Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Соколовой Т.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмах М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2008 по делу N А76-22304/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии от подателей апелляционной жалобы: администрации г. Челябинска Антонов Данила Александровича (доверенность N 03-1335 от 22.09.2008), главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска Патук Юлия Сергеевна (доверенность N 2/юр от 13.01.2009); от истца: ИП Гарифулиной Оксаны Юрьевны - Выползов Александр Анатольевич (доверенность N д-3443 от 15.10.2008); третьего лица: ООО "Паркинг" Подшивалов Тихон Петрович (доверенность N б/н до 10.12.2008)
установил:
Индивидуальный предприниматель Гарифулина Оксана Юрьевна (далее по тексту - ИП Гарифулина О.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации г. Челябинска (далее по тексту - Администрация), с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (Управление) общества с ограниченной ответственностью "Паркинг", (далее по тексту - ООО "Паркинг", третье лицо) с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным распоряжения первого заместителя Главы г. Челябинска от 24.07.2008 N 2717-д "Об утверждении акта выбора земельного участка N 003001-03-2008 и предварительном согласовании места размещения многоуровневой автопарковки с сервисным комплексом для автомобилей по автодороге "Меридиан" в Ленинском районе г. Челябинска ООО "Паркинг".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2008 заявленные требования удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением в администрацию г. Челябинска о выборе одного и того же участка обратилось 2 лица. Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами земельного кодекса не урегулирован. Суд приходит к выводу о том, что представление указанного земельного участка должно производиться на торгах.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, поскольку суд не учел, что заявителем не представлено доказательств нарушения ее прав и законных интересов. Оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Вывод о необходимости проведения торгов является ошибочным, не основанным на нормах закона. Заявление Гарифулиной О.Ю. не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 31 ЗК РФ и нормам "Временного порядка оформления документов".
Управление также не согласившись с принятым решением обратились в суд с апелляционной жалобой в которой просят решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих доводов ссылаются на то, что судом неправильно оценено заявление Гарифулиной О.Ю. как аналогичное заявлению ООО "Паркинг", так как в ее заявлении не указано испрашиваемое право на земельный участок, не указана площадь земельного участка. Суд не указал, какой норме закона Российской Федерации не соответствует оспариваемое решение. Судом не указана норма земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельный участок должен предоставляться на торгах. Суд сослался на утративший силу закон о Земельном кадастре. Судом не указано наличие двух условий, необходимых для признания ненормативного акта недействительным, а именно какой норме закона не соответствует и каким образом нарушены какие права заявителя.
Представители подателей жалобы в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, изложив их в тезисной форме.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ООО "Паркинг" в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал, полагает решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, Гарифулина О.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г. Челябинска 20.12.2002, ИМНС России по Ленинскому району г. Челябинска внесена запись в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304744911000076 (л.д. 19).
23.10.2003 Постановлением Главы г. Челябинска N 1635-п "О предоставлении земельного участка из земель поселений (зона инженерно-транспортной инфраструктуры, земли общего пользования) в аренду для проектирования и строительства временных некапитальных автостоянки и торгового павильона по продаже строительных материалов по ул. Гражданской в Ленинском районе г. Челябинска предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Гарифулиной Оксане Юрьевне" предпринимателю предоставлен земельный участок площадью 0,4570 га в аренду (л.д. 8).
30.12.2005 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и ИП Гарифулиной О.Ю. заключен договор УЗ N 004784-1-К-2003 аренды земель общего пользования и временно не застраиваемых земель в границах города Челябинска (л.д. 9-12).
30.09.2007 Распоряжением первого заместителя Главы г. Челябинска N 4161-д ИП Гарифулиной О.Ю. разрешено размещение и эксплуатация автостоянки на 100 машиномест по адресу; ул. Харлова, 15, в Ленинском районе г. Челябинска. Одновременно на предпринимателя возложены обязанности: заключить с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска договор на размещение и эксплуатацию временного некапитального стационарного объекта - автостоянки; с администрацией Ленинского района - договор на благоустройство и санитарное содержание территории, определенной администрацией района, в соответствии с действующими Правилами благоустройства г. Челябинска (л.д. 58-59).
