Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАРОЛИНА" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 (судьи: Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-398/2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КАРОЛИНА" (644073, г. Омск, ул. Любинская 3-я, дом 22, корпус 1, кв. 12, ОГРН 1105543011903, ИНН 5507217360, далее - ООО "КАРОЛИНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32, 1 ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии по результатам выбора одного из решений - о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо об отказе в размещении объекта, и в отказе заявителю в размещении торгового комплекса, кафе западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска согласно схеме расположения земельного участка. Кроме того, общество просило обязать Департамент осуществить выбор земельного участка под строительство объекта: торгового комплекса, кафе западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "КАРОЛИНА", и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
Заявление мотивировано тем, что в установленный Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - Закон Омской области N 731-ОЗ) шестимесячный срок выбор земельного участка департаментом не был обеспечен. Бездействие, выразившееся в непроведении в установленный срок процедуры выбора земельного участка под строительство, нарушает права заявителя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 (судья Пермяков В.В.) требования общества удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции исходил из того, что порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому заинтересованное лицо по результатам рассмотрения заявления общества в любом случае обязано принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта, несмотря на то, что положениями постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131" фактически наложен запрет на принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое планирует к возведению заявитель.
Суд первой инстанции отметил, что письмо департамента от 18.12.2013 не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, поэтому департаментом не выполнена возложенная на него обязанность по рассмотрению заявления общества в порядке, предусмотренном законодательством.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что установленные решением Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" ограничения обязательны при рассмотрении заявления общества о выборе земельного участка для строительства и исключают возможность принятия департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов. Ответ департамента на заявление общества, содержащий указание на то, что испрашиваемый последним участок может быть предоставлен только по результатам проведения торгов, является законным и свидетельствует о совершении заинтересованным лицом необходимых действий по рассмотрению заявления ООО "КАРОЛИНА".
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО "КАРОЛИНА" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, в нарушение порядка, установленного положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Омской области N 731-ОЗ, департамент не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка на основании заявления общества.
Общество указывает на то, что статья 2.2 решения Омского городского совета от 19.06.2013 N 131, устанавливающая, что действие настоящего решения не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 29.06.2013, введена решением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183. По его мнению, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации положения статьи 2.2 решения Омского городского совета от 19.06.2013 N 131 и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Заявитель жалобы считает, что департамент по существу не принял никакого решения по его заявлению.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "КАРОЛИНА" 18.06.2013 обратилось в департамент о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса и кафе, западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска, к которому приложило схему размещения земельного участка под строительство.
Письмом N 09/15157 от 18.12.2013 департамент, ссылаясь на решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", уведомил общество о невозможности принятия решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по его заявлению о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса и кафе, западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска.
Полагая, что департамент, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В то же время применительно к процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта пункт 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено полномочие органа местного самоуправления по корректировке предусмотренной статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в виде установления случаев, когда предоставление соответствующих участков возможно только по результатам проведения торгов.
Судами установлено, что на территории муниципального образования город Омск действует решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", которым установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пунктам 36, 41 статьи 2 решения от 19.06.2013 N 131 предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах, в том числе, в случае строительства торговых комплексов и центров, а также столовых, кафе, закусочных.
При этом постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предусмотрено, что со дня вступления в силу решения от 19.06.2013 N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу решения от 19.06.2013 N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный решением от 19.06.2013 N 131 перечень.
Судами установлено, что общество 18.06.2013 обратилось в департамент с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска для строительства торгового центра и кафе.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что на основании решения от 19.06.2013 N 131 у департамента отсутствовали законные основания для рассмотрения заявления ООО "КАРОЛИНА" о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по существу.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ, суд первой инстанции верно указал, что орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Таким образом, соблюдая разумные сроки, выбор земельного участка по заявлению общества от 18.06.2013 следовало обеспечить не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (не позднее 18.12.2013), то есть после вступления в силу решения от 19.06.2013 N 131 и постановления от 20.11.2013 N 655.
Учитывая, что иной срок для обеспечения процедуры выбора земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска не установлен, а общество обратилось с заявлением 18.06.2013, предусмотренные указанным решением ограничения были обязательны для заинтересованного лица при рассмотрении заявления предпринимателя и исключали возможность принятия департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов, в связи с чем направление департаментом письма от 18.12.2013, в котором ООО "КАРОЛИНА" указано на невозможность принятия решения о выборе участка в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснен порядок предоставления испрашиваемого им земельного участка, не является противоправным бездействием заинтересованного лица и не нарушает прав заявителя.
