Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича: Рябцев В.Г., представитель по доверенности б/н от 04.04.2013, удостоверение;
- от общества с ограниченной ответственностью "Европа - 7": Жильцов В.В., представитель по доверенности б/н от 18.08.2014, паспорт РФ.
от Земельного комитета города Курска: представители не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича на решение Арбитражного суда Курской области от 25.11.2014 по делу N А35-2595/2014 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича (ОГРНИП 304463235800589, ИНН 463201876507) к земельному комитету города Курска о признании незаконным бездействия, третье лицо: ООО "Европа - 7",
установил:
Индивидуальный предприниматель Гайдуков Роман Михайлович (далее также - ИП Гайдуков, заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Земельного комитета города Курска (далее также - Комитет), выраженных в ответе от 26.02.2014 N 744/07.1.01-16 об отказе заявителю в предоставлении земельного участка площадью 190 кв. м в аренду для организации временной парковки в районе дома N 3а по проспекту Кулакова в г. Курске.
Решением от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Комитет не доказал по состоянию на 26.02.2014 как наличие установленных границ земельного участка площадью 168 кв. м согласно пункту 7 статьи 38 .Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так и местоположение границ земельного участка, испрашиваемого заявителем, а также координаты характерных точек пересечения, не существовавших на тот момент времени земельных участков.
Ссылается на то, что до 07.12.2013 орган местного самоуправления не утвердил и не выдал ООО "Европа-7" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В связи с чем, полагает, что процедура по формированию земельного участка на основании заявления ООО "Европа-7" не проводилась.
Указывает на то, что в газете не было публикации о предоставлении в аренду какого-либо конкретного земельного участка, так как на тот момент времени земельный участок 168 кв. м не только был поставлен на кадастровый учет, и не была утверждена схема расположения его на кадастровом плане или кадастровой карте.
Также ссылается на то, что обратился в арбитражный суд с заявлением 24.03.2014, в то время, как Администрация утвердила схему расположения земельного участка постановлением N 2776 от 21.07.2014, то есть, по мнению заявителя, на момент отказа Гайдукову 26.02.2014 никаких границ земельного участка 168 кв. м не существовало и пересекаться было не с чем.
Доводы отзыва Комитета на апелляционную жалобу сводятся к тому, что сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка было опубликовано в газете "Городские известия" 16.11.2013 N 137, однако в течение 14 дней с момента опубликования сообщения, иные заявления (в том числе, от ИП Гайдукова) о предоставлении земельного участка не поступали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Европа-7" возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет явку своих представителей не обеспечил. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением администрации города Курска от 18.06.2012 N 2132 ИП Гайдукову Р.М. был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: город Курске, пр. Кулакова (в районе дома N 3а), площадью 196 кв. м, кадастровый номер 46:29:10300:3210 для строительства объекта "магазин розничной торговли хозяйственными товарами по проспекту Кулакова (в районе дома N 3а) в г. Курске" и заключен договор аренды от 05.07.2012 N 137103ф сроком действия с 18.06.2012 до 18.06.2015.
Постановлением администрации города Курска от 06.09.2012 N 3229 утвержден градостроительный план земельного участка.
На основании указанных документов Комитетом было выдано ИП Гайдукову Р.М. разрешение на строительство магазина розничной торговли хозяйственными товарами от 26.11.2012 N ru 46302000-2060.
После окончания строительства здания магазина ИП Гайдуков Р.М. произвел за свой счет благоустройство прилегающей территории.
ИП Гайдуков Р.М. обратился в администрацию города Курска с заявлением от 31.01.2014 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 190 кв. м с целью организации временной парковки по адресу г. Курск, пр. Кулакова (в районе дома 3-а) сроком на 3 года.
Письмом от 26.02.2014 N 744/07.1.01-16 Комитет сообщил заявителю о том, что ранее на основании обращения иного лица о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 168 кв. м, расположенного по пр. Кулакова, 3-а, Комитетом было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду указанного участка; в течение 30 дней с момента опубликования данного сообщения обращения других лиц не поступали. Учитывая, что границы испрашиваемого ИП Гайдуковым земельного участка пересекают границы вышеуказанного земельного участка, Комитет указал на невозможность принятия решения по обращению ИП Гайдукова Р.М.
