Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2014 N 17АП-8971/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-5805/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2014 г. N 17АП-8971/2014-ГК

Дело N А50-5805/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Шеманина Андрея Владимирович): не явился,
от ответчика (Департамента земельных отношений Администрации г. Перми): Чернышева М.Н., удостоверение, доверенность от 05.06.2014,
от заинтересованных лиц (Управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми, Департамента дорог и транспорта администрации города Перми, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 09 июня 2014 года
по делу N А50-5805/2014, принятое судьей Батраковой Ю.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Шеманина Андрея Владимировича (ОГРНИП 304590230200025, ИНН 590302882007)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованные лица: Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми,
о признании незаконным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Шеманин А.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - ответчик) с требованиями признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации города Перми от 21.01.2014 N И-21-01-09-815 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 369 кв. м, расположенный в кадастровом квартале 59:01:4411477 в городе Перми юго-западнее здания по ул. Куйбышева, 113, рядом с земельным участком, имеющим кадастровый N 59:01:4411477:73 на пересечении с ул. Куйбышева и ул. Маршрутная, а именно: вдоль существующих гаражей сроком на 4 года 11 месяцев с целью установки нестационарного объекта - информационной вывески (стенда), не являющегося рекламной конструкцией; обязать департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенные нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 369 кв. м, расположенный в кадастровом квартале 59:01:4411477 в городе Перми юго-западнее здания по ул. Куйбышева, 113, рядом с земельным участком, имеющим кадастровый N 59:01:4411477:73 на пересечении с ул. Куйбышева и ул. Маршрутная, вдоль существующих гаражей сроком на 4 года 11 месяцев с целью установки нестационарного объекта - информационной вывески (стенда), не являющегося рекламной конструкцией.
Арбитражным судом первой инстанции на основании ст. 51, 200 АПК РФ, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление по развитию потребительского рынка администрации города Перми и Управление внешнего благоустройства администрации города Перми (л.д. 48)
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2014 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми, изложенное в письме от 21.01.2014 г. N И-21-01-09-815. Департамент земельных отношений администрации города Перми обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Шеманина Андрея Владимировича путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью 368 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 59:01:4411477 в городе Перми юго-западнее здания по ул. Куйбышева, 113 на пересечении ул. Куйбышева и ул. Маршрутная, рядом с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4411477:73 сроком на 4 года 11 месяцев с целью установки нестационарного объекта - информационной вывески (стенда), не являющегося рекламной конструкцией. С Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу индивидуального предпринимателя Шеманина Андрея Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
Не согласившись с решением, департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, в удовлетворении требований - отказать в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального права. Указывает, что испрашиваемая цель предоставления земельного участка не предусмотрена среди видов разрешенного использования земельного участка.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что оснований для отнесения информационной вывески к рекламной конструкции и применения порядка, регламентирующего установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, 03.12.2013 индивидуальный предприниматель Шеманин А.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 368 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 59:01:4411477 в г. Перми юго-западнее здания по ул. Куйбышева, 113, рядом с земельным участком с кадастровым номером 59:01:4411477:73 на пересечении ул. Куйбышева и ул. Маршрутная, вдоль гаражей с целью установки нестационарного объекта - информационной вывески (стенда), не являющегося рекламной конструкцией (л.д. 13).
Департаментом 21.01.2014 принято решение N И21-01-09-815 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду заявителю (л.д. 10-11). При этом отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории улично-дорожной сети, кроме того, по заключению управления по развитию потребительского рынка, информационная вывеска, под размещение которой испрашивается земельный участок, является рекламной конструкцией, в отношении которой необходимо получение разрешения на установку.
Полагая, что решение Департамента об отказе в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка сроком на 4 года 11 месяцев является незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что при обращении в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка заявителем были представлены необходимые документы, а также указаны цель использования земельного участка - для размещения нестационарного объекта - информационной вывески (стенда), не являющегося рекламной конструкцией, перечень, перечисленный в решении от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми", не является исчерпывающим, а испрашиваемый земельный участок не располагается на территории общего пользования, предназначенной для прохода, проезда неограниченного круга лиц и не создает какие-либо препятствия для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (п. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с частью 2. статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).

