Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.10.2014 N 17АП-10869/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-5066/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. N 17АП-10869/2014-ГК

Дело N А50-5066/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Гладких Е.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии:
от заявителя - Кириллов А.В., доверенность от 14.03.2014,
от заинтересованных лиц: от Департамента земельных отношений администрации города Перми - Останина А.В., доверенность от 06.08.2014; Дерюшева О.А., доверенность от 05.06.2014,
от Управления жилищных отношений администрации города Перми - Гарбарук Е.В., доверенность от 26.12.2013,
от Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Перми - не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц Департамента земельных отношений администрации города Перми и Управления жилищных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 июля 2014 года
по делу N А50-5066/2014,
вынесенное судьей Ремянниковой И.Е.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Окулово 24" (ОГРН 1095902000061, ИНН 5902852115)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление жилищных отношений администрации города Перми,
о признании незаконным решения о предоставлении земельного участка,

установил:

закрытое акционерное общество "Окулово 24" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении земельного участка от 05.03.2014 N 21-01-09-3596; возложении на Департамент обязанности принятия решения о возможности предоставления заявителю в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410007:15 площадью 731,85 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Окулова, для благоустройства прилегающей территории с размещением малых архитектурных форм (беседок, скамеек, клумб).
Согласно ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управление жилищных отношений администрации города Перми.
Решением суда от 02.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.03.2014 N 21-01-09-3596. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Окулово 24" путем вынесения решения о возможности предоставления в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410007:15 площадью 731,85 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Окулова, для благоустройства прилегающей территории с размещением малых архитектурных форм (беседок, скамеек, клумб).
Решение суда от 02.07.2014 обжаловано Департаментом земельных отношений администрации города Перми и Управлением жилищных отношений администрации города Перми в апелляционном порядке.
Департамент земельных отношений администрации города Перми и Управление жилищных отношений администрации города Перми в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционных жалоб указывают, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, постановлением Администрации г. Перми от 31.12.2013 N 1293 утвержден проект межевания, который не предусматривает возможность формирования такого земельного участка и его использования для испрашиваемой цели. Испрашиваемый земельный участок входит в границы территории, в отношении которой принято решение о развитии. Оспариваемое решение Департамента от 05.03.2014 N 21-01-09-3596 не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ЗАО "Окулово 24" не является лицом, которому согласно ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть предоставлен земельный участок в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Департамент земельных отношений администрации города Перми и Управление жилищных отношений администрации города Перми в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали.
ЗАО "Окулово 24" в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционных жалоб не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Заявитель указал, что на испрашиваемом земельном участке не расположены объекты, подлежащие сносу, то есть земельный участок не относится к участкам, в отношении которых в соответствии со ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть принято решение о развитии. Постановление Администрации г. Перми об утверждении проекта межевании территории от 31.12.2013 N 1288 ввиду отсутствия официального опубликовании в части экспликации земельных участков и графической части применению не подлежит.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил, отзывы на апелляционные жалобы не представил.
Департамент земельных отношений администрации города Перми и Управление жилищных отношений администрации города Перми в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявили ходатайства о приобщении к материалам дела копий постановления главы города Перми от 23.01.2014 N 7 о назначении публичных слушаний по проекту границ застроенной территории квартала N 7, сообщения о проведении публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний от 20.02.2014 N 32, сведения о публикации проектов планировки территории, утвержденных постановлением администрации города Перми от 31.12.2013 N 1293.
На основании п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Департаментом земельных отношений администрации города Перми и Управлением жилищных отношений администрации города Перми копии документов приобщены апелляционным судом к материалам дела, поскольку относятся к тем обстоятельствам, которые суд первой инстанции оценивал, сведениями о наличии указанных документов суд располагал. Так, указание на проведение 20.02.014 публичных слушаний по проекту границ застроенной территории квартала N 7 содержится в постановлении Администрации г. Перми от 17.03.2014 N 173, которое явилось предметом оценки арбитражного суда первой инстанции. Документы о публикации проектов планировки территории, утвержденных постановлением Администрации города Перми от 31.12.2013 N 1293, относятся к выводу суда о том, что указанный проект опубликован в части экспликации территории общего пользования.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Окулово 24" является собственником земельного участка площадью 2824 кв. м с кадастровым номером 59:01:4410007:5, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Окулова, 24, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 15.03.2013 (л.д. 24).
На указанном земельном участке расположенные объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО "Окулово 24" на праве собственности (л.д. 21-23).
03.02.2014 ЗАО "Окулово 24" обратилось в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 731,85 кв. м, с кадастровым номером 59:01:4410007:15, расположенного по адресу: г. Пермь, Ленинский район, ул. Окулова, для благоустройства прилегающей территории с размещением малых архитектурных форм (беседок, скамеек, клумб).