ИП Гайдуков Р.М., полагая, что действия Комитета, выраженные в ответе от 26.02.2014, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 данной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения.
Таким образом, пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.
(Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2014 N 44-КГ14-4).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "город Курск", утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС, действие Положения распространяется, в том числе, на случаи предоставления земельных участков для размещения временных (открытых) автостоянок.
Согласно пункту 2.5 указанного Положения благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. Размещение временных (открытых) автостоянок для целей Положения в понятие благоустройства не включается. Земельные участки для благоустройства предоставляются на праве аренды.
В силу пункта 3.2 названного Положения в заявлении указываются: цель использования земельного участка, место расположения, предполагаемые размеры, испрашиваемое право на землю, срок аренды (в случае заключения договора аренды). В заявлении, поступившем от юридического лица, указываются ИНН и ОГРН юридического лица. В заявлении, поступившем от индивидуального предпринимателя, указываются ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя. Рассмотрению подлежат все поступившие заявления.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Для физических лиц:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица.
2. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
Заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска); два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе М 1:500 на территории муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска).
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
1. Копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица.
2. Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица.
Заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписку из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска), два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе М 1:500 на территории муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска) (пункт 3.2).
В силу пункта 3.4.2 названного Положения орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3.4.3 названного Положения Управление информации и печати Администрации города Курска в течение 3 рабочих дней обеспечивает опубликование информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Лица, заинтересованные в предоставлении участка, указанного в публикации, вправе направить заявление о предоставлении им участка в уполномоченный орган в течение 14 календарных дней со дня публикации.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3.4.4).
Согласно пункту 3.5 указанного Положения в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка и при условии неполучения от иных лиц заявлений о предоставлении земельного участка уполномоченный орган обеспечивает принятие решения о предоставлении земельного участка заявителю на испрашиваемом праве. В указанный период не включается время на оценку стоимости земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Земельный комитет города Курска заключает договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3.5 Положения (пункт 3.6).
В силу пункта 3.7 названного Положения при наличии двух и более заявлений на один и тот же земельный участок, поступивших в указанный в подпункте 3.4.3 Положения срок, предоставление земельного участка осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) в течение 60 рабочих дней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления администрации города Курска от 22.03.2013 N 927 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах" установлено, что земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Курск", а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, распоряжение которыми в соответствии с Законом Курской области "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" отнесено к полномочиям Администрации города Курска, предоставляются исключительно на торгах в случаях строительства, в том числе, объектов, в которых осуществляется техническое обслуживание автомототранспорта, объектов автостоянок, парковок.
В целях установления единого порядка реализации полномочий администрации города Курска по утверждению схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "Город Курск" на территории города Курска утверждено и действует постановление Администрации города Курска от 15.05.2009 N 473 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте", которым утвержден "Порядок утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" (далее - Порядок).
Согласование и утверждение схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "город Курск" при оформлении прав на земельный участок для целей, не связанных со строительством, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, осуществляется Земельным комитетом города Курска.
В силу пункта 2.10 Порядка несоответствие схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе требованиям градостроительного, земельного, экологического законодательства и другим условиям использования запрашиваемой территории влечет отказ в согласовании и утверждении схемы, о чем готовится мотивированный отказ.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается согласно пункту 2.11 Порядка постановлением Администрации города Курска, проект которого готовит Земельный комитет города Курска.
Из анализа приведенных норм права следует, что после утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории оснований для отказа заявителю в предоставлении этого земельного участка не предусмотрено.
Законом предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка.
Как следует из материалов дела, сообщение о возможном предоставлении в аренду названного земельного участка было опубликовано в газете "Городские известия" 16.11.2013 N 137.
Официальная публикация содержала предусмотренные законом сведения о земельном участке, в том числе, его предполагаемые размеры и местоположение.
ООО "Европа-7" обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 07.11.2013.
В течение 14 дней с момента опубликования сообщения, иные заявления (в том числе, от ИП Гайдукова) о предоставлении земельного участка в Комитет не поступили.