В силу п.п. 1.6.1. Порядка предоставление земельного участка невозможно, если испрашиваемый земельный участок полностью либо частично обременен правами третьих лиц; в отношении испрашиваемого земельного участка либо его части выдан акт о выборе земельного участка; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположение застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ земельного участка, в отношении которого принято решение о формировании земельного участка на торги; испрашиваемый земельный участок либо его часть не учитывают местоположения границ смежного земельного участка; размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствуют требованиям технических регламентов; испрашиваемый земельный участок находится в нескольких территориальных зонах; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели; в отношении испрашиваемого земельного участка функциональным органом администрации города Перми, осуществляющим функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган в сфере земельных отношений), принято решение о возможности предоставления земельного участка иному ранее обратившемуся лицу, срок которого на момент подачи заявления не истек; имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей; заявителем не соблюден порядок размещения автостоянок и иных объектов, установленный нормативными правовыми актами города Перми, под размещение которых испрашивается земельный участок.
Согласно представленному в материалы дела заключению Департамента дорог и транспорта администрации города Перми предоставление земельного участка невозможно в связи с нахождением его на территории улично-дорожной сети города Перми или проектируемой автомобильной дороге (л.д. 27).
В силу п. 2.31. Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 улично-дорожной сетью является совокупность улиц, площадей, автомобильных дорог, в том числе внутриквартальных проездов и других территорий общего пользования, специально предназначенных для движения транспорта и пешеходов. Данной территорией вправе беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования их.
Как следует из представленных в дело фотоматериалов, испрашиваемый земельный участок не располагается на территории общего пользования, предназначенной для прохода, проезда неограниченного круга лиц и не создает какие-либо препятствия для беспрепятственного пользования неограниченного круга лиц.
Однако, отказывая в предоставлении земельного участка, ответчик также указал, что в соответствии с Заключением управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми информационная вывеска (стенд) является рекламной конструкцией, следовательно, на нее не распространяются положения Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденных Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260.
В материалы дела представлен эскизный проект информационной вывески, из которой следует, что на вывеске указаны адрес и часы работы индивидуального предпринимателя Шеманина А.В.
Понятие рекламы дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе), в соответствии с которым реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу п. 2 ст. 1 данный Закон не распространяется информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации в письме от 28.11.2013 N АК/47658/13 "О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных" рассмотрела соответствующий вопрос отнесения конструкций к тем или иным видам и дала разъяснения о том, что в соответствии с п.п. 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение или доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, как следует из п. 18 Информационного письма президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе, с использованием товарного знака; размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Между тем, размещение стенда длиной 25 метров и высотой 3 метра (эскиз на л.д. 54) может быть направлено исключительно на привлечение внимания к объекту рекламирования, каковым является заявитель, поскольку ни характер оказываемых им услуг или производимых товаров, ни его личность общеизвестными не являются; предполагаемая к размещению на стенде информация направлена на формирование и поддержание интереса к данному объекту, его узнаваемость и имеет целью продвижение его на рынке.
Указание предпринимателем своего имени на вывеске (табличке) не по месту его нахождения не может рассматриваться как имеющее исключительно информационные цели, поскольку нахождение указанного на стенде адреса (ул. Маршрутная, 9) от перекрестка данной улицы не является затруднительным, указание направления на данное здание обозначением входа в занимаемое предпринимателем помещение не является. Распространение информации о времени работы предпринимателя вне места его деятельности не является обязательным для предпринимателя.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что выводы Управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми об отнесении информационной вывески к рекламе являются обоснованными, документально подтверждены и соответствуют действительности. Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении земельного участка в избранном заявителем порядке следует считать обоснованным
Соответственно, выводы суда первой инстанции об обратном следует считать соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 09 июня 2014 года по делу N А50-5805/2014 отменить.
В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Шеманину Андрею Владимировичу (ОГРНИП 304590230200025, ИНН 590302882007) отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ

Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Ю.В.СКРОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)