитель по доверенности от 26.03.2013 г. N 1612 Уйхели Ю.В.;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, извещен;
- от Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года: представитель не явился, извещен;
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился, извещен;
- от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Совхоз Восход" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 г. по делу N А32-16345/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Совхоз Восход",
заинтересованные лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Глава администрации Краснодарского края; Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; открытое акционерное общество "Российские железные дороги"; Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта
- третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Объединенная строительная компания";
- принятое в составе судьи Данько М.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Совхоз Восход" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит:
- - признать недействительным Распоряжение N 1220-р от 12.07.2010 г. Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в части прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Восход" земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:621, площадью 304397 кв. м (абзац 3 пункта 1 Распоряжения N 1220-р от 12.07.2010);
- - признать недействительным Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края N 716р от 03.08.2010 г. "О предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов федерального значения" в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:621 площадью 304397 кв. м в аренду на срок до 01.01.2014 г. Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта "для строительства олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)";
- - признать недействительным договор аренды N 0000000079/991-613/32 от 29.09.2010 г., заключенный между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
- - признать недействительным договор от 01.10.2010 г. N 05-20/5-2268 о переуступке права и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 29.09.2010 г. N 00000079/991-613/32, заключенный между Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и ОАО "Российские железные дороги";
- - устранить препятствия в пользовании заявителем земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:621 площадью 304397 кв. м.
Заявленные требования мотивированы тем, что на изъятом у общества земельном участке строительство олимпийского объекта не предусмотрено утвержденной документацией по строительству. То есть изъятие земельного участка не должно было основываться на специальных нормах олимпийского закона.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 г., с учетом определения об исправлении опечатки от 06.11.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о доказанности факта вхождения земельного участка истца в территорию, на которой в соответствии с утвержденной документацией будут размещаться последовательно объекты, сопутствующие строительству олимпийского объекта.
Доказательства того, что документация по строительству в части спорного земельного участка признана не соответствующей закону, не имеется.
Также суд посчитал необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным договора аренды и договора о передаче права аренды, поскольку предметом этих сделок является изъятый земельный участок, то есть участок, на который у заявителя прекращено титульное владение.
По этому же основанию не подлежит удовлетворению требование об устранении препятствий в пользовании спорным земельным участком.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, открытое акционерное общество "Совхоз Восход" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что вахтовый поселок ПК 58-65 вопреки выводу суда первой инстанции не входит в состав олимпийского объекта, а относится к категории временных зданий и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства и подлежащих сносу после завершения строительства олимпийского объекта. Включение в проектную документацию сведений о вахтовом поселке ПК 58-65 осуществлено проектной организацией во исполнение требований нормативных актов, определяющих состав проектной документации, и не свидетельствует о включении временных зданий и сооружений указанного вахтового поселка в состав капитального объекта строительства.
Кроме того, общество указывает, что судом первой инстанции необоснованно признан доказанным факт вхождения земельного участка заявителя в территорию, на которой в соответствии с утвержденной документацией будут размещаться объекты, сопутствующие строительству олимпийского объекта.
По мнению заявителя, проектно-планировочной документацией, утвержденной приказом Министерства регионального развития от 15.03.2010 г.
N 3-ОИ, спорный земельный участок в состав земель, подлежащих отводу для целей строительства олимпийских объектов федерального значения, не включен.
Общество в жалобе указывает, что выводы суда первой инстанции о необходимости размещения на спорном земельном участке вахтового поселка как необходимого для строительства олимпийского объекта, не соответствуют положениям Закона N 310-ФЗ, поскольку цели размещения указанного вахтового поселка в непосредственной близости к территории, предназначенной для строительства олимпийского объекта, могли быть достигнуты без прекращения вещного права ФГУП "Совхоз Восход" на спорный земельный участок. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15.1 Закона N 310-ФЗ, до 01 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, в том числе, для строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов.
Через канцелярию суда поступило ходатайство ОАО "РЖД" о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и отзыв на апелляционную жалобу, а также отзыв Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта на апелляционную жалобу, в которых заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо и иные заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание, состоявшееся 23 декабря 2013 года, не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель открытого акционерного общества "Совхоз Восход" в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель Главы администрации Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Представитель Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать. Представитель возражал против удовлетворения ходатайства.
