Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает на то, что ответчик в одностороннем порядке изменил размер арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мехрякова Л.И.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Степанова П.В. судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А. при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 6 апреля 2015 г. дело по апелляционной жалобе департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2014 г., которым постановлено:
признать незаконным уведомление Департамента земельных отношений администрации города Перми от 25 июля 2014 г. N <...> к договору аренды от 26 ноября 2013 г. N <...> в части размера аренды.
возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Б. в части расчета арендной платы с 01.01.2014 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 379 кв. м, расположенного по адресу: <...> с учетом обстоятельств, установленных настоящим решением.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя Б. - Р., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным уведомления департамента земельных отношений администрации г. Перми N <...> от 25.07.2014 г. о повышении арендной платы; возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2014 г. и производить дальнейшее начисление арендной платы в соответствии с договором аренды с применением ставки арендной платы, равной 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, расчет арендной платы произведен в соответствии с. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 г. N 604-ПК.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, по договору аренды от 26.11.2013 г. Б. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 379 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <...>, для целей, не связанных со строительством (для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка по ул. <...>). Земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей Ж-3 (п. 1.2.); срок действия договора определен с 09.10.2013 г. по 08.09.2014 г. (п. 4.1.). Вид функционального использования земли - земли под домами индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с п. 4.2. договора аренды арендная плата, действующая в течение 2013 года, устанавливается в размере, указанном в приложении N 2 к договору, и составляет <...> рублей, а в дальнейшем - в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5. настоящего договора.
Согласно п. 4.5 договора в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, Пермского края, города Перми, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке.
До вынесения оспариваемого уведомления арендная плата определялась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК от 07.04.2010 г. "Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края", согласно которому размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным:
1) двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков:
- в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства.
В уведомлении от 25.07.14. департамента земельных отношений о размере арендной платы на 2014 г. указано, что она составляет <...> руб. из расчета 4% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом департамент руководствовался п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Закона, согласно которому размер арендной платы составляет 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. По выводам департамента, применение такого порядка расчета арендной платы обусловлено тем, что земельный участок предоставлялся заявителю для целей, не связанных со строительством, и не относится к участкам, перечень которых приведен в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона.
Вместе с тем из материалов дела следует, что по территории арендуемого участка с кадастровым номером <...> проходит подземный газопровод к жилому дому по ул. Ладожской, 3"а" в пластиковой трубе диаметром 63 мм с переходом в стальную трубу диаметром 57 мм.
Учитывая, что земельный участок предоставлен заявителю для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка, а также то, что на арендуемом участке расположены объекты инженерной инфраструктуры (газопровод), предназначенные для обслуживания индивидуального жилого дома, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления арендной платы с применением коэффициента, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 1 вышеназванного Закона. Кроме того, суд обоснованно указал на отсутствие доказательств наступления условий, предусмотренных п. 4.5 договора аренды, при которых допускается одностороннее изменение арендодателем арендной платы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании закона, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3054
Требование: О признании незаконным уведомления о повышении арендной платы, возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец указывает на то, что ответчик в одностороннем порядке изменил размер арендной платы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 апреля 2015 г. по делу N 33-3054
Судья Мехрякова Л.И.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Степанова П.В. судей Елецких О.Б., Овчинниковой Н.А. при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 6 апреля 2015 г. дело по апелляционной жалобе департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2014 г., которым постановлено:
признать незаконным уведомление Департамента земельных отношений администрации города Перми от 25 июля 2014 г. N <...> к договору аренды от 26 ноября 2013 г. N <...> в части размера аренды.
возложить на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Б. в части расчета арендной платы с 01.01.2014 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 379 кв. м, расположенного по адресу: <...> с учетом обстоятельств, установленных настоящим решением.
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя Б. - Р., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с заявлением о признании незаконным уведомления департамента земельных отношений администрации г. Перми N <...> от 25.07.2014 г. о повышении арендной платы; возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы с 01.01.2014 г. и производить дальнейшее начисление арендной платы в соответствии с договором аренды с применением ставки арендной платы, равной 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе департамент земельных отношений администрации г. Перми просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Участок предоставлен в аренду для целей, не связанных со строительством, расчет арендной платы произведен в соответствии с. 9 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.04.2010 г. N 604-ПК.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, по договору аренды от 26.11.2013 г. Б. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 379 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов по адресу: <...>, для целей, не связанных со строительством (для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка по ул. <...>). Земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами не выше 4 этажей Ж-3 (п. 1.2.); срок действия договора определен с 09.10.2013 г. по 08.09.2014 г. (п. 4.1.). Вид функционального использования земли - земли под домами индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с п. 4.2. договора аренды арендная плата, действующая в течение 2013 года, устанавливается в размере, указанном в приложении N 2 к договору, и составляет <...> рублей, а в дальнейшем - в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5. настоящего договора.
Согласно п. 4.5 договора в случае централизованного изменения цен и тарифов, сроков уплаты, изменения методики расчетов арендных платежей, изменения нормативной цены на землю на основе оценочного зонирования территории, кадастровой стоимости, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных актов Российской Федерации, Пермского края, города Перми, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы, сроки уплаты в бесспорном и одностороннем порядке.
До вынесения оспариваемого уведомления арендная плата определялась в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 604-ПК от 07.04.2010 г. "Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края", согласно которому размер арендной платы за земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Пермского края и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края, устанавливается равным:
1) двукратной ставке земельного налога, установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков:
- в составе зон сельскохозяйственного использования земель населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для индивидуального жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного строительства.
В уведомлении от 25.07.14. департамента земельных отношений о размере арендной платы на 2014 г. указано, что она составляет <...> руб. из расчета 4% от кадастровой стоимости земельного участка. При этом департамент руководствовался п. 9 ч. 1 ст. 1 указанного Закона, согласно которому размер арендной платы составляет 4,0 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении прочих земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. По выводам департамента, применение такого порядка расчета арендной платы обусловлено тем, что земельный участок предоставлялся заявителю для целей, не связанных со строительством, и не относится к участкам, перечень которых приведен в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона.
Вместе с тем из материалов дела следует, что по территории арендуемого участка с кадастровым номером <...> проходит подземный газопровод к жилому дому по ул. Ладожской, 3"а" в пластиковой трубе диаметром 63 мм с переходом в стальную трубу диаметром 57 мм.
Учитывая, что земельный участок предоставлен заявителю для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка, а также то, что на арендуемом участке расположены объекты инженерной инфраструктуры (газопровод), предназначенные для обслуживания индивидуального жилого дома, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления арендной платы с применением коэффициента, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 1 вышеназванного Закона. Кроме того, суд обоснованно указал на отсутствие доказательств наступления условий, предусмотренных п. 4.5 договора аренды, при которых допускается одностороннее изменение арендодателем арендной платы.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании закона, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12 декабря 2014 г. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)