Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2014 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-56712/14 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ЗАО "Лонмади" об истребовании части земельного участка, третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Щипова А.Д., доверенность от 25.12.2014 N 26Дов - 492;
- от ЗАО "Лонмади" - Климкин А.А. доверенность от 24.09.2014 N 9/2014;
- от ТУ Росимущества в Московской области - Паткина Е.Ю. доверенность от 22.05.2014 N ЕП/04-3498;
- от остальных лиц - не явились, извещены,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ЗАО "Лонмади" об истребовании из чужого незаконного владения часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 площадью 1 819 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сп. Луневское, д. Елино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2014 года по делу N А41-56712/14 в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители истца и Территориального управления Росимущества в Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 30.04.2009 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок общей площадью 3 588 га, адрес - Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Клинское участковое сельское лесничество, в том числе квартал 30, выдел 1-42 (л.д. 16, т. 1).
ЗАО "Лонмади" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236, площадью 1 819 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Елино.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 05.10.2013 право на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 за ЗАО "Лонмади" зарегистрировано 16.05.2013.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 от 11.10.2013 следует, что данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28 на вышеуказанный и земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 расположен на землях лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд за защитой своего права.
В соответствии со статьями 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно пункту 32 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного Постановления разъяснено, что в соответствии со 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Объектом виндикации во всех случаях может выступать только индивидуально-определенная вещь, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из статей 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28, и был приобретен ответчиком на основании договора купли-продажи N 1 от 04.04.2013 у гр. Зеленого Э.М., который, в свою очередь, приобрел данный участок у ООО "Кантри".
Согласно материалам дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого впоследствии был образован спорный земельный участок, было также зарегистрировано за ООО "Кантри" на основании протокола общего собрания учредителей ООО "Агро-Центр" от 30.07.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2008.
При этом, согласно кадастровому паспорту, выписке из ГКН, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 не имеет пересечений с границами иных земельных участков, его границы установлены, о чем в государственном кадастре недвижимости содержатся соответствующие сведения.
Также, согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060607:236 от 11.10.2013 датой внесения номера в ГКН является 28.02.2013, площадь участка составляет 17025 кв. м категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сп. Луневское, д. Елино.
Порядок проведения кадастрового учета образованных земельных участков предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов. В числе документов указан межевой план, с приложением акта согласования границ земельного участка
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Доказательств того, что постановка земельного участка с КН 50:09:0060607:237 признана недействительной, оспорена законность действий по постановке на кадастровый учет, признаны недостоверными сведения, содержащиеся в ГКН, в дело не представлено.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Муниципального образования сельского поселения Луневское от 26.01.2010 г. N 21 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28 было изменено с "сельскохозяйственного производства" на "размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов".
Согласно представленным в дело документам, изменение вида разрешенного использования и категории земель осуществлено на основании публичных слушаний, что подтверждается Протоколом N 02 от 18.01.2010 г., с учетом заключения Министерства сельского хозяйства и природопользования Московской области от 23.10.2007 г. N от-1/1182-7, Справки Федерального агентства по недропользованию от 20.02.2008 г. N 02пи/64.
Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Как следует из кадастрового дела, представленного в материалы дела, земельный участок с КН 50:09:0060607:28 отнесен к категории земель сельскохозяйственного производства. Как следует из кадастровой Выписки о земельном участке КН 50:09:0060607:236 от 11.10.2013 участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии со статьями 23, 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения лесоустройство не проводится.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости не содержал сведений об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060607:28, 50:09:0060607:236 к землям лесного фонда.
Доказательств того, что установленная в отношении земельного участка с КН 50:09:0060607:236 категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения оспорена, в материалы дело не представлено.
Таким образом, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правильно установлено и учтены следующие обстоятельства, что право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью зарегистрировано 30.04.2009, а право собственности на конкретный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236, зарегистрировано в установленном порядке в 2008 году, принимая во внимание, что границы лесничества, в которое, по мнению истца, входит спорный земельный участки, были сформированы после образования земельных участков, истцом не доказана незаконность возникновения права истца на спорный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащей оценке судом первой инстанции представленных истцом доказательств отнесения спорного участка к землям лесного фонда признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно представленному в дело плану лесных участков Солнечногорского района Клинского сельского участкового лесничества план не содержит данных о местоположении границ земель лесного фонда в виде координат в системе координат МСК-50. Доказательств того, что сведения об установленных границах земель лесного фонда кв. 30, выд. 30,42 содержатся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав и Лесном реестре не имеется.
Кроме того, как следует из заключения филиала ФГУП "Рослесинформ" "Центрлеспроект" от 18.03.2014 N 13/401, при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 с планово-картографическими материалами лесоустройства, установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества, при этом наложения на земли бывшего государственного лесного фонда отсутствуют. В данном заключении также указано, что при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, были использованы несогласованные материалы полевых работ.
Согласно пункту 57 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 в местах выхода квартальных просек на границу лесничества, лесопарка устанавливаются лесоустроительные знаки (в том числе граничные квартальные столбы). На нижней щеке граничного квартального столба, расположенной по перпендикуляру к землям, на которых располагаются леса, делается надпись ЗЛФ (земли лесного фонда), или ЗООПТ (земли особо охраняемых природных территорий), или ЗНП (земли населенных пунктов), или ЗОБ (земли обороны и безопасности).