Как следует из материалов дела, из представленного в дело государственного акта КК-2 N 426001767 следует, что постановлением N 5/1 от 09.01.1997 г. совхозу "Восход" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, общей площадью 210,16 га для сельскохозяйственного использования.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГУП "Совхоз "Восход", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2009 г., копия которого представлена в дело.
Заявитель указывает, что является правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия в части земельного участка.
Распоряжением N 1220-р от 12.07.2010 г. Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Восход", в том числе земельным участком с кадастровым номером 23:43:0000000:621 площадью 304397 кв. м, имеющим адресные ориентиры: участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира старый мост через р.Мзымта, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район.
Оспариваемое распоряжение N 1220-р от 12.07.2010 г. имеет ссылки на нормы Федерального закона от 01.12.2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении ХХП Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.03.2010 г.
N 3-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы)", а также на обращение администрации Краснодарского края от 21.05.2010 г. N 04-493/10-03 и от 22.06.2010 г. N 81-5916/10-05.2.
Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края N 716р от 03.08.2010 "О предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов федерального значения", спорный участок предоставлен Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта на праве аренды сроком до 1 января 2014 года "для строительства олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)".
29.09.2010 г. Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта подписан договор N 0000000079/991-613/32 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, на основании которого спорный участок передан в аренду Государственной корпорации сроком до 1 января 2014.
Участок передан в целях размещения олимпийского объекта федерального значения: "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы)". Сторонами 29.09.2010 г. подписан акт приема-передачи участка во владение арендатору.
01.10.2010 г. Государственной корпорацией и ОАО "Российские железные дороги" подписан договор N 05-20/5-2268 о переуступке права и обязанностей по договору аренды от 29.09.2010 г. N 00000079/991-613/32.
В договор в качестве арендатора вступило ОАО "РЖД". Сторонами 01.10.2010 г. подписан акт приема-передачи имущества новому арендатору.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Считая незаконными указанные ненормативные акты, общество, используя право на судебную защиту, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными их и отмене.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в перечисленных в этой статье случаях, в том числе при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, резервирование земель в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Олимпийским законом.
В соответствии со статей 283 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 названного Кодекса, которыми предусмотрено изъятие земельного участка у собственника путем выкупа на основании соглашения про цене, включающей рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Статьей 15 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта, регламентированы статьей 15 "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 г. по 01.01.2014 г. на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 991 от 29.12.2007 г. утверждена Программа строительства олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование" (Приложение N 1), и Подпрограмма "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" (Приложение N 2). Согласно указанного нормативного акта, строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт общество "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) включено в Приложение N 2 (пункт 32 Программы).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.03.2010 г. утверждена документация по планировке территории для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт общество "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы, строительство".
В дело представлено положительное заключение государственной экспертизы N 619-10/ГГЭ-6880/04 на 6 этап строительства этого объекта на участке ПК-48- Южный портал ж.д. тоннеля N 1 (ПК147+95).
В соответствии с пунктом 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации положительное заключение свидетельствует о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 названного Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В проектной документации на 6 этап строительства в томе 5.1.44 предусмотрено строительство вахтового поселка на отрезке ПК 58-65, то есть на спорном земельном участке. На этом же участке возводится производственно-строительная база.
Как пояснили представители заинтересованных лиц, имущество вахтового поселка и производственно-строительной базы являются временными сооружениями.
Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" Раздел 5 "Проект организации строительства" должен содержать, в числе прочего, обоснование потребности во временных зданиях и сооружениях, обоснование потребности строительства в кадрах, жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве, план полосы отвода с нанесением земельных участков, временно отводимых на период строительства.
Таким образом, в состав проекта строительства олимпийского объекта должны были быть включены, в том числе, временные здания и сооружения, которые, несмотря на то, что не являются капитальными строениями, входят в состав олимпийского объекта, строительство которого не представляется возможным в случае исключения указанных зданий и сооружений из проектной документации.
Также в деле имеется приказ Минэкономразвития Российской Федерации N 14-ОИ от 31.01.2013 г. "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения первого этапа олимпийского объекта "Грузовой двор N 3 в Адлерском районе города Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)", которым утверждена проектная документация на размещение грузового двора N 3.
