Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.12.2014 N Ф09-8531/14 ПО ДЕЛУ N А50-7366/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 г. N Ф09-8531/14

Дело N А50-7366/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2014 по делу N А50-7366/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество с ограниченной ответственностью "РИВА групп" (далее - общество "РИВА групп") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента от 07.02.2014 N И-21-01-09-2077 об отказе в оформлении акта выбора земельного участка примерной площадью 24 528 кв. м. и предварительном согласовании места размещения объекта - медицинского центра южнее ул. Лянгасова, 69а, г. Перми, обязании Департамента выдать акт о выборе земельного участка примерной площадью 24 528 кв. м. и предварительном согласовании места размещения названного объекта.
Решением суда от 16.06.2014 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента, изложенное в письме от 07.02.2014 N И-21-01-09-2077, как противоречащее ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. На Департамент возложена обязанность обеспечить обществу "РИВА групп" выбор земельного участка, оформив акт о выборе земельного участка для строительства, а также совершить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315 (далее - Положение), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что оспариваемый отказ является законным, поскольку на момент его вынесения п. 4.2 Положения, предусматривающий предоставление земельного участка для строительства объектов социально-культурного назначения в порядке предварительного согласования места размещения объекта, утратил силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014. По мнению Департамента, предоставление испрашиваемого земельного участка должно производиться на торгах, поскольку в отношении его предоставления поступило также заявление предпринимателя Бродниковой А.Л. Кроме того, заявитель указывает, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-16931/2013 на Департамент возложена обязанность выдать акт о выборе земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта на земельном участке, находящемся по ул. Лянгасова (с южной стороны дома N 69а) в г. Перми, примерной площадью 13 933 кв. м., который выдан Департаментом 19.11.2013.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РИВА групп" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "РИВА групп" 24.12.2013 обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта: г. Пермь, Орджоникидзевский район, южнее ул. Лянгасова, 69а, площадью 24 528 кв. м., для строительства медицинского центра.
В письме от 07.02.2014 N И-21-01-09-2077 Департамент сообщил обществу "РИВА групп" об отказе в выборе испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на поступившие к нему отрицательные заключения функциональных органов о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, а именно - заключение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, согласно которому земельный участок расположен на территории общего пользования (красные линии утверждены постановлением администрации г. Перми от 16.04.2008 N 264), заключение Управления здравоохранения, содержащее вывод о том, что объект не имеет общественного значения для городского округа и не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения.
Общество "РИВА групп", считая данный отказ не соответствующим требованиям земельного законодательства и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен в п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и состоит из: выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
На основании п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Условия предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам на определенном виде права для целей, связанных со строительством, единые на территории города Перми определены Положением.
Согласно п. 4.2 названного Положения предварительное согласование места размещения объектов осуществляется: для строительства объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Пунктом 4.3 Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации г. Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов (далее - Регламент).
На основании п. 3.1.2 Регламента Департамент при поступлении заявления физического или юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города: управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми, департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, управление внешнего благоустройства администрации г. Перми, территориальный орган администрации г. Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Наряду с функциональными и территориальными органами администрации города Перми, указанными в п. 3.1.2 Регламента, в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления Департамент земельных отношений направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключений в Управление здравоохранения администрации города Перми - в случае строительства объектов здравоохранения, имеющих общественное значение для городского округа (п. 3.1.3 Регламента).
Согласно п. 3.4. Регламента подготовленные поименованными в п. 3.1.2 и 3.1.3 настоящего Регламента органами заключения с выводами о невозможности размещения объекта должны содержать указание на нормы действующего законодательства, которым противоречит размещение объекта.
Пунктом 4.1 Регламента предусмотрено, что Департамент в течение 5 календарных дней после получения заключений, предусмотренных разделом 3 настоящего Регламента, рассматривает заявления с учетом поступивших заключений и принимает решение об оформлении акта выбора земельного участка либо об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу п. 4.2 Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений департамент в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям функциональных и территориальных органов.
Как установлено судами, основанием для принятия Департаментом оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка послужили поступившие в его адрес отрицательные заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о том, что спорный участок расположен на территории общего пользования (красные линии утверждены постановлением администрации г. Перми от 16.04.2008 N 264), заключение Управления здравоохранения, содержащее вывод о том, что объект не имеет общественного значения для городского округа и не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п. 4.2 Положения.
Из заключения Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 31.12.2013 N 2679-2 следует, что постановлением администрации города Перми от 20.12.2010 N 880 утвержден проект межевания территории, ограниченной ул. Академика Веденеева, ул. Льва Лаврова, ул. Кронита, ул. Ставропольской, ул. Зюкайской, ул. Косякова, ул. Волховской, ул. Качканарской, ул. Плановой, ул. Краснослудской, ул. Усинской, ул. Хохловской, ул. Лянгасова в жилом районе Молодежный Орджоникидзевского района города Перми.
Установив, что согласно проекту межевания территории испрашиваемый земельный участок (N 16) площадью 33 493 кв. м. образуется из свободных городских земель, конкретное назначение которых не определено "для целей строительства, согласно разрешенных видов использования по зонированию", при этом обществом "РИВА групп" испрашивается участок площадью 24 528 кв. м., учитывая назначение предполагаемого к строительству объекта (медицинский центр), суды пришли к верному выводу о соответствии назначения заявленного к строительству объекта на испрашиваемом участке установленным градостроительным регламентам.
Заключение управления здравоохранения не принято во внимание в качестве доказательства, подтверждающего невозможность размещения спорного объекта, поскольку в нем не обосновано отсутствие общественного значения, не указано, какими объектами здравоохранения обеспечен тот район, где испрашивается заявителем земельный участок. Кроме того, судами верно указано, что данное заключение не основано на нормах земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества "РИВА групп" о признании незаконным отказа Департамента, изложенного в письме от 07.02.2014 N И-21-01-09-2077.
В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды признали надлежащим способом восстановления нарушенного права общества "РИВА групп" возложение на Департамент обязанности обеспечить выбор ему земельного участка, оформив акт о выборе земельного участка для строительства и совершить действия, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки Департамента на то, что спорный участок должен предоставляться на торгах, ввиду наличия в отношении его предоставления иных претендентов, рассмотрены и обоснованно отклонены апелляционным судом, так как данное обстоятельство не было указано в качестве основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка, в связи с чем не являлось предметом судебной оценки при рассмотрении данного спора.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что п. 4.2 Положения, предусматривающий предоставление земельного участка для строительства объектов социально-культурного назначения в порядке предварительного согласования места размещения объекта, утратил силу в связи с принятием решения Пермской городской Думы от 28.01.2014, также рассмотрен и отклонен апелляционным судом. Судами установлено, что на момент вынесения оспариваемого отказа п. 4.2 Положения являлся действующим, поскольку решение Пермской городской Думы от 28.01.2014 N 11 опубликовано лишь 07.02.2014.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2014 по делу N А50-7366/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.Э.РЯБОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)