08.04.2008 ООО "Паркинг" обратилось к Главе г. Челябинска с заявлением (вх. N 10-3924/68-0-0) о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства многоуровневой автопарковки по Меридиану в г. Челябинске с предварительным согласованием места размещения объекта и подготовке договора аренды земли г. Челябинска (л.д. 99). Указанное заявление поступило в ГУАиГ г. Челябинска 21.04.2008 вх. N 9064.
20.05.2008 Администрацией г. Челябинска опубликованы сведения о поступивших заявлениях и начале работ по формированию земельных участков для строительства объектов без проведения торгов, в том числе о заявлении ООО "Паркинг" (л.д. 31).
28.05.2008 ИП Гарифулина О.Ю. обратилась к Главе г. Челябинска с заявлением (вх. N 10-62441/68-0-0) о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства капитальной, многоуровневой автопарковки, расположенного на пересечении улиц Гражданской и Харлова (л.д. 75).
19.06.2008 Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска письмом N 5100/6к на обращение ИП Гарифулиной О.Ю., поступившее в ГУАиГ 03.06.2008, сообщило, что по ранее поступившей заявке (вх. N 9064 от 21.04.2008) указанный земельный участок оформляется для строительства многоуровневой автопарковки с сервисным комплексом; работа над обращением предпринимателя не представляется возможной (л.д. 13).
В материалы дела представлены картографические материалы к акту выбора участка под размещение автостоянки ИП Гарифулиной О.Ю. (л.д. 14) и к акту выбора земельного участка для строительства ООО "Паркинг" (л.д. 70), согласно которым ИП Гарифулина О.Ю. и ООО "Паркинг" обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении одного и того же участка.
24.07.2008 распоряжением первого заместителя Главы г. Челябинска N 2717-д "Об утверждении акта выбора земельного участка N 003001-03-2008 и предварительном согласовании места размещения многоуровневой автопарковки с сервисным комплексом для автомобилей по автодороге "Меридиан" в Ленинском районе г. Челябинска Обществу с ограниченной ответственностью "Паркинг" утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта ООО "Паркинг" без проведения торгов (л.д. 30, 65-69).
Полагая, что указанным распоряжением нарушаются ее права как законного владельца спорного земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
В силу ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11, 22 и 29 Земельного кодекса РФ, 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, решение о предоставлении земельного участка принимает исполнительный орган местного самоуправления в пределах компетенции.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Челябинска осуществляет Администрация, является верным.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с названной нормой заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Кодекса (пункт 6 статьи 30 Кодекса). В силу пункта 11 статьи 30 Кодекса предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно статье 11 Кодекса органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По смыслу названной статьи к компетенции органа местного самоуправления относится и установление порядка предоставления земельных участков для строительства.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Суд первой инстанции установил, что на спорный участок претендуют ИП Гарифулина О.Ю. и ООО "Паркинг". Заявление ООО "Паркинг" на момент обращения ИП Гарифулиной О.Ю. органом местного управления не рассмотрено и решение по нему не принято. Поскольку заявитель и третье лицо обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предоставление участка должно производиться на торгах.
Установив факт наличия заявок на спорный участок от двух претендентов, что в силу требований закона предполагает возможность предоставления земельного участка только на конкурсной основе, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в нарушение действующего законодательства без проведения торгов, тем самым, нарушает права ИП Гарифулиной О.Ю. на получение земельного участка на торгах.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что в силу ч. 2 ст. 6 ЗК РФ доводы заявителя о том, что она является владельцем спорного земельного участка на праве аренды, не могут быть положены в основу принятого решения.
Доводы жалоб о том, что вывод суда о необходимости проведения торгов не основан на нормах права подлежит отклонению.