Размещение временных сооружений - вахтового поселка, производственно-строительной базы и грузового двора именно на спорном земельном участке подтверждается листами графической части проектов, имеющими отметки об их утверждении в установленном порядке.
Из прямого смысла положений Олимпийского закона следует, что основанием для изъятия земельных участков является размещение на этих участках объектов олимпийского строительства.
Надлежащим доказательством такого размещения будет в силу закона утвержденная в установленном порядке проектная документация.
То есть постановление об изъятии может быть признано незаконным в единственном случае - когда на изъятом земельном участке не предусмотрено в установленном законом порядке строительство олимпийского объекта.
Вывод суда первой инстанции о доказанности факта вхождения земельного участка заявителя в территорию, на которой в соответствии с утвержденной документацией будут размещаться последовательно объекты, сопутствующие строительству олимпийского объекта является обоснованным.
Доказательства того, что документация по строительству в части спорного земельного участка признана не соответствующей закону, не представлено и суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконными постановлений о прекращении истцу права постоянного (бессрочного) пользования землей и о предоставлении участка другому лицу для размещения объектов, отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что временные объекты не входят в состав олимпийского объекта на основании того, что они не относятся к капитальным объектам и включены в раздел 5 проектной документации "Проект организации строительства" (далее - ПОС), является ошибочным, о чем свидетельствуют положительное заключение государственной экспертизы, нормы Градостроительного кодекса, постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87, а также ОСН 3.02.01.-97 и СНиПы.
Ни в одном из указанных документов нет указания на то, что ПОС не входит в состав проектной документации по объекту строительства или то, что проектные решения, предусмотренные ПОСом не требуют реализации при строительстве, а носят лишь рекомендательный (информационный) характер, или то, что временные здания и сооружения, необходимые для строительства основного капитального объекта не входят в его состав.
В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной Приказом Министерства регионального развития 3-ОИ от 15.03.2010 г., земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 (образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:453) предназначен для размещения вахтового поселка, возводимого в рамках проекта: "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - "Альпика-Сервис", что подтверждается проектной документацией (копии в материалах дела имеются).
ОАО "Совхоз Восход" является правопреемником ФГУП "Совхоз восход", существовавшего на момент издания Распоряжения N 1220-р от 12.07.2010 г.
Согласно части 35 пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 310-ФЗ в случае, если предназначенный для размещения олимпийского объекта земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, такое право прекращается в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от администрации Краснодарского края без согласия указанных организаций, по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом.
В соответствии с указанной нормой право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки ФГУП "Совхоз "Восход" прекращено Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 1220-р от 12.07.2010 г.
Также Федеральным законом N 310-ФЗ от 01.12.2007 г. установлен порядок предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов.
Согласно пункту 4.1. части 4 статьи 16 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств иных юридических лиц, предоставляются Корпорации в аренду сроком до 49 лет без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов с правом передавать указанным лицам свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, а также с правом передавать арендованный земельный участок этим лицам в субаренду.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г. Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление следующих полномочий по распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, расположенными на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка, в том числе принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов, заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками, предоставляемыми для строительства олимпийских объектов.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.08.2010 г. N 716-р между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и ГК "Олимпстрой" заключен договор аренды N 0000000079/991-613/32 от 29.09.2010 г. в целях размещения олимпийского объекта федерального значения: "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис".
По указанному договору в соответствии с описанным порядком произведена уступка прав ОАО "РЖД" (договор N 05-20/5-2268 от 01.10.2010 г.
Земельный участок под размещение вахтового поселка в соответствии с указанным договором предоставлен ОАО "РЖД" временно, а именно на срок до 01.01.2014 г.
Таким образом, процедура изъятия и предоставления спорного земельного участка в целях строительства олимпийского объекта произведена в соответствии с действующим законодательством.
Вопрос строительства на территории оспариваемого земельного участка олимпийского объекта "Грузовой двор N 3 в адлерском районе города Сочи" выходит за предмет указанного спора, так как оспариваемые распоряжения N 716-р от 03.08.2010 г. и N 1220-р от 12.07.2010 г. издавались с целью прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Восход" для строительства объекта федерального значения по титулу "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством, второго сплошного железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство).