Установив, что оспариваемые действия (бездействие) департамента не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 по делу N А46-398/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ
Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2015 N Ф04-18957/2015 ПО ДЕЛУ N А46-398/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N А46-398/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАРОЛИНА" на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 (судьи: Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-398/2014.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КАРОЛИНА" (644073, г. Омск, ул. Любинская 3-я, дом 22, корпус 1, кв. 12, ОГРН 1105543011903, ИНН 5507217360, далее - ООО "КАРОЛИНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 32, 1 ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, далее - департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии по результатам выбора одного из решений - о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо об отказе в размещении объекта, и в отказе заявителю в размещении торгового комплекса, кафе западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска согласно схеме расположения земельного участка. Кроме того, общество просило обязать Департамент осуществить выбор земельного участка под строительство объекта: торгового комплекса, кафе западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "КАРОЛИНА", и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
Заявление мотивировано тем, что в установленный Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (далее - Закон Омской области N 731-ОЗ) шестимесячный срок выбор земельного участка департаментом не был обеспечен. Бездействие, выразившееся в непроведении в установленный срок процедуры выбора земельного участка под строительство, нарушает права заявителя.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2014 (судья Пермяков В.В.) требования общества удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции исходил из того, что порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому заинтересованное лицо по результатам рассмотрения заявления общества в любом случае обязано принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта, несмотря на то, что положениями постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131" фактически наложен запрет на принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое планирует к возведению заявитель.
Суд первой инстанции отметил, что письмо департамента от 18.12.2013 не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта, поэтому департаментом не выполнена возложенная на него обязанность по рассмотрению заявления общества в порядке, предусмотренном законодательством.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что установленные решением Омского городского совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" ограничения обязательны при рассмотрении заявления общества о выборе земельного участка для строительства и исключают возможность принятия департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов. Ответ департамента на заявление общества, содержащий указание на то, что испрашиваемый последним участок может быть предоставлен только по результатам проведения торгов, является законным и свидетельствует о совершении заинтересованным лицом необходимых действий по рассмотрению заявления ООО "КАРОЛИНА".
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО "КАРОЛИНА" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, в нарушение порядка, установленного положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Омской области N 731-ОЗ, департамент не обеспечил выбор испрашиваемого земельного участка на основании заявления общества.
Общество указывает на то, что статья 2.2 решения Омского городского совета от 19.06.2013 N 131, устанавливающая, что действие настоящего решения не распространяется на случаи предоставления земельных участков на основании решений о предварительном согласовании места размещения объектов, принятых до 29.06.2013, введена решением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 183. По его мнению, в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации положения статьи 2.2 решения Омского городского совета от 19.06.2013 N 131 и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям.
Заявитель жалобы считает, что департамент по существу не принял никакого решения по его заявлению.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "КАРОЛИНА" 18.06.2013 обратилось в департамент о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса и кафе, западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска, к которому приложило схему размещения земельного участка под строительство.
Письмом N 09/15157 от 18.12.2013 департамент, ссылаясь на решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", уведомил общество о невозможности принятия решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по его заявлению о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса и кафе, западнее строения N 1А по улице Енисейская в Кировском административном округе г. Омска.
Полагая, что департамент, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В то же время применительно к процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта пункт 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено полномочие органа местного самоуправления по корректировке предусмотренной статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в виде установления случаев, когда предоставление соответствующих участков возможно только по результатам проведения торгов.
Судами установлено, что на территории муниципального образования город Омск действует решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", которым установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пунктам 36, 41 статьи 2 решения от 19.06.2013 N 131 предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах, в том числе, в случае строительства торговых комплексов и центров, а также столовых, кафе, закусочных.
При этом постановлением Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предусмотрено, что со дня вступления в силу решения от 19.06.2013 N 131, в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу решения от 19.06.2013 N 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный решением от 19.06.2013 N 131 перечень.
Судами установлено, что общество 18.06.2013 обратилось в департамент с заявлением о выборе земельного участка на территории города Омска для строительства торгового центра и кафе.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу, что на основании решения от 19.06.2013 N 131 у департамента отсутствовали законные основания для рассмотрения заявления ООО "КАРОЛИНА" о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по существу.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 9 Закона Омской области N 731-ОЗ, суд первой инстанции верно указал, что орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Таким образом, соблюдая разумные сроки, выбор земельного участка по заявлению общества от 18.06.2013 следовало обеспечить не позднее шести месяцев с даты обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (не позднее 18.12.2013), то есть после вступления в силу решения от 19.06.2013 N 131 и постановления от 20.11.2013 N 655.
Учитывая, что иной срок для обеспечения процедуры выбора земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска не установлен, а общество обратилось с заявлением 18.06.2013, предусмотренные указанным решением ограничения были обязательны для заинтересованного лица при рассмотрении заявления предпринимателя и исключали возможность принятия департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов, в связи с чем направление департаментом письма от 18.12.2013, в котором ООО "КАРОЛИНА" указано на невозможность принятия решения о выборе участка в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснен порядок предоставления испрашиваемого им земельного участка, не является противоправным бездействием заинтересованного лица и не нарушает прав заявителя.
Установив, что оспариваемые действия (бездействие) департамента не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 по делу N А46-398/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ
Судьи
В.В.СИРИНА
В.В.ТИХОМИРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)