Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N 11-4171/2015

Требование: О признании недействительными постановления главы органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду, договора аренды и применении последствий его недействительности.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что на дату предоставления земельного участка ответчик не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N 11-4171/2015


Судья: Мохначева С.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Савельевой Л.А.,
судей Давыдовой В.Е., Винниковой Н.В.,
при секретаре Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа на решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2014 года в рамках дела по иску Прокурора Чебаркульского городского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебаркульского городского округа к администрации Чебаркульского городского округа, Управлению муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа, Г. о признании недействительным постановления главы Чебаркульского городского округа о предоставлении земельного участка в аренду, признании договора аренды недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, пояснения прокурора Щербининой О.Ю., возражающего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор Чебаркульского городского округа обратился в суд с иском к администрации Чебаркульского городского округа, Управлению муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Г. о признании недействительным постановления главы Чебаркульского городского округа N 330 от 18.04.2013 о предоставлении земельного участка Г. в аренду, расположенного по адресу: **** с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, признании договора аренды земельного участка от 14.05.2013 недействительным и применении последствий недействительности сделки путем исключения записи из ЕГРП о регистрации договора аренды от 14.05.2013 и обязании Г. возвратить участок.
В обоснование иска прокурор сослался на незаконное предоставление в аренду Г. земельного участка, поскольку она на дату предоставления ей земельного участка не была нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В суде первой инстанции ответчики участия не принимали, возражений по существу заявленных требований не представили.
Суд исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе Управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа (далее - Управление) просит решение суда отменить. В обоснование Управление указывает на отсутствие у прокурора Чебаркульского городского округа полномочий на обращение с настоящим иском в суд. Ссылается на то, что при рассмотрении исковых требований по существу, суд вышел за рамки заявленных прокурором требований. Указывает на то, что предоставление Г. земельного участка производилось на общих основаниях, нарушений не произведено. Ссылается на пропуск прокурора срока исковой давности. Считает несостоятельной ссылку прокурора на то, что земельный участок мог быть предоставлен Г. только по месту жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чебаркульского городского округа указала на законность и обоснованность решения суда. Доводы апелляционной жалобы отклонил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения прокурора Щербининой О.Ю., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации в ст. 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Таким образом, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование, вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Г. имеет **** по общему заболеванию. 20.08.2012 Г. обратилась к Главе Чебаркульского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖК) как ****. Постановлением Главы Чебаркульского городского округа от 18.04.2013 N 330 Г. предоставлен земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв. м, расположенный в **** (л.д. 34). Впоследствии, 14.05.2013 между Управлением и Г. заключен договор аренды, предоставленного ей земельного участка. Из ответа администрации Чебаркульского городского округа от 31.10.2014 N 3122 и администрации Миасского городского округа от 07.11.2014 N 7209/11 следует, что Г., уроженка пос. **** на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Чебаркульского городского округа не состоит и не состояла. Участником федеральных целевых программ не является (л.д. 87, 116).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что истица в очереди на улучшение жилищных условий не состояла, доказательств наличия у нее, как инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, не представлено, тогда как федеральным законодательством предусмотрено право на получение инвалидами во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, в связи с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий по месту жительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах по делу и с применением норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Судебной коллегией принимается во внимание, что обязанность предоставить инвалиду земельный участок в первоочередном порядке без проведения аукциона может быть возложена на уполномоченный орган местного самоуправления лишь при наличии данных о постановке инвалида (семьи) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства. Однако, документы, подтверждающие нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий суду не представлены и в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы Управления о том, что у прокурора Чебаркульского городского округа отсутствует право на обращение с настоящим иском в суд, являются несостоятельными.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, субъектами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
По смыслу указанных норм закона под защитой интересов неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов (заявителей) не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но и после его окончания.
То обстоятельство, что в Управлении пенсионного фонда РФ в г. Чебаркуль и Чебаркульском районе по состоянию на 22.12.2014 на территории Чебаркульского городского округа на учете состоит 2566 инвалидов, не может свидетельствовать об определенности круга лиц, нуждающихся в защите, поскольку данные сведения имеют свойство изменяться и не относятся к стабильному, неизменному показателю. Обращение прокурора с настоящим иском в защиту 2566 инвалидов, стоящих на учете в Управлении пенсионного фонда РФ в г. Чебаркуль и Чебаркульском районе по состоянию на 22.12.2014 не согласуется положениями ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
Указание в жалобе на то, что Г. предоставлен земельный участок на общих основаниях опровергается материалами дела и не может служить основанием для отмены судебного акта. Г. обратилась к Главе Чебаркульского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для ИЖК как инвалиду, постановлением Главы Чебаркульского городского округа от 18.04.2013 N 330 Г. предоставлен земельный участок на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Данные обстоятельства не могут свидетельствовать о предоставлении Г. земельного участка на общих основаниях.
Нельзя согласиться с доводами жалобы о пропуске судом срока исковой давности по предъявленному прокурором иску об отмене постановления главы Чебаркульского городского округа N 330 от 18.04.2013 о предоставлении Г. в аренду земельного участка по адресу **** площадью **** кв. м, поскольку иск прокурором заявлен в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения прав и их гарантии, закрепленных в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Нарушений норм процессуального законодательства, в том числе положения ст. 196 ГПК РФ при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Суд разрешил возникший спор с учетом требований закона и установленных обстоятельств, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Чебаркульского городского суда Челябинской области от 12 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)