Поскольку передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка, судом установлено, что на спорный земельный участок подано две заявки, то выводы суда о необходимости проведения торгов, являются верными.
Доводы жалобы о том, что судом не указано какие права и законные интересы нарушаются принятым распоряжением, также подлежит отклонению.
Заявитель вправе претендовать на предоставление земельного участка на условиях равенства с иными претендентами. Таким образом, принятием оспариваемого распоряжения нарушено право заявителя претендовать на получение земельного участка на равных с другими претендентами условиях.
Довод жалоб о том, что заявительницей заявка на предоставление земельного участка подана в нарушение п. 1 ст. 31 ЗК РФ не может быть принят во внимание. Из письменных материалов дела усматривается, что в заявлении ООО "Паркинг" о предоставлении земельного участка, сведения, предусмотренные названной нормой, также отсутствуют, обязательность направления в орган местного самоуправления наряду с заявлением о предоставлении земельного участка иных документов нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрена, кроме того, как следует из пояснений представителя Управления к заявке Гарифулиной прилагалась схема, на основании которой Управление определило, что заявителем испрашивается тот же земельный участок, что и ООО "Паркинг".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 года Администрации г. Челябинска и Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска предоставлена отсрочка уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ответчику и 3 лицу отказано, то госпошлина за подачу апелляционной жалобы относится на них и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Однако, согласно внесенным изменениям в п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем апелляционные жалобы Администрации и Управления рассмотрены за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2008 по делу N А76-22304/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Т.В.СОКОЛОВА
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2009 N 18АП-514/2009, 18АП-516/2009 ПО ДЕЛУ N А76-22304/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2009 г. N 18АП-514/2009, 18АП-516/2009
Дело N А76-22304/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Соколовой Т.В., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Стельмах М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2008 по делу N А76-22304/2008 (судья Ваганова В.В.), при участии от подателей апелляционной жалобы: администрации г. Челябинска Антонов Данила Александровича (доверенность N 03-1335 от 22.09.2008), главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска Патук Юлия Сергеевна (доверенность N 2/юр от 13.01.2009); от истца: ИП Гарифулиной Оксаны Юрьевны - Выползов Александр Анатольевич (доверенность N д-3443 от 15.10.2008); третьего лица: ООО "Паркинг" Подшивалов Тихон Петрович (доверенность N б/н до 10.12.2008)
установил:
Индивидуальный предприниматель Гарифулина Оксана Юрьевна (далее по тексту - ИП Гарифулина О.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации г. Челябинска (далее по тексту - Администрация), с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (Управление) общества с ограниченной ответственностью "Паркинг", (далее по тексту - ООО "Паркинг", третье лицо) с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным распоряжения первого заместителя Главы г. Челябинска от 24.07.2008 N 2717-д "Об утверждении акта выбора земельного участка N 003001-03-2008 и предварительном согласовании места размещения многоуровневой автопарковки с сервисным комплексом для автомобилей по автодороге "Меридиан" в Ленинском районе г. Челябинска ООО "Паркинг".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2008 заявленные требования удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением в администрацию г. Челябинска о выборе одного и того же участка обратилось 2 лица. Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами земельного кодекса не урегулирован. Суд приходит к выводу о том, что представление указанного земельного участка должно производиться на торгах.
Не согласившись с принятым решением, Администрация г. Челябинска обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, поскольку суд не учел, что заявителем не представлено доказательств нарушения ее прав и законных интересов. Оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Вывод о необходимости проведения торгов является ошибочным, не основанным на нормах закона. Заявление Гарифулиной О.Ю. не соответствует требованиям, установленным п. 1 ст. 31 ЗК РФ и нормам "Временного порядка оформления документов".
