Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2015 ПО ДЕЛУ N А32-23850/2011

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А32-23850/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента Олимпийского наследия Краснодарского края - Гордиенко М.Г. (доверенность от 30.12.2014), от третьих лиц: федерального казенного учреждения "УПР ДОР "Черноморье" - Жур О.Н. (доверенность от 31.12.2014), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Петровой К.С. (доверенность от 11.12.2014), федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) - Свиридкиной Е.А. (доверенность от 05.11.2014), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Автотраст" (ИНН 2319032265, ОГРН 1032311080284), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор) и федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 по делу N А32-23850/2011 (судьи Ванин В.В., Еремина О.А., Чотчаев Б.Т.), установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Автотраст" (далее - общество) об изъятии земельного участка площадью 21 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:1020, земельного участка площадью 1099 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:1021, образованных путем раздела земельного участка площадью 2457 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:217 путем прекращения права аренды ответчика с предоставлением компенсации в размере 12 143 828 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2012 был изъят для федеральных нужд земельный участок путем прекращения права бессрочного пользования общества на части земельных участков площадью 21 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:1020, площадью 1099 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:1021, образованных путем раздела земельного участка площадью 2457 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:217 (ранее имевшего кадастровый номер 23:49:0301015:19) в местах пересечения земельных участков площадью 21 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:1020 и площадью 1099 кв. м с кадастровым номером 23:49:0301015:1021 с земельным участком с кадастровым номером 23:49:0301015:217 (ранее имевшего кадастровый номер 23:49:0301015:19) общей площадью пересечения 390 кв. м, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, ул. Кленовая. Установлена компенсация в размере 5 240 796 рублей 70 копеек, подлежащая выплате обществу путем перечисления учреждением на счет общества. В остальной части производство по делу прекращено в связи с принятием судом в данной части отказа истца от иска.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2012 отменено, отказ департамента от иска принят в полном объеме, производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2012 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда были отменены, дело отправлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2014 принят отказ истца от иска, производство по делу прекращено.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного суда апелляционной инстанции от 16.04.2014, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2014, определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2014 изменено наименование третьего лица федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" на федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" (далее - учреждение), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление).
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Краснодарского о процессуальном правопреемстве от 06.10.2014 по ходатайству департамента произведена процессуальная замена истца - Департамента олимпийского наследия Краснодарского края (актуальное наименование департамента) на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Принятым в этом же судебном заседании определением об отложении судебного разбирательства департамент привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор).
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015, определение Арбитражного суда Краснодарского о процессуальном правопреемстве от 06.10.2014 отменено. Суд произвел процессуальную замену истца - департамента на Росавтодор. Постановление мотивировано тем, что в области управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства данные полномочия осуществляет Росавтодор.
В кассационных жалобах Росавтодор и учреждение просят отменить постановление суда апелляционной инстанции от 16.01.2015 и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы заявители указывают на то, что Росавтодор не является заинтересованным лицом в изъятии спорных земельных участков на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 25.06.2013 N 532-р. Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.05.2014 N 525 не содержит указаний о правопреемстве каких-либо органов после департамента. Росавтодор не наделен полномочиями по изъятию земельных участков для размещения олимпийских объектов. Законодательством Российской Федерации не предусмотрены полномочия судов определять нужды Российской Федерации по рассматриваемым вопросам.
В отзывах департамент и управление сослались на несостоятельность доводов жалоб.
В судебном заседании представители Росавтодора и учреждения настаивали на доводах жалоб, представители управления и департамента просили оставить постановление от 16.01.2015 без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление от 16.01.2015 надлежит оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что олимпийский объект федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи - дублер Курортного проспекта" включен в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991.
Пунктом 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.02.2011 N 134-р земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0301015:1020 и 23:49:0301015:1021, образованные путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0301015:217, изъяты для федеральных нужд в целях размещения названного олимпийского объекта.
В рамках настоящего дела департамент требовал изъять для федеральных нужд земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0301015:1020 и 23:49:0301015:1021.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ в период с 01.01.2008 до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном данным федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края определен Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Согласно пункту 3.21 положения о департаменте данный орган исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Из этого следует, что полномочия Российской Федерации по изъятию земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения в период с 01.01.2008 по 01.01.2014 осуществлялись департаментом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Обратившись в 2011 года в Арбитражный суд Краснодарского края с иском по настоящему делу, департамент действовал как орган исполнительной власти, осуществлявший полномочия Российской Федерацией, делегированные Краснодарскому краю на период с 01.01.2008 до 01.01.2014.