В связи с указанными обстоятельствами, земельный участок был предоставлен единственному лицу, обратившемуся с заявлением ООО "Европа-7".
На момент обращения Предпринимателя с заявлением 31.01.2014 процедура предоставления земельного участка была начата, - изготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом, после утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории оснований для отказа заявителю в предоставлении этого земельного участка не предусмотрено.
Как видно из материалов дела, к заявлению ИП Гайдукова Р.М. от 31.01.2014 (т. 1 л.д. 12) не было приложено Схемы, оформленной в установленной законом форме.
Прилагалась Схема, изготовленная самим заявителем.
Согласно предоставленной Схеме территория испрашиваемого земельного участка налагается на территорию, испрашиваемую ООО "Европа-7".
При этом, законом обязательное предоставление Схем вместе с заявлением не требуется.
Размещение временных (открытых) автостоянок для целей Положения в понятие благоустройства, - законом не включается. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. В связи с чем, представляется необоснованным довод заявителя об осуществлении им благоустройства территории.
В ходе судебного разбирательства, в том числе, из пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что заявители действительно претендовали на одну и ту же территорию.
В связи с чем, какие-либо иные варианты расположения земельного участка заявителем не рассматривались.
При этом дата выдачи Обществу Схемы не влияет на исход спора, так как в случае соблюдения административным органом сроков, установленных для осуществления государственной функции, на дату обращения Предпринимателя, расположение испрашиваемого им земельного участка было бы определено также.
При таких обстоятельствах, совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ не имеется.
Заявителю правомерно отказано в удовлетворении требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.11.2014 по делу N А35-2595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2015 ПО ДЕЛУ N А35-2595/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. по делу N А35-2595/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
- от индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича: Рябцев В.Г., представитель по доверенности б/н от 04.04.2013, удостоверение;
- от общества с ограниченной ответственностью "Европа - 7": Жильцов В.В., представитель по доверенности б/н от 18.08.2014, паспорт РФ.
от Земельного комитета города Курска: представители не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича на решение Арбитражного суда Курской области от 25.11.2014 по делу N А35-2595/2014 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению индивидуального предпринимателя Гайдукова Романа Михайловича (ОГРНИП 304463235800589, ИНН 463201876507) к земельному комитету города Курска о признании незаконным бездействия, третье лицо: ООО "Европа - 7",
установил:
Индивидуальный предприниматель Гайдуков Роман Михайлович (далее также - ИП Гайдуков, заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Земельного комитета города Курска (далее также - Комитет), выраженных в ответе от 26.02.2014 N 744/07.1.01-16 об отказе заявителю в предоставлении земельного участка площадью 190 кв. м в аренду для организации временной парковки в районе дома N 3а по проспекту Кулакова в г. Курске.
Решением от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Комитет не доказал по состоянию на 26.02.2014 как наличие установленных границ земельного участка площадью 168 кв. м согласно пункту 7 статьи 38 .Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так и местоположение границ земельного участка, испрашиваемого заявителем, а также координаты характерных точек пересечения, не существовавших на тот момент времени земельных участков.
Ссылается на то, что до 07.12.2013 орган местного самоуправления не утвердил и не выдал ООО "Европа-7" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В связи с чем, полагает, что процедура по формированию земельного участка на основании заявления ООО "Европа-7" не проводилась.
Указывает на то, что в газете не было публикации о предоставлении в аренду какого-либо конкретного земельного участка, так как на тот момент времени земельный участок 168 кв. м не только был поставлен на кадастровый учет, и не была утверждена схема расположения его на кадастровом плане или кадастровой карте.
Также ссылается на то, что обратился в арбитражный суд с заявлением 24.03.2014, в то время, как Администрация утвердила схему расположения земельного участка постановлением N 2776 от 21.07.2014, то есть, по мнению заявителя, на момент отказа Гайдукову 26.02.2014 никаких границ земельного участка 168 кв. м не существовало и пересекаться было не с чем.