Управление также не согласившись с принятым решением обратились в суд с апелляционной жалобой в которой просят решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих доводов ссылаются на то, что судом неправильно оценено заявление Гарифулиной О.Ю. как аналогичное заявлению ООО "Паркинг", так как в ее заявлении не указано испрашиваемое право на земельный участок, не указана площадь земельного участка. Суд не указал, какой норме закона Российской Федерации не соответствует оспариваемое решение. Судом не указана норма земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельный участок должен предоставляться на торгах. Суд сослался на утративший силу закон о Земельном кадастре. Судом не указано наличие двух условий, необходимых для признания ненормативного акта недействительным, а именно какой норме закона не соответствует и каким образом нарушены какие права заявителя.
Представители подателей жалобы в судебном заседании на доводах жалобы настаивали, изложив их в тезисной форме.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционных жалоб не согласился, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица ООО "Паркинг" в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержал, полагает решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и подтверждено материалами дела, Гарифулина О.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г. Челябинска 20.12.2002, ИМНС России по Ленинскому району г. Челябинска внесена запись в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304744911000076 (л.д. 19).
23.10.2003 Постановлением Главы г. Челябинска N 1635-п "О предоставлении земельного участка из земель поселений (зона инженерно-транспортной инфраструктуры, земли общего пользования) в аренду для проектирования и строительства временных некапитальных автостоянки и торгового павильона по продаже строительных материалов по ул. Гражданской в Ленинском районе г. Челябинска предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, Гарифулиной Оксане Юрьевне" предпринимателю предоставлен земельный участок площадью 0,4570 га в аренду (л.д. 8).
30.12.2005 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и ИП Гарифулиной О.Ю. заключен договор УЗ N 004784-1-К-2003 аренды земель общего пользования и временно не застраиваемых земель в границах города Челябинска (л.д. 9-12).
30.09.2007 Распоряжением первого заместителя Главы г. Челябинска N 4161-д ИП Гарифулиной О.Ю. разрешено размещение и эксплуатация автостоянки на 100 машиномест по адресу; ул. Харлова, 15, в Ленинском районе г. Челябинска. Одновременно на предпринимателя возложены обязанности: заключить с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска договор на размещение и эксплуатацию временного некапитального стационарного объекта - автостоянки; с администрацией Ленинского района - договор на благоустройство и санитарное содержание территории, определенной администрацией района, в соответствии с действующими Правилами благоустройства г. Челябинска (л.д. 58-59).
08.04.2008 ООО "Паркинг" обратилось к Главе г. Челябинска с заявлением (вх. N 10-3924/68-0-0) о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства многоуровневой автопарковки по Меридиану в г. Челябинске с предварительным согласованием места размещения объекта и подготовке договора аренды земли г. Челябинска (л.д. 99). Указанное заявление поступило в ГУАиГ г. Челябинска 21.04.2008 вх. N 9064.
20.05.2008 Администрацией г. Челябинска опубликованы сведения о поступивших заявлениях и начале работ по формированию земельных участков для строительства объектов без проведения торгов, в том числе о заявлении ООО "Паркинг" (л.д. 31).
28.05.2008 ИП Гарифулина О.Ю. обратилась к Главе г. Челябинска с заявлением (вх. N 10-62441/68-0-0) о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства капитальной, многоуровневой автопарковки, расположенного на пересечении улиц Гражданской и Харлова (л.д. 75).
19.06.2008 Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска письмом N 5100/6к на обращение ИП Гарифулиной О.Ю., поступившее в ГУАиГ 03.06.2008, сообщило, что по ранее поступившей заявке (вх. N 9064 от 21.04.2008) указанный земельный участок оформляется для строительства многоуровневой автопарковки с сервисным комплексом; работа над обращением предпринимателя не представляется возможной (л.д. 13).
В материалы дела представлены картографические материалы к акту выбора участка под размещение автостоянки ИП Гарифулиной О.Ю. (л.д. 14) и к акту выбора земельного участка для строительства ООО "Паркинг" (л.д. 70), согласно которым ИП Гарифулина О.Ю. и ООО "Паркинг" обратились в Администрацию с заявлением о предоставлении одного и того же участка.