Соответственно, субъектом охраняемого законом интереса, на защиту которого направлен иск по делу, является публичное образование - Российская Федерация. Иск по делу предъявлен департаментом как органом, в силу закона реализующим материальную и процессуальную правоспособность Российской Федерации.
Истечение установленного частью 6 статьи 15 Закона N 310-ФЗ срока означает окончание периода делегирования Российской Федерацией Краснодарскому краю полномочий по изъятию земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, включая полномочие по представлению Российской Федерации в арбитражных делах по спорам, возникшим из указанных правоотношений.
Соответственно, на день принятия оспариваемого определения суда первой инстанции департамент не является субъектом, в компетенцию которого входило осуществление указанных полномочий Российской Федерации.
Утрата департаментом полномочия представлять Российскую Федерацию при рассмотрении дела не означает выбытия последней из спорного правоотношения; при этом процессуальная правоспособность Российской Федерации может быть реализована посредством государственного органа в соответствии с его компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении такого органа апелляционный суд правомерно установил следующее.
Предметом иска по делу является требование об изъятии земельного участка для размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи - дублер Курортного проспекта". Данный объект представляет собой участок федеральной автомобильной дороги, что лицами, участвующими в деле не оспаривается.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
По смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по требованию об изъятии земельного участка для федеральных нужд при не согласии собственника с решением об изъятии у него земельного участка либо при недостижении соглашения о выкупной цене или других условиях выкупа, является орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об изъятии земельного участка.
Исходя из изложенного, органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по настоящему делу, должен выступать орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изъятии земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог.
Из пункта 1 положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 (далее - положение N 374) следует, что Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочих, функцию по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5 положения N 374 в компетенцию Росавтодора входят следующие полномочия: осуществление в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (пункт 5.3.1 положения N 374); принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей (пункт 5.4.1 (1) положения N 374); заключение договоров с собственниками земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества о выкупе таких земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог федерального значения и формирования полос отвода таких автомобильных дорог, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества, а также заключение договоров с правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, предусматривающих возмещение убытков в связи с изъятием указанного недвижимого имущества (пункт 5.4.1 (3) положения N 374).
Таким образом, полномочия по изъятию, в том числе путем выкупа земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая принятие решений о таком изъятии, прямо отнесены к компетенции Росавтодора.
Определив в качестве органа, уполномоченного выступать на истцовой стороне, Росимущество, суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432, (далее - Положение N 432) Росимущество осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти. В силу прямого указания закрепленной в данном пункте нормы Росимущество осуществляет полномочия собственника, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Как указано выше, в области управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства данные полномочия осуществляет Росавтодор.
Пункты 5.13, 5.14, 5.35 Положения N 432, на которые сослался суд первой инстанции, не содержат положений, свидетельствующих о том, что указанные полномочия входят в компетенцию Росимущества.
При таких обстоятельствах органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию при рассмотрении дела в условиях прекращения делегирования соответствующих полномочий Краснодарскому краю, является Росавтодор.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Данная норма прямо не определяет правовые последствия прекращения полномочий органа, представляющего в арбитражном процессе публичное образование. Кроме того, как указано выше, правопреемство в гражданско-правовом смысле в спорной ситуации отсутствует, поскольку субъектом охраняемого законом интереса по рассматриваемому в рамках настоящего иска делу была и остается Российская Федерация.
Между тем, прекращение полномочий департамента выступать от имени Российской Федерации в споре по настоящему делу без замены его на уполномоченный орган повлечет принятие решения о правах и обязанностях лица (Российской Федерации), которое не участвовало в деле в установленной законом правовой форме - посредством уполномоченного органа.
При этом участие в арбитражном деле уполномоченного органа от имени и в интересах Российской Федерации не зависит от волеизъявления такого органа, поскольку опосредуется не гражданской правоспособностью последнего как юридического лица, а обусловлено осуществлением образующих компетенцию государственного органа публично-правовых полномочий.
Допустимость применения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к изменению компетенции публичных органов подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 06.11.2014 N 308-КГ14-4521 по делу N 801/2113/14).
При таких обстоятельствах по аналогии нормы статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент подлежит замене на Росавтодор. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подлежит привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения постановления.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 по делу N А32-23850/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.АРТАМКИНА
Судьи
В.В.АВАРЯСКИН
Е.В.УЛЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)