Для нужд строительства указанного объекта на данном земельном участке в соответствии с утвержденной проектной документацией, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы (как уже отмечалось выше) был построен вахтовый городок ПК-58, совмещенный с производственной базой (доказательства в материалы дела представлены).
Строительство грузового двора является следующим этапом использования указанного земельного участка.
Полномочия Наблюдательного совета ГК "Олимпстрой" по утверждению перечня олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, закреплены пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 238-ФЗ от 30.10.2007 г. "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
На момент утверждения документации по планировке территории для размещения грузового двора, права ФГУП "Совхоз "Восход" на указанный земельный участок уже были прекращены, земельный участок находится в собственности Российской Федерации и следовательно Приказ N 14-ОИ не нарушает права и законные интересы ОАО "Совхоз Восход", который соответственно не имеет законных оснований предъявления требований об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом N 310-ФЗ не предусмотрено процедур повторного изъятия земельного участка для государственных нужд, в том числе в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица после проведения процедуры изъятия.
В части признания недействительным договора аренды и договора о передаче права аренды, судом первой инстанции также обоснованно отказано обществу в удовлетворении его заявленных требований, поскольку предметом этих сделок является изъятый земельный участок, то есть участок, на который у общества прекращено титульное владение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 года по делу N А32-16345/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2013 N 15АП-20197/2013 ПО ДЕЛУ N А32-16345/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 г. N 15АП-20197/2013
Дело N А32-16345/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 04.06.2013 г. Сперанский В.К.; представитель по доверенности от 15.06.2012 г. Чумаченко С.Ю.;
- от заинтересованных лиц:
- Главы администрации Краснодарского края: представитель по доверенности от 10.12.2013 г. N 01-894/13-08 Свашенко Е.С.;
- Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта: представитель по доверенности от 26.03.2013 г. N 1612 Уйхели Ю.В.;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, извещен;
- от Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года: представитель не явился, извещен;
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель не явился, извещен;
- от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Совхоз Восход" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 г. по делу N А32-16345/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Совхоз Восход",
заинтересованные лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Глава администрации Краснодарского края; Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; открытое акционерное общество "Российские железные дороги"; Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта
- третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Объединенная строительная компания";
- принятое в составе судьи Данько М.М.,
установил:
открытое акционерное общество "Совхоз Восход" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит:
- - признать недействительным Распоряжение N 1220-р от 12.07.2010 г. Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в части прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Восход" земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:621, площадью 304397 кв. м (абзац 3 пункта 1 Распоряжения N 1220-р от 12.07.2010);
- - признать недействительным Распоряжение Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края N 716р от 03.08.2010 г. "О предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов федерального значения" в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:621 площадью 304397 кв. м в аренду на срок до 01.01.2014 г. Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта "для строительства олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)";
- - признать недействительным договор аренды N 0000000079/991-613/32 от 29.09.2010 г., заключенный между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
- - признать недействительным договор от 01.10.2010 г. N 05-20/5-2268 о переуступке права и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от 29.09.2010 г. N 00000079/991-613/32, заключенный между Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта и ОАО "Российские железные дороги";
- - устранить препятствия в пользовании заявителем земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:621 площадью 304397 кв. м.
Заявленные требования мотивированы тем, что на изъятом у общества земельном участке строительство олимпийского объекта не предусмотрено утвержденной документацией по строительству. То есть изъятие земельного участка не должно было основываться на специальных нормах олимпийского закона.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 г., с учетом определения об исправлении опечатки от 06.11.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о доказанности факта вхождения земельного участка истца в территорию, на которой в соответствии с утвержденной документацией будут размещаться последовательно объекты, сопутствующие строительству олимпийского объекта.
Доказательства того, что документация по строительству в части спорного земельного участка признана не соответствующей закону, не имеется.
Также суд посчитал необходимым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным договора аренды и договора о передаче права аренды, поскольку предметом этих сделок является изъятый земельный участок, то есть участок, на который у заявителя прекращено титульное владение.
