Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 07.09.2015 N 46-АПГ15-35

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-35


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Понкратова А.Г., Надеевой Л.В., Козьмичева Ю.В., Спектрова А.И. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> <...> <...> <...> в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Самарского областного суда от 30 апреля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Надеевой Л.В. - Надеева С.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Понкратов А.Г., Надеева Л.В., Козьмичев Ю.В., Спектров А.И. обратились в Самарский областной суд с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, площадью <...> кв. м, <...>, площадью <...> кв. м, <...>, площадью <...> кв. м, <...>, площадью <...> кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенных по адресу: <...> область, г. <...>, <...> район, <...> шоссе, <...>, равном их рыночной стоимости в размере соответственно: <...> руб., <...> руб., <...> руб. и <...> руб., определенной по состоянию на 3 декабря 2013 г.
Решением Самарского областного суда от 30 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Понкратов А.Г., Козьмичев Ю.В., Спектров А.И., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти, общество с ограниченной ответственностью "Городская служба оценки", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Надеевой Л.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Понкратову А.Г., Надеевой Л.В., Козьмичеву Ю.В., Спектрову А.И. на праве аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: <...>, площадью <...> кв. м, <...>, площадью <...> кв. м, <...>, площадью <...> кв. м, <...>, площадью <...> кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации части производственной базы - административно-бытовой корпус, расположенные по адресу: <...> область, г. <...>, <...> район, <...> шоссе, <...>.
Перечисленные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...> и поставлены на государственный кадастровый учет 3 декабря 2013 г., что подтверждается кадастровыми паспортами и кадастровыми справками.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером <...>.
В соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222, органом кадастрового учета рассчитана кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков: <...> - <...> руб., <...> - <...> руб., <...> - <...> руб., <...> - <...> руб. по состоянию на 3 декабря 2013 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявители представили отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 мая 2014 г. N 45-04/14, 47-04/14, 48-04/14, 46-04/14, выполненные обществом с ограниченной ответственностью "Городская служба оценки".
Согласно названным отчетам рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 3 декабря 2013 г. составила <...> руб., земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб.
По результатам экспертизы отчетов от 16 мая 2014 г. N 45-04/14, 47-04/14, 48-04/14, 46-04/14, проведенной экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчеты признаны соответствующими Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлены заключения от 3 июля 2014 г. N 1251/07/14, N 1253/07/14, N 1254/07/14, N 1252/07/14.
По ходатайству представителя заявителей судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 3 декабря 2013 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Федеральная лаборатория судебной экспертизы".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной оценочной экспертизы от 7 апреля 2015 г. N 2015/187 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 3 декабря 2013 г. составила <...> руб., земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб., земельного участка с кадастровым номером <...> - <...> руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 7 апреля 2015 г. N 2015/187, установил кадастровую стоимость указанных земельных участков, равную их рыночной стоимости, в размере <...> руб., <...> руб., <...> руб., <...> руб. соответственно.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии у заявителей как арендаторов земельных участков права на обращение в суд с настоящим заявлением. По мнению Мэрии городского округа Тольятти, требования заявителей направлены на изменение обязательного условия договора аренды (размера арендных платежей). Мэрия ссылается на отсутствие доказательств наличия у заявителей полномочий на заключение с обществом с ограниченной ответственностью "Городская служба оценки" договоров на проведение оценки земельных участков.
Судебная коллегия исходит из того, что согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В рассматриваемом случае согласно упомянутому договору аренды земельного участка арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, затронуты права и законные интересы заявителей как арендаторов земельных участков.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Самарского областного суда от 30 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)