Решением Департамента земельных отношений администрации города Перми от 05.03.2014 N 21-01-09-3596 заявителю указано на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка ввиду того, что в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, постановлением Администрации г. Перми от 31.12.2013 N 1293 утвержден проект межевания, который не предусматривает формирования такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели (л.д. 10).
Полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) возлагается на орган, который совершил действие (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми (далее - Порядок).
Пунктом 1.6.1. Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, в том числе, если в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, принято решение о подготовке документации по планировке территории до момента ее утверждения в установленном законом порядке; в отношении территории, на которой находится испрашиваемый земельный участок, утверждена документация по планировке территории, за исключением случаев, когда: испрашиваемый земельный участок расположен в пределах части элемента планировочной структуры, для которой проект межевания территории в установленном порядке не утвержден, утвержденный в установленном порядке проект межевания территории предусматривает формирование такого земельного участка и возможность его использования для испрашиваемой цели.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, принято постановление Администрации г. Перми от 31.12.2013 N 1293 об утверждении проекта планировки территории (л.д. 12).
Указанным проектом межевания определена цель использования испрашиваемого заявителем земельного участка - под строительство зданий многофункционально назначения со сносом жилых домов, то есть отличная от указанной заявителем.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов (п. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Документация по планировке территории, в том числе проект планировки территории, устанавливающий нормы и положения, обязательные для применения неопределенным кругом лиц, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (ч. 14-16 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, неопубликованный нормативный правовой акт не влечет правовых последствий как не вступивший в законную силу.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено пояснениями представителя ответчика в суде апелляционной инстанции, сведениями о публикации постановления постановлении Администрации от 31.12.2013 N 1293 в части красных линий, что указанное постановление в части экспликации земельных участков и графической части (л.д. 16) не опубликовано.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что указанное постановление в части определения конкретных земельных участков, их целевого назначения, не подлежит применению.
Отклоняя довод ответчика о том, что спорный земельный участок относится к территории, в отношении которой принято решение о развитии, суд первой инстанции исходил из того, что постановление Администрации о развитии застроенной территории от 17.03.2014 N 173 содержит исчерпывающий перечень домов, подлежащих сносу, ни один из которых не находится на спорном земельном участке; испрашиваемых земельный участок не является смежным с земельными участками, на которых расположены объекты, подлежащие сносу; заявление общества о предоставлении земельного участка подано до принятия указанного постановления и до его опубликования.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (ч. 1 и 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных доказательств, до обращения общества "Окулова, 24" в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка постановлением главы г. Перми от 23.01.2014 N 7 на основании ст. 46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации назначены публичные слушания по проекту границ застроенной территории квартала N 7, ограниченного ул. Окулова, ул. Свердловской, ул. Монастырской в Ленинском районе г. Перми (л.д. 65). Согласно проекту границ площадь территории планируемой к развитию 0,76 га, спорный участок относится к территории, планируемой к развитию.
На основании заключения о результатах публичных слушаний до истечения срока рассмотрения заявления общества принято постановление Администрации г. Перми от 17.03.2014 N 173 (л.д. 70) о развитии застроенной территории квартала N 7, ориентировочной площадью 0,76 га, ограниченной ул. Окулова, ул. Свердловской, ул. Монастырской в Ленинском районе г. Перми.
Постановление Администрации г. Перми от 17.03.2014 N 173 было опубликовано в установленном порядке в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 21.03.2014 N 19 (707).
В соответствии с ч. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со ст. 46.2. настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 ст. 46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Согласно материалам дела, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах застроенной территории, ограниченной ул. Окулова, ул. Свердловской, ул. Монастырской в Ленинском районе г. Перми, о развитии которой принято постановление Администрации г. Перми от 17.03.2014 N 173.
Поскольку заявитель не является лицом, указанным в ч. 8 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законом не предусмотрено предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков в пределах территории, в отношении которой принято решение о развитии, оспариваемое решение ответчика не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя.
Совокупность условий, необходимых для признания этого решения незаконным в соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствует.
Довод заявителя о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют жилые дома, подлежащие сносу, указанные в п. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не влечет иной вывод суда апелляционной инстанции по существу спора.
Содержание соответствующих норм не исключает возможность включения в состав подлежащей развитию территории участков, на которых отсутствуют указанные объекты. Материалами дела подтверждается возможность включения земельного участка в состав территории, подлежащей развитию, поскольку испрашиваемый земельный участок свободен от иных объектов. Указанный земельный участок находится в границах квартала, что соответствует п. 1 ст. 46.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение суда от 15.04.2014 подлежит отмене на основании п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по заявлению относится на заявителя ЗАО "Окулово 24".
Поскольку заявители апелляционных жалоб в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, с учетом разъяснений п. 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139), государственная пошлина по апелляционным жалобам взысканию с общества в доход федерального бюджета не подлежит.
На основании и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 июля 2014 года по делу N А50-5066/2014 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Е.О.ГЛАДКИХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)