По этому же основанию не подлежит удовлетворению требование об устранении препятствий в пользовании спорным земельным участком.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, открытое акционерное общество "Совхоз Восход" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что вахтовый поселок ПК 58-65 вопреки выводу суда первой инстанции не входит в состав олимпийского объекта, а относится к категории временных зданий и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства и подлежащих сносу после завершения строительства олимпийского объекта. Включение в проектную документацию сведений о вахтовом поселке ПК 58-65 осуществлено проектной организацией во исполнение требований нормативных актов, определяющих состав проектной документации, и не свидетельствует о включении временных зданий и сооружений указанного вахтового поселка в состав капитального объекта строительства.
Кроме того, общество указывает, что судом первой инстанции необоснованно признан доказанным факт вхождения земельного участка заявителя в территорию, на которой в соответствии с утвержденной документацией будут размещаться объекты, сопутствующие строительству олимпийского объекта.
По мнению заявителя, проектно-планировочной документацией, утвержденной приказом Министерства регионального развития от 15.03.2010 г.
N 3-ОИ, спорный земельный участок в состав земель, подлежащих отводу для целей строительства олимпийских объектов федерального значения, не включен.
Общество в жалобе указывает, что выводы суда первой инстанции о необходимости размещения на спорном земельном участке вахтового поселка как необходимого для строительства олимпийского объекта, не соответствуют положениям Закона N 310-ФЗ, поскольку цели размещения указанного вахтового поселка в непосредственной близости к территории, предназначенной для строительства олимпийского объекта, могли быть достигнуты без прекращения вещного права ФГУП "Совхоз Восход" на спорный земельный участок. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15.1 Закона N 310-ФЗ, до 01 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, в том числе, для строительства временных или вспомогательных сооружений (в том числе ограждений, бытовок, навесов), складирования строительных и иных материалов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов.
Через канцелярию суда поступило ходатайство ОАО "РЖД" о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и отзыв на апелляционную жалобу, а также отзыв Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта на апелляционную жалобу, в которых заинтересованные лица просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо и иные заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание, состоявшееся 23 декабря 2013 года, не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель открытого акционерного общества "Совхоз Восход" в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель Главы администрации Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Представитель Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать. Представитель возражал против удовлетворения ходатайства.
Как следует из материалов дела, из представленного в дело государственного акта КК-2 N 426001767 следует, что постановлением N 5/1 от 09.01.1997 г. совхозу "Восход" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок, общей площадью 210,16 га для сельскохозяйственного использования.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано за ФГУП "Совхоз "Восход", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2009 г., копия которого представлена в дело.
Заявитель указывает, что является правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия в части земельного участка.
Распоряжением N 1220-р от 12.07.2010 г. Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Восход", в том числе земельным участком с кадастровым номером 23:43:0000000:621 площадью 304397 кв. м, имеющим адресные ориентиры: участок находится примерно в 50 м по направлению на юг от ориентира старый мост через р.Мзымта, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район.
Оспариваемое распоряжение N 1220-р от 12.07.2010 г. имеет ссылки на нормы Федерального закона от 01.12.2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и проведении ХХП Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.03.2010 г.
N 3-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы)", а также на обращение администрации Краснодарского края от 21.05.2010 г. N 04-493/10-03 и от 22.06.2010 г. N 81-5916/10-05.2.
Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края N 716р от 03.08.2010 "О предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов федерального значения", спорный участок предоставлен Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта на праве аренды сроком до 1 января 2014 года "для строительства олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)".
29.09.2010 г. Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта подписан договор N 0000000079/991-613/32 аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, на основании которого спорный участок передан в аренду Государственной корпорации сроком до 1 января 2014.
Участок передан в целях размещения олимпийского объекта федерального значения: "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы)". Сторонами 29.09.2010 г. подписан акт приема-передачи участка во владение арендатору.
01.10.2010 г. Государственной корпорацией и ОАО "Российские железные дороги" подписан договор N 05-20/5-2268 о переуступке права и обязанностей по договору аренды от 29.09.2010 г. N 00000079/991-613/32.