Доводы отзыва Комитета на апелляционную жалобу сводятся к тому, что сообщение о возможном предоставлении в аренду земельного участка было опубликовано в газете "Городские известия" 16.11.2013 N 137, однако в течение 14 дней с момента опубликования сообщения, иные заявления (в том числе, от ИП Гайдукова) о предоставлении земельного участка не поступали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель ООО "Европа-7" возражал против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет явку своих представителей не обеспечил. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Постановлением администрации города Курска от 18.06.2012 N 2132 ИП Гайдукову Р.М. был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: город Курске, пр. Кулакова (в районе дома N 3а), площадью 196 кв. м, кадастровый номер 46:29:10300:3210 для строительства объекта "магазин розничной торговли хозяйственными товарами по проспекту Кулакова (в районе дома N 3а) в г. Курске" и заключен договор аренды от 05.07.2012 N 137103ф сроком действия с 18.06.2012 до 18.06.2015.
Постановлением администрации города Курска от 06.09.2012 N 3229 утвержден градостроительный план земельного участка.
На основании указанных документов Комитетом было выдано ИП Гайдукову Р.М. разрешение на строительство магазина розничной торговли хозяйственными товарами от 26.11.2012 N ru 46302000-2060.
После окончания строительства здания магазина ИП Гайдуков Р.М. произвел за свой счет благоустройство прилегающей территории.
ИП Гайдуков Р.М. обратился в администрацию города Курска с заявлением от 31.01.2014 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 190 кв. м с целью организации временной парковки по адресу г. Курск, пр. Кулакова (в районе дома 3-а) сроком на 3 года.
Письмом от 26.02.2014 N 744/07.1.01-16 Комитет сообщил заявителю о том, что ранее на основании обращения иного лица о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 168 кв. м, расположенного по пр. Кулакова, 3-а, Комитетом было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду указанного участка; в течение 30 дней с момента опубликования данного сообщения обращения других лиц не поступали. Учитывая, что границы испрашиваемого ИП Гайдуковым земельного участка пересекают границы вышеуказанного земельного участка, Комитет указал на невозможность принятия решения по обращению ИП Гайдукова Р.М.
ИП Гайдуков Р.М., полагая, что действия Комитета, выраженные в ответе от 26.02.2014, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 данной статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 данного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 данной статьи решения.
Таким образом, пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ.
(Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2014 N 44-КГ14-4).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "город Курск", утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.02.2009 N 91-4-РС, действие Положения распространяется, в том числе, на случаи предоставления земельных участков для размещения временных (открытых) автостоянок.
Согласно пункту 2.5 указанного Положения благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. Размещение временных (открытых) автостоянок для целей Положения в понятие благоустройства не включается. Земельные участки для благоустройства предоставляются на праве аренды.
В силу пункта 3.2 названного Положения в заявлении указываются: цель использования земельного участка, место расположения, предполагаемые размеры, испрашиваемое право на землю, срок аренды (в случае заключения договора аренды). В заявлении, поступившем от юридического лица, указываются ИНН и ОГРН юридического лица. В заявлении, поступившем от индивидуального предпринимателя, указываются ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя. Рассмотрению подлежат все поступившие заявления.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Для физических лиц:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица.
2. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
Заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска); два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе М 1:500 на территории муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска).
Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
1. Копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица.
2. Документ, удостоверяющий права (полномочия) представителя юридического лица.
Заявитель вправе представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписку из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска), два экземпляра схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе М 1:500 на территории муниципального образования "Город Курск" (выполненных по форме, определенной правовым актом Администрации города Курска) (пункт 3.2).
В силу пункта 3.4.2 названного Положения орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 3.4.3 названного Положения Управление информации и печати Администрации города Курска в течение 3 рабочих дней обеспечивает опубликование информации о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Лица, заинтересованные в предоставлении участка, указанного в публикации, вправе направить заявление о предоставлении им участка в уполномоченный орган в течение 14 календарных дней со дня публикации.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3.4.4).
Согласно пункту 3.5 указанного Положения в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка и при условии неполучения от иных лиц заявлений о предоставлении земельного участка уполномоченный орган обеспечивает принятие решения о предоставлении земельного участка заявителю на испрашиваемом праве. В указанный период не включается время на оценку стоимости земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Земельный комитет города Курска заключает договор купли-продажи или аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3.5 Положения (пункт 3.6).
