Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 12.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7011/2013

Требование: Об оспаривании действий органа местного самоуправления.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица, как многодетная мать, написала заявление ответчику о возможности формирования и предоставления в собственность бесплатно земельного участка под личное подсобное хозяйство. Заявление было оставлено без ответа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 августа 2013 г. по делу N 33-7011/2013


Судья Ежелева Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Прилуцкой Л.А.,
судей - Маркатюк Г.В., Наприенковой О.Г.,
при секретаре - Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Маркатюк Г.В.
дело по заявлению М. к администрации Емельяновского района Красноярского края об оспаривании действий администрации Емельяновского района,
по апелляционной жалобе М.,
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 февраля 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований М. к администрации Емельяновского района о признании незаконными действий администрации Емельяновского района, выразившихся в непредоставлении ответа на заявление в установленный срок; действий администрации <адрес>, выразившихся в неправомерном отказе М. в выделении на праве собственности под ЛПХ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; об обязании МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать М. схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка; об обязании администрации Емельяновского района в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о выделении М. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, под личное подсобное хозяйство в собственность бесплатно отказать полностью".
Заслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий администрации Емельяновского района. Просит признать незаконными действия администрации, выразившиеся в непредоставлении ответа на заявление в установленный срок, в неправомерном отказе в выделении на праве собственности под личное подсобное хозяйство земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязать МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" утвердить и выдать М. схему расположения указанного земельного участка, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка; обязать администрацию Емельяновского района в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка, принять решение о выделении М. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, под личное подсобное хозяйство в собственность бесплатно.
Требования мотивированы тем, что в рамках исполнения Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", М., как многодетная мать, написала заявление в администрацию Емельяновского района о возможности формирования и предоставления в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, примерной площадью <данные изъяты> соток под личное подсобное хозяйство. Заявление было оставлено без ответа. По мнению М. действия администрации Емельяновского района являются незаконными, так как противоречат требованиям статей 28 и 34 Земельного кодекса РФ, статьи 15.1 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе М. просит отменить решение суда. Ссылается на то, что судом неверно установлены фактические обстоятельства дела и неверно применены нормы материального права.
Неявившиеся лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, о причинах неявки не сообщали, доказательств уважительности отсутствия не представили, в силу чего дело подлежит рассмотрению, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав М. и ее представителя Ш., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Согласно статье 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу требований статьи 255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании статей 10, 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.08 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", в редакции закона N 13-6695 от 01 декабря 2011 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для одной и той же цели может быть использовано однократно на семью в целом.
На основании статьи 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в орган местного самоуправления.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Из материалов дела видно, что М. является многодетной матерью и имеет троих детей.
Многодетной семье М., в мае 2012 года был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, для индивидуального жилищного строительства.
15 августа 2012 года М. обратилась с заявлением в администрацию Емельяновского района о выдаче заключения о возможном формировании земельного участка по адресу: <адрес> примерной площадью <данные изъяты> соток (смежного с ранее ей предоставленным) под личное подсобное хозяйство, с целью дальнейшего его приобретения в собственность бесплатно, как многодетной семье.
14 сентября 2012 года на заявление М. - МКУ "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района" был дан ответ, что испрашиваемый ею земельный участок находится в оформлении у другого лица.
Материалами дела подтверждается, что 13 августа 2012 года в администрацию Емельяновского района обратился житель <адрес> ФИО1 который просил предоставить ему земельный участок площадью <данные изъяты> соток в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, сроком на 4 года.
Из ответа на заявление М. также следует, что семья М. включена в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в порядке очередности (очередь N) на основании ранее поданного заявления от 13 октября 2010 года вх. N.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как временно учтенный 19 сентября 2012 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания действий администрации Емельяновского района незаконными не имеется.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда об отсутствии в действиях администрации Емельяновского района нарушений прав М., однако исходит из следующего.
Ответ на заявление М., зарегистрированное в администрации Емельяновского района 15 августа 2012 года, был дан в установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" тридцатидневный срок, а именно 14 сентября 2012 года.
Оснований для внеочередного предоставления земельного участка, испрашиваемого М. в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, у администрации Емельяновского района не имелось, поскольку бесплатное, иное льготное (первоочередное, внеочередное) предоставление в собственность граждан земельных участков, было предусмотрено статьей 15.1 Закона Красноярского края от 04.12.08 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, но только для земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Своим правом на бесплатное внеочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства семья М. воспользовалась.
Поскольку предоставление земельного участка во внеочередном порядке для личного подсобного хозяйства Законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", не предусмотрено, семье М. земельный участок может быть предоставлен бесплатно, но только в общем порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Так как испрашиваемый земельный участок на момент обращения с заявлением М. находился в оформлении у другого лица, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка ранее заявительницы, то с учетом отсутствия у семьи М. права на первоочередное предоставление участка, администрацией Емельяновского района было обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы, что не проводились торги спорного земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, являются несостоятельными, поскольку в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Из материалов дела видно, что на момент подачи М. заявления в администрацию Емельяновского района, земельный участок сформирован не был.
Доводы жалобы о том, что семья М. имеет преимущественное право на внеочередное предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, являются несостоятельными, поскольку порядок льготного (первоочередного, внеочередного) предоставления в собственность граждан земельных участков был предусмотрен только для индивидуального жилищного строительства (статья 15.1 Закона Красноярского края от 04.12.08 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.
Довод апелляционной жалобы о том, что М. в своем заявлении указала точный адрес земельного участка, который она просила предоставить, не являются основанием для отмены решения, поскольку указание точного адреса не возлагает на администрацию Емельяновского района обязанность безусловного предоставления указанного участка, а из смысла статьи 34 ЗК РФ следует, что возможность предоставления гражданину земельного участка по его выбору не предусмотрена.
Доводы жалобы о том, что не представлены доказательства предоставления спорного земельного участка ФИО1 не могут являться основанием для удовлетворения заявления, поскольку из материалов дела видно, что ФИО1 обратился за предоставлением земельного участка 13 августа 2012 года, его заявление соответствовало требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ, было принято администрацией Емельяновского района, спорный участок поставлен на кадастровый учет, как временно учтенный 19 сентября 2012 года. В дальнейшем все действия в отношении спорного участка, в том числе передача его в собственность или в аренду, регистрация сделок с данным участком, были приостановлены на основании определения суда от 21 сентября 2012 года, принятого по ходатайству М. об обеспечении исковых требований.
Доводы заявительницы о нарушении ее прав на предоставление смежного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, являются необоснованными, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления многодетным семьям конкретного земельного участка. Более того, отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с его нахождением в оформлении у другого лица, администрация Емельяновского района сохранила за многодетной семьей М. право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по мере определения свободных земельных участков, что также свидетельствует об отсутствии оснований полагать, что со стороны администрации Емельяновского района нарушены права М.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения и удовлетворения требований М. к администрации Емельяновского района.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ. судебная коллегия

определила:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 28 февраля 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)