В договор в качестве арендатора вступило ОАО "РЖД". Сторонами 01.10.2010 г. подписан акт приема-передачи имущества новому арендатору.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Считая незаконными указанные ненормативные акты, общество, используя право на судебную защиту, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными их и отмене.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в перечисленных в этой статье случаях, в том числе при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, резервирование земель в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Олимпийским законом.
В соответствии со статей 283 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279 - 282 названного Кодекса, которыми предусмотрено изъятие земельного участка у собственника путем выкупа на основании соглашения про цене, включающей рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Статьей 15 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта, регламентированы статьей 15 "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 г. по 01.01.2014 г. на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 991 от 29.12.2007 г. утверждена Программа строительства олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование" (Приложение N 1), и Подпрограмма "Строительство и реконструкция объектов для развития города Сочи как горноклиматического курорта" (Приложение N 2). Согласно указанного нормативного акта, строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт общество "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) включено в Приложение N 2 (пункт 32 Программы).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.03.2010 г. утверждена документация по планировке территории для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт общество "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы, строительство".
В дело представлено положительное заключение государственной экспертизы N 619-10/ГГЭ-6880/04 на 6 этап строительства этого объекта на участке ПК-48- Южный портал ж.д. тоннеля N 1 (ПК147+95).
В соответствии с пунктом 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации положительное заключение свидетельствует о соответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 названного Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В проектной документации на 6 этап строительства в томе 5.1.44 предусмотрено строительство вахтового поселка на отрезке ПК 58-65, то есть на спорном земельном участке. На этом же участке возводится производственно-строительная база.
Как пояснили представители заинтересованных лиц, имущество вахтового поселка и производственно-строительной базы являются временными сооружениями.
Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" Раздел 5 "Проект организации строительства" должен содержать, в числе прочего, обоснование потребности во временных зданиях и сооружениях, обоснование потребности строительства в кадрах, жилье и социально-бытовом обслуживании персонала, участвующего в строительстве, план полосы отвода с нанесением земельных участков, временно отводимых на период строительства.
Таким образом, в состав проекта строительства олимпийского объекта должны были быть включены, в том числе, временные здания и сооружения, которые, несмотря на то, что не являются капитальными строениями, входят в состав олимпийского объекта, строительство которого не представляется возможным в случае исключения указанных зданий и сооружений из проектной документации.
Также в деле имеется приказ Минэкономразвития Российской Федерации N 14-ОИ от 31.01.2013 г. "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения первого этапа олимпийского объекта "Грузовой двор N 3 в Адлерском районе города Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)", которым утверждена проектная документация на размещение грузового двора N 3.
Размещение временных сооружений - вахтового поселка, производственно-строительной базы и грузового двора именно на спорном земельном участке подтверждается листами графической части проектов, имеющими отметки об их утверждении в установленном порядке.
Из прямого смысла положений Олимпийского закона следует, что основанием для изъятия земельных участков является размещение на этих участках объектов олимпийского строительства.
Надлежащим доказательством такого размещения будет в силу закона утвержденная в установленном порядке проектная документация.
То есть постановление об изъятии может быть признано незаконным в единственном случае - когда на изъятом земельном участке не предусмотрено в установленном законом порядке строительство олимпийского объекта.
Вывод суда первой инстанции о доказанности факта вхождения земельного участка заявителя в территорию, на которой в соответствии с утвержденной документацией будут размещаться последовательно объекты, сопутствующие строительству олимпийского объекта является обоснованным.
Доказательства того, что документация по строительству в части спорного земельного участка признана не соответствующей закону, не представлено и суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконными постановлений о прекращении истцу права постоянного (бессрочного) пользования землей и о предоставлении участка другому лицу для размещения объектов, отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что временные объекты не входят в состав олимпийского объекта на основании того, что они не относятся к капитальным объектам и включены в раздел 5 проектной документации "Проект организации строительства" (далее - ПОС), является ошибочным, о чем свидетельствуют положительное заключение государственной экспертизы, нормы Градостроительного кодекса, постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. N 87, а также ОСН 3.02.01.-97 и СНиПы.
Ни в одном из указанных документов нет указания на то, что ПОС не входит в состав проектной документации по объекту строительства или то, что проектные решения, предусмотренные ПОСом не требуют реализации при строительстве, а носят лишь рекомендательный (информационный) характер, или то, что временные здания и сооружения, необходимые для строительства основного капитального объекта не входят в его состав.
В соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной Приказом Министерства регионального развития 3-ОИ от 15.03.2010 г., земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 (образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:453) предназначен для размещения вахтового поселка, возводимого в рамках проекта: "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - "Альпика-Сервис", что подтверждается проектной документацией (копии в материалах дела имеются).
ОАО "Совхоз Восход" является правопреемником ФГУП "Совхоз восход", существовавшего на момент издания Распоряжения N 1220-р от 12.07.2010 г.
Согласно части 35 пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 310-ФЗ в случае, если предназначенный для размещения олимпийского объекта земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, такое право прекращается в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от администрации Краснодарского края без согласия указанных организаций, по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом.
В соответствии с указанной нормой право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки ФГУП "Совхоз "Восход" прекращено Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 1220-р от 12.07.2010 г.
Также Федеральным законом N 310-ФЗ от 01.12.2007 г. установлен порядок предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов.
Согласно пункту 4.1. части 4 статьи 16 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства олимпийских объектов федерального значения за счет средств иных юридических лиц, предоставляются Корпорации в аренду сроком до 49 лет без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов с правом передавать указанным лицам свои права и обязанности по договору аренды земельного участка, а также с правом передавать арендованный земельный участок этим лицам в субаренду.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 310-ФЗ от 01.12.2007 г. Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление следующих полномочий по распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, расположенными на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка, в том числе принятие решений о предоставлении земельных участков для строительства олимпийских объектов, заключение договоров аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками, предоставляемыми для строительства олимпийских объектов.
На основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.08.2010 г. N 716-р между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и ГК "Олимпстрой" заключен договор аренды N 0000000079/991-613/32 от 29.09.2010 г. в целях размещения олимпийского объекта федерального значения: "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис".
По указанному договору в соответствии с описанным порядком произведена уступка прав ОАО "РЖД" (договор N 05-20/5-2268 от 01.10.2010 г.
Земельный участок под размещение вахтового поселка в соответствии с указанным договором предоставлен ОАО "РЖД" временно, а именно на срок до 01.01.2014 г.
Таким образом, процедура изъятия и предоставления спорного земельного участка в целях строительства олимпийского объекта произведена в соответствии с действующим законодательством.
Вопрос строительства на территории оспариваемого земельного участка олимпийского объекта "Грузовой двор N 3 в адлерском районе города Сочи" выходит за предмет указанного спора, так как оспариваемые распоряжения N 716-р от 03.08.2010 г. и N 1220-р от 12.07.2010 г. издавались с целью прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз Восход" для строительства объекта федерального значения по титулу "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством, второго сплошного железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство).
Для нужд строительства указанного объекта на данном земельном участке в соответствии с утвержденной проектной документацией, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы (как уже отмечалось выше) был построен вахтовый городок ПК-58, совмещенный с производственной базой (доказательства в материалы дела представлены).
Строительство грузового двора является следующим этапом использования указанного земельного участка.
Полномочия Наблюдательного совета ГК "Олимпстрой" по утверждению перечня олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, закреплены пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 238-ФЗ от 30.10.2007 г. "О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".
На момент утверждения документации по планировке территории для размещения грузового двора, права ФГУП "Совхоз "Восход" на указанный земельный участок уже были прекращены, земельный участок находится в собственности Российской Федерации и следовательно Приказ N 14-ОИ не нарушает права и законные интересы ОАО "Совхоз Восход", который соответственно не имеет законных оснований предъявления требований об устранении препятствий в пользовании земельным участком.
Действующим законодательством, в том числе Федеральным законом N 310-ФЗ не предусмотрено процедур повторного изъятия земельного участка для государственных нужд, в том числе в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица после проведения процедуры изъятия.
В части признания недействительным договора аренды и договора о передаче права аренды, судом первой инстанции также обоснованно отказано обществу в удовлетворении его заявленных требований, поскольку предметом этих сделок является изъятый земельный участок, то есть участок, на который у общества прекращено титульное владение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2013 года по делу N А32-16345/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)