В силу пункта 3.7 названного Положения при наличии двух и более заявлений на один и тот же земельный участок, поступивших в указанный в подпункте 3.4.3 Положения срок, предоставление земельного участка осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) в течение 60 рабочих дней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления администрации города Курска от 22.03.2013 N 927 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах" установлено, что земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Курск", а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, распоряжение которыми в соответствии с Законом Курской области "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" отнесено к полномочиям Администрации города Курска, предоставляются исключительно на торгах в случаях строительства, в том числе, объектов, в которых осуществляется техническое обслуживание автомототранспорта, объектов автостоянок, парковок.
В целях установления единого порядка реализации полномочий администрации города Курска по утверждению схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории муниципального образования "Город Курск" на территории города Курска утверждено и действует постановление Администрации города Курска от 15.05.2009 N 473 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте", которым утвержден "Порядок утверждения схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "Город Курск" (далее - Порядок).
Согласование и утверждение схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах границ муниципального образования "город Курск" при оформлении прав на земельный участок для целей, не связанных со строительством, в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, осуществляется Земельным комитетом города Курска.
В силу пункта 2.10 Порядка несоответствие схемы расположения земельного участка (земельных участков) на топографической основе требованиям градостроительного, земельного, экологического законодательства и другим условиям использования запрашиваемой территории влечет отказ в согласовании и утверждении схемы, о чем готовится мотивированный отказ.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории утверждается согласно пункту 2.11 Порядка постановлением Администрации города Курска, проект которого готовит Земельный комитет города Курска.
Из анализа приведенных норм права следует, что после утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории оснований для отказа заявителю в предоставлении этого земельного участка не предусмотрено.
Законом предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка.
Как следует из материалов дела, сообщение о возможном предоставлении в аренду названного земельного участка было опубликовано в газете "Городские известия" 16.11.2013 N 137.
Официальная публикация содержала предусмотренные законом сведения о земельном участке, в том числе, его предполагаемые размеры и местоположение.
ООО "Европа-7" обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 07.11.2013.
В течение 14 дней с момента опубликования сообщения, иные заявления (в том числе, от ИП Гайдукова) о предоставлении земельного участка в Комитет не поступили.
В связи с указанными обстоятельствами, земельный участок был предоставлен единственному лицу, обратившемуся с заявлением ООО "Европа-7".
На момент обращения Предпринимателя с заявлением 31.01.2014 процедура предоставления земельного участка была начата, - изготовлена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом, после утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории оснований для отказа заявителю в предоставлении этого земельного участка не предусмотрено.
Как видно из материалов дела, к заявлению ИП Гайдукова Р.М. от 31.01.2014 (т. 1 л.д. 12) не было приложено Схемы, оформленной в установленной законом форме.
Прилагалась Схема, изготовленная самим заявителем.
Согласно предоставленной Схеме территория испрашиваемого земельного участка налагается на территорию, испрашиваемую ООО "Европа-7".
При этом, законом обязательное предоставление Схем вместе с заявлением не требуется.
Размещение временных (открытых) автостоянок для целей Положения в понятие благоустройства, - законом не включается. Благоустройство территории осуществляется в целях повышения комфортности городской среды и ее эстетических качеств. В связи с чем, представляется необоснованным довод заявителя об осуществлении им благоустройства территории.
В ходе судебного разбирательства, в том числе, из пояснений лиц, участвующих в деле, установлено, что заявители действительно претендовали на одну и ту же территорию.
В связи с чем, какие-либо иные варианты расположения земельного участка заявителем не рассматривались.
При этом дата выдачи Обществу Схемы не влияет на исход спора, так как в случае соблюдения административным органом сроков, установленных для осуществления государственной функции, на дату обращения Предпринимателя, расположение испрашиваемого им земельного участка было бы определено также.
При таких обстоятельствах, совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ не имеется.
Заявителю правомерно отказано в удовлетворении требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ) судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.11.2014 по делу N А35-2595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)