24.07.2008 распоряжением первого заместителя Главы г. Челябинска N 2717-д "Об утверждении акта выбора земельного участка N 003001-03-2008 и предварительном согласовании места размещения многоуровневой автопарковки с сервисным комплексом для автомобилей по автодороге "Меридиан" в Ленинском районе г. Челябинска Обществу с ограниченной ответственностью "Паркинг" утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано место размещения объекта ООО "Паркинг" без проведения торгов (л.д. 30, 65-69).
Полагая, что указанным распоряжением нарушаются ее права как законного владельца спорного земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции полагает решение подлежащим отмене.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм следует, что для применения последствий, предусмотренных данными статьями, истцу следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав.
В силу ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 11, 22 и 29 Земельного кодекса РФ, 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, решение о предоставлении земельного участка принимает исполнительный орган местного самоуправления в пределах компетенции.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Челябинска осуществляет Администрация, является верным.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с названной нормой заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Кодекса (пункт 6 статьи 30 Кодекса). В силу пункта 11 статьи 30 Кодекса предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Согласно статье 11 Кодекса органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. По смыслу названной статьи к компетенции органа местного самоуправления относится и установление порядка предоставления земельных участков для строительства.
В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.
При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 Кодекса, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Суд первой инстанции установил, что на спорный участок претендуют ИП Гарифулина О.Ю. и ООО "Паркинг". Заявление ООО "Паркинг" на момент обращения ИП Гарифулиной О.Ю. органом местного управления не рассмотрено и решение по нему не принято. Поскольку заявитель и третье лицо обратились с заявлениями о предоставлении земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предоставление участка должно производиться на торгах.
Установив факт наличия заявок на спорный участок от двух претендентов, что в силу требований закона предполагает возможность предоставления земельного участка только на конкурсной основе, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в нарушение действующего законодательства без проведения торгов, тем самым, нарушает права ИП Гарифулиной О.Ю. на получение земельного участка на торгах.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что в силу ч. 2 ст. 6 ЗК РФ доводы заявителя о том, что она является владельцем спорного земельного участка на праве аренды, не могут быть положены в основу принятого решения.
Доводы жалоб о том, что вывод суда о необходимости проведения торгов не основан на нормах права подлежит отклонению.
Поскольку передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка, судом установлено, что на спорный земельный участок подано две заявки, то выводы суда о необходимости проведения торгов, являются верными.
Доводы жалобы о том, что судом не указано какие права и законные интересы нарушаются принятым распоряжением, также подлежит отклонению.
Заявитель вправе претендовать на предоставление земельного участка на условиях равенства с иными претендентами. Таким образом, принятием оспариваемого распоряжения нарушено право заявителя претендовать на получение земельного участка на равных с другими претендентами условиях.
Довод жалоб о том, что заявительницей заявка на предоставление земельного участка подана в нарушение п. 1 ст. 31 ЗК РФ не может быть принят во внимание. Из письменных материалов дела усматривается, что в заявлении ООО "Паркинг" о предоставлении земельного участка, сведения, предусмотренные названной нормой, также отсутствуют, обязательность направления в орган местного самоуправления наряду с заявлением о предоставлении земельного участка иных документов нормами Земельного кодекса РФ не предусмотрена, кроме того, как следует из пояснений представителя Управления к заявке Гарифулиной прилагалась схема, на основании которой Управление определило, что заявителем испрашивается тот же земельный участок, что и ООО "Паркинг".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2009 года Администрации г. Челябинска и Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска предоставлена отсрочка уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы ответчику и 3 лицу отказано, то госпошлина за подачу апелляционной жалобы относится на них и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Однако, согласно внесенным изменениям в п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем апелляционные жалобы Администрации и Управления рассмотрены за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2008 по делу N А76-22304/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Челябинска, Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
Т.В.СОКОЛОВА
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)