Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2014 N 06АП-3370/2014 ПО ДЕЛУ N А73-4208/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. N 06АП-3370/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Албузовой Э.С.,
при участии в заседании:
- от ООО Национальная община "Чуин": Смирнов Г.И., представитель по доверенности от 07.03.2014;
- от ДМС г. Хабаровска: Яблонская Л.А., представитель по доверенности от 31.12.2013 N 13250/02-12;
- от УФРС по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата": представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности города Хабаровска
на решение от 16.05.2014
по делу N А73-4208/2014
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Коваленко Н.Л.
по иску общества с ограниченной ответственностью Национальная община "Чуин"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равных их рыночной стоимости
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Национальная община "Чуин" ОГРН 1032700245489, г. Хабаровск) (далее - ООО НО "Чуин") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, г. Хабаровск) (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером 27:23:0041913:89, площадью 1 188,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Автономная, 10 "В", равной его рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2007) в размере 679 645 рублей; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:98, площадью 6 768,97 кв. м, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Автономная, 10 "В", равной его рыночной стоимости (по состоянию на 01.01.2007) в размере 3 218 991 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП"), Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент).
Решением от 16.05.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Департамент считает судебный акт - подлежащим отмене.
В обоснование указано на то, что представленные истцом отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков не могут быть приняты в качестве достаточных доказательств установления рыночной стоимости спорных земельных участков ввиду отсутствия положительного заключения отчетов.
По мнению заявителя жалобы, спорные отчеты произведены преимущественно путем анализа данных, существовавших на тот период времени, когда была определена кадастровая стоимость земельных участков, тогда как кадастровая стоимость земельных участков, установленная 01.01.2009, определялась, исходя из фактических данных, характеристик объектов, существовавших в период времени производства оценки.
Спорные отчеты об оценке составлены 17.02.2014 по результатам проведенных в 2014 году работ на дату по состоянию на 01.01.2007 (ретроспективную), в то время как отсутствуют нормативные и методологические основания для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
В этой связи считает, что отсутствие возможности определить рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в отчетах, что, в свою очередь, влечет признание их недопустимыми доказательствами.
Ссылаясь на письмо Минэкономразвития РФ, полагает, что действие пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ на спорные правоотношения не распространяются.
Кроме того, считает, что рыночная стоимость земельных участков подлежит установлению на дату - 01.01.2009, то есть с момента вступления в силу Постановления Правительства Хабаровского края N 273-ПР от 25.11.2008, которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости (используемые в расчетах) земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО НО "Чуин" не согласилось с ее доводами, указав на отсутствие несоответствия отчетов требования законодательства, отказ представителя Департамента в суде первой инстанции от проведения экспертизы, определение кадастровой стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007, которая утверждена постановлением Правительства Хабаровского края N 273-ПР.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Представитель ООО НО "Чуин", возражая против позиции заявителя жалобы, просил оставить судебный акт без изменения.
Управление Росреестра по Хабаровскому краю и ФГБУ "ФКП", извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации города Хабаровска от 22.08.2013 N 3326 ООО НО "Чуин" предоставлены в собственность за плату земельные участки под открытый склад труб N 2, принадлежащий ООО НО "Чуин" на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 13.09.2011 серия 27-АВ N 598196), с кадастровыми номерами 27:23:0041913:89 (площадью 1 188,6 кв. м), 27:23:0041913:98 (площадью 6 768,97 кв. м), расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Автономная, 10 "В".
На основании указанного постановления Департаментом подготовлен и направлен в адрес истца проект договора N 4828 купли-продажи земельных участков с произведенным в порядке, установленном постановлением Правительства Хабаровского края N 74-пр, расчетом выкупной стоимости, составившей 2 095 234,23 рублей.
Кадастровая стоимость земельных участков, включенная в расчет выкупной стоимости, указана в соответствии с результатами оценочных работ по кадастровой оценке земель, проведенных по состоянию на 01.01.2007, и составила 2 897 771,14 рублей - земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041913:89, земельный участок с кадастровым номером 27:23:0041913:98-16 502 545,79 рублей.