В местах пересечения между собой квартальных просек на границах защитных, эксплуатационных и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов могут устанавливаться лесоустроительные знаки. На нижней щеке, обращенной по перпендикуляру в сторону той или иной категории лесов, особо защитного участка лесов делается надпись: ЗЛ - защитные леса, ЭЛ - эксплуатационные леса, РЛ - резервные леса, ОЗУ - особо защитный участок лесов.
При установке граничных квартальных столбов при пересечениях с проезжими просеками допускается их отнесение в направлении диагонали лесного квартала, расположенного севернее и западнее точки пересечения осевых линий просек, на расстояние, обеспечивающее их хорошую видимость и сохранность от повреждения транспортом.
При выходе квартальной просеки на непроходимую безлесную местность, на которой установка граничного квартального столба в точке пересечения с другой просекой невозможна, в местах выхода ее на доступную территорию до и после недоступной местности устанавливаются, соответственно, граничные квартальные столбы.
Как следует из представленных в дело актов осмотра территории ГКУ "Мособллес" от 13.09.2013, от 06.02.2014, в актах не отражены сведения о том, что на исследуемой территории установлены граничные квартальные столбы.
Документы, отражающие координаты граничных квартальных столбов, иные доказательства их установки в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 в дело не представлены.
При таких обстоятельствах, сравнение характеристик местоположения границ земель лесного фонда в части кв. 30, выд. 30,42 на основании представленного в дело плана лесных участков и сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060607:236 не может являться надлежащим и неопровержимым доказательством наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 на земли лесного фонда.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом объема представленных в дело доказательств, юридически значимых обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для назначения по делу судебной экспертизы, в связи с чем в удовлетворении соответствующего ходатайства истца отказано.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Апелляционный суд также учитывает, что аналогичные выводы относительно второго земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237, выделенного из земельного участка 50:09:0060607:28, изложены в судебных актах по делу N А41-15349/14.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2014 по делу N А41-56712/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2015 N 10АП-18237/2014 ПО ДЕЛУ N А41-56712/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. по делу N А41-56712/14
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2014 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по делу N А41-56712/14 по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ЗАО "Лонмади" об истребовании части земельного участка, третьи лица: Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства Московской области - Щипова А.Д., доверенность от 25.12.2014 N 26Дов - 492;
- от ЗАО "Лонмади" - Климкин А.А. доверенность от 24.09.2014 N 9/2014;
- от ТУ Росимущества в Московской области - Паткина Е.Ю. доверенность от 22.05.2014 N ЕП/04-3498;
- от остальных лиц - не явились, извещены,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ЗАО "Лонмади" об истребовании из чужого незаконного владения часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 площадью 1 819 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сп. Луневское, д. Елино.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 декабря 2014 года по делу N А41-56712/14 в удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Комитета лесного хозяйства Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители истца и Территориального управления Росимущества в Московской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 30.04.2009 Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок общей площадью 3 588 га, адрес - Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Клинское участковое сельское лесничество, в том числе квартал 30, выдел 1-42 (л.д. 16, т. 1).
ЗАО "Лонмади" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236, площадью 1 819 кв. м, категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Луневское, д. Елино.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав от 05.10.2013 право на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 за ЗАО "Лонмади" зарегистрировано 16.05.2013.
Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 от 11.10.2013 следует, что данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28 на вышеуказанный и земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:237.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 расположен на землях лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд за защитой своего права.
В соответствии со статьями 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно пункту 32 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного Постановления разъяснено, что в соответствии со 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Объектом виндикации во всех случаях может выступать только индивидуально-определенная вещь, поскольку истребование имущества в натуре означает возвращение того же имущества собственнику.
Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как следует из статей 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. До 1 января 2011 года кадастровую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством о государственном кадастре недвижимости, наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие правом проведения работ по лесоустройству. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.07.2006) установлено, что в федеральной собственности могли находиться земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Исследовав и оценив представленные доказательства, судом установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28, и был приобретен ответчиком на основании договора купли-продажи N 1 от 04.04.2013 у гр. Зеленого Э.М., который, в свою очередь, приобрел данный участок у ООО "Кантри".
Согласно материалам дела, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого впоследствии был образован спорный земельный участок, было также зарегистрировано за ООО "Кантри" на основании протокола общего собрания учредителей ООО "Агро-Центр" от 30.07.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2008.
При этом, согласно кадастровому паспорту, выписке из ГКН, земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236 не имеет пересечений с границами иных земельных участков, его границы установлены, о чем в государственном кадастре недвижимости содержатся соответствующие сведения.
Также, согласно кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060607:236 от 11.10.2013 датой внесения номера в ГКН является 28.02.2013, площадь участка составляет 17025 кв. м категория земли - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сп. Луневское, д. Елино.