Не согласившись с произведенным расчетом, ООО НО "Чуин" обратилось в Департамент с заявлением об уменьшении выкупной стоимости земельных участков, в удовлетворении которого отказано со ссылкой на производство расчета в соответствии с действующим законодательством, с учетом кадастровой стоимости земельных участков, с указанием на возможность оспаривания кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной, ООО НО "Чуин" обратилось в ООО "Дальневосточный центр развития бизнеса" для проведения независимой оценки рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
Согласно Отчетам от 17.02.2014 N 3-092-14Х, N 3-093-14Х рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2007 составляет: земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:89-679 645 рублей, земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:98-3 218 991 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, существенно выше рыночной стоимости, определенной указанными отчетами, что нарушает права общества, возлагая на него дополнительное бремя расходов, связанных с завышенной выкупной стоимостью, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, их рыночной стоимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона).
На основании пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорных земельных участков, включенная в расчет выкупной цены, определена на основании результатов оценочных работ по кадастровой оценке земель, проведенных по состоянию на 01.01.2007 и утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, вступившим в силу с 01.01.2009, и составляет: земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:89-2 897 771,14 рублей, земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:98-16 502 545,79 рублей.
Между тем, согласно представленным истцом Отчетам от 17.02.2014 N 3-092-14Х, N 3-093-14Х, выполненным ООО "Дальневосточный центр развития бизнеса", рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2007 составляет: земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:89-679 645 рублей, земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041913:98-3 218 991 рублей.
Указанное свидетельствует о значительном расхождении между установленной кадастровой оценкой стоимостью земельного участка и определенной рыночной стоимостью.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использовалась оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае", согласно отчету, определена по состоянию на 01.01.2007.
Согласно представленным в материалы дела Отчетам ООО "Дальневосточный центр развития бизнеса" от 17.02.2014 N 3-092-14Х, N 3-093-14Х рыночная стоимость спорных земельных участков также определена по состоянию на 01.01.2007.
Указанное свидетельствует о соблюдении независимым оценщиком требований статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ.
Оценив предоставленные истцом Отчеты о рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2007, по правилам статьи 71 АПК РФ с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, имеющейся рыночной информации и статистическом анализе рыночной цены, информации о стоимости земельных участков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о значительном расхождении в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельных участков и определенной рыночной стоимости на основании отчетов, представленных истцом.
Указанные Отчеты составлены оценщиком, являющимся членом некоммерческого партнерства "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО" (свидетельство от 15.07.2010 N 3163), имеющим высшее экономическое образование, страховой полис N 13735В4000025 страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности.
Оценив Отчеты ООО "Дальневосточный центр развития бизнеса" от 17.02.2014 N 3-092-14Х, N 3-093-14Х по критериям относимости, достаточности и соответствия требованиям закона, принимая во внимание подробное описание проведенного исследования, отсутствие противоречий в Отчетах, а также отсутствие каких-либо доказательств, опровергающих выводы специалиста-оценщика, апелляционный суд не установил оснований для признания их ненадлежащими доказательствами по делу.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы о том, что представленные истцом отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков не могут быть приняты в качестве достаточных доказательств установления рыночной стоимости спорных земельных участков ввиду отсутствия положительного заключения отчетов, учитывая отказ представителя Департамента при рассмотрении спора по существу от проведения по делу судебной экспертизы, подлежит отклонению.
При указанных обстоятельствах, проанализировав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков, внесенной в Государственный кадастр недвижимости, и их рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что внесенная в государственный кадастр недвижимости величина кадастровой стоимости земельных участков нарушает права истца, поскольку существенно увеличивает бремя его расходов по выкупу земельных участков, правомерно удовлетворив заявленные требования.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, подлежащей применению при рассмотрении настоящего спора, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежит защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную.
Довод апелляционной жалобы о необоснованной ретроспективной оценке экспертом земельных участков, при отсутствии нормативных и методологических оснований для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007, основан на неверном толковании описательной части Отчетов, в которой приведены обоснования выбора подходов и методов исследования, последовательность определения стоимости объекта оценки.
Довод о необходимости установления рыночной стоимости земельных участков на дату - 01.01.2009, соответствующую дате вступления в силу Постановления Правительства Хабаровского края N 273-ПР от 25.11.2008, которым утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости (используемые в расчетах) земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
Так, согласно Отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, выполненному Красноярским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" N 3356 от 08.10.2008 (л.д. 74), письму Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 04.10.2013 N 21-19/10730 (л.д. 73) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, определена по состоянию на 01.01.2007.
При этом, довод апелляционной жалобы, со ссылкой на письмо Минэкономразвития РФ, о нераспространении положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ на спорные правоотношения в связи с введением в действие данного пункта Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, является несостоятельным и противоречит положениям статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможен при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Указанное подтверждено правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.05.2014 по делу N А73-4208/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА

Судьи
В.Г.ДРОЗДОВА
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)