Порядок проведения кадастрового учета образованных земельных участков предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов. В числе документов указан межевой план, с приложением акта согласования границ земельного участка
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Доказательств того, что постановка земельного участка с КН 50:09:0060607:237 признана недействительной, оспорена законность действий по постановке на кадастровый учет, признаны недостоверными сведения, содержащиеся в ГКН, в дело не представлено.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации Муниципального образования сельского поселения Луневское от 26.01.2010 г. N 21 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:28 было изменено с "сельскохозяйственного производства" на "размещение производственных, торговых и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов".
Согласно представленным в дело документам, изменение вида разрешенного использования и категории земель осуществлено на основании публичных слушаний, что подтверждается Протоколом N 02 от 18.01.2010 г., с учетом заключения Министерства сельского хозяйства и природопользования Московской области от 23.10.2007 г. N от-1/1182-7, Справки Федерального агентства по недропользованию от 20.02.2008 г. N 02пи/64.
Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Как следует из кадастрового дела, представленного в материалы дела, земельный участок с КН 50:09:0060607:28 отнесен к категории земель сельскохозяйственного производства. Как следует из кадастровой Выписки о земельном участке КН 50:09:0060607:236 от 11.10.2013 участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии со статьями 23, 67 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения лесоустройство не проводится.
Таким образом, государственный кадастр недвижимости не содержал сведений об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0060607:28, 50:09:0060607:236 к землям лесного фонда.
Доказательств того, что установленная в отношении земельного участка с КН 50:09:0060607:236 категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения оспорена, в материалы дело не представлено.
Таким образом, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правильно установлено и учтены следующие обстоятельства, что право собственности Российской Федерации на лесной участок общей площадью зарегистрировано 30.04.2009, а право собственности на конкретный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:28, из которого образован спорный земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060607:236, зарегистрировано в установленном порядке в 2008 году, принимая во внимание, что границы лесничества, в которое, по мнению истца, входит спорный земельный участки, были сформированы после образования земельных участков, истцом не доказана незаконность возникновения права истца на спорный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащей оценке судом первой инстанции представленных истцом доказательств отнесения спорного участка к землям лесного фонда признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Согласно представленному в дело плану лесных участков Солнечногорского района Клинского сельского участкового лесничества план не содержит данных о местоположении границ земель лесного фонда в виде координат в системе координат МСК-50. Доказательств того, что сведения об установленных границах земель лесного фонда кв. 30, выд. 30,42 содержатся в Государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав и Лесном реестре не имеется.
Кроме того, как следует из заключения филиала ФГУП "Рослесинформ" "Центрлеспроект" от 18.03.2014 N 13/401, при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 с планово-картографическими материалами лесоустройства, установлено, что земельный участок частично накладывается на земли Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества, при этом наложения на земли бывшего государственного лесного фонда отсутствуют. В данном заключении также указано, что при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда, были использованы несогласованные материалы полевых работ.
Согласно пункту 57 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 в местах выхода квартальных просек на границу лесничества, лесопарка устанавливаются лесоустроительные знаки (в том числе граничные квартальные столбы). На нижней щеке граничного квартального столба, расположенной по перпендикуляру к землям, на которых располагаются леса, делается надпись ЗЛФ (земли лесного фонда), или ЗООПТ (земли особо охраняемых природных территорий), или ЗНП (земли населенных пунктов), или ЗОБ (земли обороны и безопасности).
В местах пересечения между собой квартальных просек на границах защитных, эксплуатационных и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов могут устанавливаться лесоустроительные знаки. На нижней щеке, обращенной по перпендикуляру в сторону той или иной категории лесов, особо защитного участка лесов делается надпись: ЗЛ - защитные леса, ЭЛ - эксплуатационные леса, РЛ - резервные леса, ОЗУ - особо защитный участок лесов.
При установке граничных квартальных столбов при пересечениях с проезжими просеками допускается их отнесение в направлении диагонали лесного квартала, расположенного севернее и западнее точки пересечения осевых линий просек, на расстояние, обеспечивающее их хорошую видимость и сохранность от повреждения транспортом.
При выходе квартальной просеки на непроходимую безлесную местность, на которой установка граничного квартального столба в точке пересечения с другой просекой невозможна, в местах выхода ее на доступную территорию до и после недоступной местности устанавливаются, соответственно, граничные квартальные столбы.
Как следует из представленных в дело актов осмотра территории ГКУ "Мособллес" от 13.09.2013, от 06.02.2014, в актах не отражены сведения о том, что на исследуемой территории установлены граничные квартальные столбы.
Документы, отражающие координаты граничных квартальных столбов, иные доказательства их установки в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 в дело не представлены.
При таких обстоятельствах, сравнение характеристик местоположения границ земель лесного фонда в части кв. 30, выд. 30,42 на основании представленного в дело плана лесных участков и сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:09:0060607:236 не может являться надлежащим и неопровержимым доказательством наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:236 на земли лесного фонда.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом объема представленных в дело доказательств, юридически значимых обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для назначения по делу судебной экспертизы, в связи с чем в удовлетворении соответствующего ходатайства истца отказано.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Апелляционный суд также учитывает, что аналогичные выводы относительно второго земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060607:237, выделенного из земельного участка 50:09:0060607:28, изложены в судебных актах по делу N А41-15349/14.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18.12.2014 по делу N А41-56712/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)